БЕЛОРУССКИЕ КРЫЛЬЯМалюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное училище летчиков. С 1971 по 1973 год проходил службу командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в Бобровичах (Гомельская область). После окончания военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза в 1984 году был вновь направлен в Беларусь. С ноября 1984 по 1988 год являлся командующим Военно-воздушными силами Белорусского военного округа, членом военного совета БВО. Следующим местом службы стал Дальневосточный округ — с 1988 по 1990 год был командующим воздушной армией и членом военсовета ДВО. С 1990 по 1999 год А. И. Малюков — начальник Главного штаба ВВС, первый заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, а затем России. О некоторых эпизодах из своей жизни Анатолий Иванович Малюков рассказал во время приезда в Минск в мае этого года. Учения на Полесском полигоне Впервые попал служить в Беларусь в августе 1971 года после окончания академии имени Гагарина. Направили командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в авиационный полк, который дислоцировался на аэродроме Бобровичи в Гомельской области. В этом полку на самолетах Су-7 летал два года. Поскольку самолеты этого вида освоил раньше — переучиваться не пришлось. Включился в боевую работу сразу. Однажды, когда мы на Полесском полигоне отрабатывали задания по боевой подготовке — некоторые тактические приемы, связанные с ночным бомбометанием, туда прилетел командующий 26 воздушной армией генерал-лейтенант Леонид Игнатьевич Беда. Об этом незаурядном человеке (по первому образованию он учитель, а по призванию летчик-ас) до сих пор в Беларуси ходят легенды. Леонид Беда родился в Казахстане, но с Беларусью у него связано многое. Первый раз звание Героя Советского Союза ему присвоили в октябре 1944-го. Тогда на счету старшего лейтенанта Леонида Беды было 109 боевых вылетов. Он проявил личную храбрость, сражаясь в том числе и на 3-м Белорусском фронте. Второй медалью «Золотая Звезда» майор Беда награжден в июне 1945-го за 105 последующих боевых вылетов, умелое руководство эскадрильей при выполнении заданий в Восточной Пруссии. После войны до 1947 года Леонид Игнатьевич продолжал службу в частях ВВС Белорусского военного округа. Потом был направлен в Военно-воздушную академию (Монино). Вернулся в Беларусь в 1966-м после службы в Туркестанском округе. Был сначала заместителем, потом первым заместителем командующего, а с февраля 1972 года — командующим 26-й воздушной армией. Любил летать. Мог на истребителе-бомбардировщике самозабвенно «гнуть крючки», один из наиболее сложных видов боевого применения — бомбометание с кабрирования. Прибыл он на полигон не один. К учениям проявил интерес трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб. На тот момент, еще не маршал, а генерал-полковник, он служил в центральном аппарате ВВС в Москве. И вот эти два человека, имея пять звезд Героя Советского Союза на двоих и на погонах пять генеральских звезд на двоих, на Полесском полигоне устроили ночное бомбометание. САБы — светящиеся авиационные бомбы — давно применяются в авиации: и во время войны и после войны. Летчик сбрасывает САБ, и она на парашюте плавно опускается, дав сильный световой эффект. Летчик заходит на курс бомбометания и освещенную наземную цель поражает бомбой. В тот раз генералы придумали новый прием по боевой подготовке. Цель нужно было поражать не под САБами, когда они висят вверху: летчик заходит и все видит, а над САБами, то есть светящаяся бомба — внизу, а летчик — в темноте, невидимый врагу. Но сложность в том, что когда светящаяся бомба висит на меньшей высоте, это очень рискованно: выводим низко, буквально над кустами. Что делать? Думать о самолюбии генералов или предупредить об опасности? Решил срочно сообщить о возможных ЧП, и Кожедуб прекратил эксперимент. Так мне пришлось остудить азарт старших товарищей. Вообще-то у летчиков свои представления о субординации. У нас не принято чинопочитание. На первом плане — профессионализм. Чаще всего к вышестоящему офицеру обращаются не по званию, а просто «командир». В Бобровичах была насыщенная боевая жизнь. Мы летали полком — 36 самолетов одновременно. Сейчас летчики не имеют достаточной боевой подготовки, чтобы совершать такие интенсивные полеты. Да уже и такого количества самолетов нет. Авиация и «пехота» 5 марта 1980 года в Советской Армии прошла реорганизация, в результате которой 26 воздушная армия переименована в Военно-воздушные силы Белорусского военного округа. Кстати, название получилось какое-то невыразительное, поэтому в повседневном обиходе ВВС Беларуси по-прежнему называли 26-й армией. Эта реорганизация оказалась очень болезненным процессом для летчиков, потому что авиацию подчинили, как мы говорим, «пехоте» — общевойсковому окружному начальству. Командующий воздушной армией стал заместителем командующего округа по авиации, членом военного совета. Суть проблемы в том, что «пехота» не могла смириться с тем, что на территории округа есть какая-то Воздушная армия, которая ему непосредственно не подчиняется. Это очень задевало. Авиация подчинялась округу только в оперативном отношении, то есть к учениям привлекали, довольствие, снабжение шло через округ, но прямое подчинение было Москве, Главкому ВВС. Вернулся в Беларусь через 11 лет — в 1984-м. До этого четыре года командовал полком в Липецком Центре боевого применения и переучивания летного состава. Пять лет служил в Германии в 16-й воздушной армии: два года откомандовал дивизией и три года был заместителем командующего армией по боевой подготовке. С этой должности в 1982 году ушел в Академию Генерального штаба имени К.Е.Ворошилова. Два года отучился. Этот период был интересен тем, что направленность академии универсальная — там обучались представители всех родов войск: и моряки, и летчики, и пехота, и артиллеристы, и танкисты… За время учебы обзавелся массой знакомых. После окончания академии меня направили в Беларусь на должность заместителя командующего. В сентябре 1984-го уже был в Минске. Тогда во главе ВВС Белорусского военного округа находился Виктор Сергеевич Буланкин, но буквально через два месяца произошли перемещения: Буланкин был направлен на Дальний восток, а я приказом Главкома ВВС Павла Степановича Кутахова назначен командующим ВВС Белорусского военного округа. Через четыре года мне также довелось принять командование ВВС Дальневосточного округа. «Правой рукой» в Минске стал для меня начальник штаба Владимир Николаевич Мещеряков. В 80-х боевая и армейская авиация в Беларуси были сильными. На вооружении находились самые современные виды самолетов — МиГ-29, Су-25, Су-27, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-26 и другая авиатехника. По «специализации» мы имели разведывательную, бомбардировочную, истребительную, штурмовую, транспортную, специальную авиацию. Кроме того, на территории республики располагались подразделения центрального подчинения, в частности, дальней и морской авиации. Вообще тогда насыщенность Беларуси воинскими подразделениями была самой высокой в Европе. Если один военнослужащий у нас приходился на 43 жителя, то, например, на Украине — на 98, а России — на 634. Наиболее благоприятный период для авиации — 1970-1984 годы, когда Главкомом был П.С. Кутахов, очень мощный, активный человек. Тогда проблем во взаимодействии с промышленностью не существовало. Особенно в бытность министром обороны Устинова. Кутахов был фанатом новой техники. Все, кому приходилось служить в этот период, тепло отзываются об этом человеке: и летчики, и конструкторы, и заводчане. Весь процесс был отлажен. Все звенья цепочки — от создания нового самолета до его летного применения — находились в развитии. Только один завод в Комсомольске-на-Амуре делал 120 самолетов в год. Сейчас в ВВС нет столько самолетов, сколько один завод выпускал. А тогда еще в полную силу работали новосибирский, иркутский и другие заводы. А потом началась эра Горбачева. По инерции дела шли нормально, пока не наступил 1991-й. И все рухнуло… Генерал—депутат Два скульптора Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Малюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное
|
|