21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

БЕЛОРУССКИЕ КРЫЛЬЯ

19.09.2009 14:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Малюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное училище летчиков. С 1971 по 1973 год проходил службу командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в Бобровичах (Гомельская область). После окончания военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза в 1984 году был вновь направлен в Беларусь. С ноября 1984 по 1988 год являлся командующим Военно-воздушными силами Белорусского военного округа, членом военного совета БВО. Следующим местом службы стал Дальневосточный округ — с 1988 по 1990 год был командующим воздушной армией и членом военсовета ДВО. С 1990 по 1999 год А. И. Малюков — начальник Главного штаба ВВС, первый заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, а затем России. О некоторых эпизодах из своей жизни Анатолий Иванович Малюков рассказал во время приезда в Минск в мае этого года.
Учения на Полесском полигоне
Впервые попал служить в Беларусь в августе 1971 года после окончания академии имени Гагарина. Направили командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в авиационный полк, который дислоцировался на аэродроме Бобровичи в Гомельской области. В этом полку на самолетах Су-7 летал два года. Поскольку самолеты этого вида освоил раньше — переучиваться не пришлось. Включился в боевую работу сразу.
Однажды, когда мы на Полесском полигоне отрабатывали задания по боевой подготовке — некоторые тактические приемы, связанные с ночным бомбометанием, туда прилетел командующий 26 воздушной армией генерал-лейтенант Леонид Игнатьевич Беда.
Об этом незаурядном человеке (по первому образованию он учитель, а по призванию летчик-ас) до сих пор в Беларуси ходят легенды. Леонид Беда родился в Казахстане, но с Беларусью у него связано многое. Первый раз звание Героя Советского Союза ему присвоили в октябре 1944-го. Тогда на счету старшего лейтенанта Леонида Беды было 109 боевых вылетов. Он проявил личную храбрость, сражаясь в том числе и на 3-м Белорусском фронте.
Второй медалью «Золотая Звезда» майор Беда награжден в июне 1945-го за 105 последующих боевых вылетов, умелое руководство эскадрильей при выполнении заданий в Восточной Пруссии.
После войны до 1947 года Леонид Игнатьевич продолжал службу в частях ВВС Белорусского военного округа. Потом был направлен в Военно-воздушную академию (Монино). Вернулся в Беларусь в 1966-м после службы в Туркестанском округе. Был сначала заместителем, потом первым заместителем командующего, а с февраля 1972 года — командующим 26-й воздушной армией. Любил летать. Мог на истребителе-бомбардировщике самозабвенно «гнуть крючки», один из наиболее сложных видов боевого применения — бомбометание с кабрирования.
Прибыл он на полигон не один. К учениям проявил интерес трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб. На тот момент, еще не маршал, а генерал-полковник, он служил в центральном аппарате ВВС в Москве.
И вот эти два человека, имея пять звезд Героя Советского Союза на двоих и на погонах пять генеральских звезд на двоих, на Полесском полигоне устроили ночное бомбометание. САБы — светящиеся авиационные бомбы — давно применяются в авиации: и во время войны и после войны. Летчик сбрасывает САБ, и она на парашюте плавно опускается, дав сильный световой эффект. Летчик заходит на курс бомбометания и освещенную наземную цель поражает бомбой.
В тот раз генералы придумали новый прием по боевой подготовке. Цель нужно было поражать не под САБами, когда они висят вверху: летчик заходит и все видит, а над САБами, то есть светящаяся бомба — внизу, а летчик — в темноте, невидимый врагу. Но сложность в том, что когда светящаяся бомба висит на меньшей высоте, это очень рискованно: выводим низко, буквально над кустами. Что делать? Думать о самолюбии генералов или предупредить об опасности? Решил срочно сообщить о возможных ЧП, и Кожедуб прекратил эксперимент. Так мне пришлось остудить азарт старших товарищей.
Вообще-то у летчиков свои представления о субординации. У нас не принято чинопочитание. На первом плане — профессионализм. Чаще всего к вышестоящему офицеру обращаются не по званию, а просто «командир».
В Бобровичах была насыщенная боевая жизнь. Мы летали полком — 36 самолетов одновременно. Сейчас летчики не имеют достаточной боевой подготовки, чтобы совершать такие интенсивные полеты. Да уже и такого количества самолетов нет.
Авиация
и «пехота»
5 марта 1980 года в Советской Армии прошла реорганизация, в результате которой 26 воздушная армия переименована в Военно-воздушные силы Белорусского военного округа. Кстати, название получилось какое-то невыразительное, поэтому в повседневном обиходе ВВС Беларуси по-прежнему называли 26-й армией.
Эта реорганизация оказалась очень болезненным процессом для летчиков, потому что авиацию подчинили, как мы говорим, «пехоте» — общевойсковому окружному начальству. Командующий воздушной армией стал заместителем командующего округа по авиации, членом военного совета. Суть проблемы в том, что «пехота» не могла смириться с тем, что на территории округа есть какая-то Воздушная армия, которая ему непосредственно не подчиняется. Это очень задевало. Авиация подчинялась округу только в оперативном отношении, то есть к учениям привлекали, довольствие, снабжение шло через округ, но прямое подчинение было Москве, Главкому ВВС.
Вернулся в Беларусь через 11 лет — в 1984-м. До этого четыре года командовал полком в Липецком Центре боевого применения и переучивания летного состава. Пять лет служил в Германии в 16-й воздушной армии: два года откомандовал дивизией и три года был заместителем командующего армией по боевой подготовке.
С этой должности в 1982 году ушел в Академию Генерального штаба имени К.Е.Ворошилова. Два года отучился. Этот период был интересен тем, что направленность академии универсальная — там обучались представители всех родов войск: и моряки, и летчики, и пехота, и артиллеристы, и танкисты… За время учебы обзавелся массой знакомых.
После окончания академии меня направили в Беларусь на должность заместителя командующего. В сентябре 1984-го уже был в Минске. Тогда во главе ВВС Белорусского военного округа находился Виктор Сергеевич Буланкин, но буквально через два месяца произошли перемещения: Буланкин был направлен на Дальний восток, а я приказом Главкома ВВС Павла Степановича Кутахова назначен командующим ВВС Белорусского военного округа. Через четыре года мне также довелось принять командование ВВС Дальневосточного округа. «Правой рукой» в Минске стал для меня начальник штаба Владимир Николаевич Мещеряков.
В 80-х боевая и армейская авиация в Беларуси были сильными. На вооружении находились самые современные виды самолетов — МиГ-29, Су-25, Су-27, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-26 и другая авиатехника. По «специализации» мы имели разведывательную, бомбардировочную, истребительную, штурмовую, транспортную, специальную авиацию. Кроме того, на территории республики располагались подразделения центрального подчинения, в частности, дальней и морской авиации. Вообще тогда насыщенность Беларуси воинскими подразделениями была самой высокой в Европе. Если один военнослужащий у нас приходился на 43 жителя, то, например, на Украине — на 98, а России — на 634.
Наиболее благоприятный период для авиации — 1970-1984 годы, когда Главкомом был П.С. Кутахов, очень мощный, активный человек. Тогда проблем во взаимодействии с промышленностью не существовало. Особенно в бытность министром обороны Устинова. Кутахов был фанатом новой техники. Все, кому приходилось служить в этот период, тепло отзываются об этом человеке: и летчики, и конструкторы, и заводчане. Весь процесс был отлажен. Все звенья цепочки — от создания нового самолета до его летного применения — находились в развитии. Только один завод в Комсомольске-на-Амуре делал 120 самолетов в год. Сейчас в ВВС нет столько самолетов, сколько один завод выпускал. А тогда еще в полную силу работали новосибирский, иркутский и другие заводы.
А потом началась эра Горбачева. По инерции дела шли нормально, пока не наступил 1991-й. И все рухнуло…

Генерал—депутат
Службу в Беларуси закончил в октябре 1988 года. Направили на Дальний Восток командующим 1-й Воздушной армией. Но в Минск из Хабаровска прилетал еще несколько лет на все сессии Верховного Совета. Призывали депутатские обязанности: был избран депутатом от Поставского округа.
Сам много летал, и только на одноместных самолетах МиГ-27, Су -17. В тот период часто направлялся на полеты в Поставы. Отлетаю запланированное, а на следующий день провожу депутатский прием: люди приходили с жалобами, проблемами. В Верховном Совете докладывал об услышанном, старался помочь.
В Верховном Совете я входил в комиссию по науке и технике. Приобрел много друзей в научной среде. Подружился с академиком Геральдом Григорьевичем Маньшиным, президентом Международной академии информационных технологий. Он — авторитет в области технической кибернетики. Общаемся до сих пор, недавно встречались на V Международной выставке вооружения и военной техники Milex-2009.
Беларусь была республика передовая. Здесь проводились различные всесоюзные семинары. И я в этом процессе участвовал как депутат. Приходилось с московскими учеными летать по Беларуси. Своими глазами видел все самое лучшее. Как-то прилетел Гурий Иванович Марчук, президент Академии наук СССР (как потом оказалось — последний). Меня попросили «организовать» вертолет. Команда собралась большая, и мы летали по различным объектам: промышленным, сельскохозяйственным. Всех поразил поселок Мир. Современная коттеджная застройка, народ по тем временам зажиточный, молодежи много. Академика Марчука — специалиста в области физики атмосферы, разработчика ядерных реакторов и создателя математических моделей в экологии, иммунологии — особенно поразил огромный свиноводческий комплекс. Нигде людей не видно. Везде компьютеры, автоматика, конвейеры. Дозаторы по определенной программе работают. Гурий Иванович признался:
— Я сам математик, но меня поражает такое применение автоматизированных систем управления в сельском хозяйстве.
Потом на такую же гигантскую птицеферму попали! Были в прославленных Вертелишках.

Два скульптора
Как-то так получалось, что находил общий язык и с людьми творческими. Сначала подружился с белорусским скульптором Иваном Миско. Каждый раз, когда бываю в Минске, к нему захожу. Миско известен увлеченностью космической тематикой. У него целая серия работ с изображением космонавтов, летчиков. Мой бюст он сделал сначала из гипса. Потом как-то говорит:
— Надо в бронзе отлить.
Он тут же довел дело до конца. Очень похожим получился. Бюст у него в мастерской стоял долго — лет тринадцать. А в 2008 году Иван стал настаивать:
— Пора забрать. Это же твоя личная работа.
Нашел оказию: его на вертолете перевезли.
А Кербель Лев Ефимович, выдающийся скульптор, тогда вице-президент Российской академии художеств, меня сделал в мраморе. Как-то встретились на выставке в Центральном Доме художника в Москве. Он и говорит:
— Анатолий Иванович, присмотрелся к вам, и возникло желание вас вылепить.
— Стоит ли, Лев Ефимович, вы ведь мастер мирового уровня, что вам мной заниматься?
— Нет, мне интересно. Приходите в мастерскую.
Пришел. И как будто в музей попал: вся мастерская заставлена скульптурами разного масштаба. После этой встречи подружились на долгие годы. До самой кончины Кербеля помогал ему по мере возможности.
Работа Кербеля в другом стиле. Миско маску с меня снимал. Выбрал такой способ, когда накладывается гипсовая маска, и ты через трубочку дышишь. И я вот так отлежал у него в мастерской какое-то время. Признаюсь, неприятная очень процедура. Но сходство полное. А Лев Ефимович показал свое художественное видение меня. Он свою работу сразу отдал, только попросил, чтобы при необходимости на выставки можно было брать. Теперь она дома стоит. А жена моя волнуется, она к суевериям, как оказалось, серьезно относится. Между прочим, Кербель ее уговаривал сделать миниатюру в мраморе. Отказалась категорически.
Я удивлялся:
— Чего ты? Придешь, посидишь пару сеансов, зато будет вещь домашняя для детей и внуков.
Не захотела. Сейчас, похоже, у нее взгляды поменялись... (Окончание следует).
Наталья САЛУК

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Малюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика