21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

БЕЛОРУССКИЕ КРЫЛЬЯ

19.09.2009 14:19 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Малюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное училище летчиков. С 1971 по 1973 год проходил службу командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в Бобровичах (Гомельская область). После окончания военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза в 1984 году был вновь направлен в Беларусь. С ноября 1984 по 1988 год являлся командующим Военно-воздушными силами Белорусского военного округа, членом военного совета БВО. Следующим местом службы стал Дальневосточный округ — с 1988 по 1990 год был командующим воздушной армией и членом военсовета ДВО. С 1990 по 1999 год А. И. Малюков — начальник Главного штаба ВВС, первый заместитель Главнокомандующего ВВС СССР, а затем России. О некоторых эпизодах из своей жизни Анатолий Иванович Малюков рассказал во время приезда в Минск в мае этого года.
Учения на Полесском полигоне
Впервые попал служить в Беларусь в августе 1971 года после окончания академии имени Гагарина. Направили командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков в авиационный полк, который дислоцировался на аэродроме Бобровичи в Гомельской области. В этом полку на самолетах Су-7 летал два года. Поскольку самолеты этого вида освоил раньше — переучиваться не пришлось. Включился в боевую работу сразу.
Однажды, когда мы на Полесском полигоне отрабатывали задания по боевой подготовке — некоторые тактические приемы, связанные с ночным бомбометанием, туда прилетел командующий 26 воздушной армией генерал-лейтенант Леонид Игнатьевич Беда.
Об этом незаурядном человеке (по первому образованию он учитель, а по призванию летчик-ас) до сих пор в Беларуси ходят легенды. Леонид Беда родился в Казахстане, но с Беларусью у него связано многое. Первый раз звание Героя Советского Союза ему присвоили в октябре 1944-го. Тогда на счету старшего лейтенанта Леонида Беды было 109 боевых вылетов. Он проявил личную храбрость, сражаясь в том числе и на 3-м Белорусском фронте.
Второй медалью «Золотая Звезда» майор Беда награжден в июне 1945-го за 105 последующих боевых вылетов, умелое руководство эскадрильей при выполнении заданий в Восточной Пруссии.
После войны до 1947 года Леонид Игнатьевич продолжал службу в частях ВВС Белорусского военного округа. Потом был направлен в Военно-воздушную академию (Монино). Вернулся в Беларусь в 1966-м после службы в Туркестанском округе. Был сначала заместителем, потом первым заместителем командующего, а с февраля 1972 года — командующим 26-й воздушной армией. Любил летать. Мог на истребителе-бомбардировщике самозабвенно «гнуть крючки», один из наиболее сложных видов боевого применения — бомбометание с кабрирования.
Прибыл он на полигон не один. К учениям проявил интерес трижды Герой Советского Союза Иван Никитич Кожедуб. На тот момент, еще не маршал, а генерал-полковник, он служил в центральном аппарате ВВС в Москве.
И вот эти два человека, имея пять звезд Героя Советского Союза на двоих и на погонах пять генеральских звезд на двоих, на Полесском полигоне устроили ночное бомбометание. САБы — светящиеся авиационные бомбы — давно применяются в авиации: и во время войны и после войны. Летчик сбрасывает САБ, и она на парашюте плавно опускается, дав сильный световой эффект. Летчик заходит на курс бомбометания и освещенную наземную цель поражает бомбой.
В тот раз генералы придумали новый прием по боевой подготовке. Цель нужно было поражать не под САБами, когда они висят вверху: летчик заходит и все видит, а над САБами, то есть светящаяся бомба — внизу, а летчик — в темноте, невидимый врагу. Но сложность в том, что когда светящаяся бомба висит на меньшей высоте, это очень рискованно: выводим низко, буквально над кустами. Что делать? Думать о самолюбии генералов или предупредить об опасности? Решил срочно сообщить о возможных ЧП, и Кожедуб прекратил эксперимент. Так мне пришлось остудить азарт старших товарищей.
Вообще-то у летчиков свои представления о субординации. У нас не принято чинопочитание. На первом плане — профессионализм. Чаще всего к вышестоящему офицеру обращаются не по званию, а просто «командир».
В Бобровичах была насыщенная боевая жизнь. Мы летали полком — 36 самолетов одновременно. Сейчас летчики не имеют достаточной боевой подготовки, чтобы совершать такие интенсивные полеты. Да уже и такого количества самолетов нет.
Авиация
и «пехота»
5 марта 1980 года в Советской Армии прошла реорганизация, в результате которой 26 воздушная армия переименована в Военно-воздушные силы Белорусского военного округа. Кстати, название получилось какое-то невыразительное, поэтому в повседневном обиходе ВВС Беларуси по-прежнему называли 26-й армией.
Эта реорганизация оказалась очень болезненным процессом для летчиков, потому что авиацию подчинили, как мы говорим, «пехоте» — общевойсковому окружному начальству. Командующий воздушной армией стал заместителем командующего округа по авиации, членом военного совета. Суть проблемы в том, что «пехота» не могла смириться с тем, что на территории округа есть какая-то Воздушная армия, которая ему непосредственно не подчиняется. Это очень задевало. Авиация подчинялась округу только в оперативном отношении, то есть к учениям привлекали, довольствие, снабжение шло через округ, но прямое подчинение было Москве, Главкому ВВС.
Вернулся в Беларусь через 11 лет — в 1984-м. До этого четыре года командовал полком в Липецком Центре боевого применения и переучивания летного состава. Пять лет служил в Германии в 16-й воздушной армии: два года откомандовал дивизией и три года был заместителем командующего армией по боевой подготовке.
С этой должности в 1982 году ушел в Академию Генерального штаба имени К.Е.Ворошилова. Два года отучился. Этот период был интересен тем, что направленность академии универсальная — там обучались представители всех родов войск: и моряки, и летчики, и пехота, и артиллеристы, и танкисты… За время учебы обзавелся массой знакомых.
После окончания академии меня направили в Беларусь на должность заместителя командующего. В сентябре 1984-го уже был в Минске. Тогда во главе ВВС Белорусского военного округа находился Виктор Сергеевич Буланкин, но буквально через два месяца произошли перемещения: Буланкин был направлен на Дальний восток, а я приказом Главкома ВВС Павла Степановича Кутахова назначен командующим ВВС Белорусского военного округа. Через четыре года мне также довелось принять командование ВВС Дальневосточного округа. «Правой рукой» в Минске стал для меня начальник штаба Владимир Николаевич Мещеряков.
В 80-х боевая и армейская авиация в Беларуси были сильными. На вооружении находились самые современные виды самолетов — МиГ-29, Су-25, Су-27, вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-26 и другая авиатехника. По «специализации» мы имели разведывательную, бомбардировочную, истребительную, штурмовую, транспортную, специальную авиацию. Кроме того, на территории республики располагались подразделения центрального подчинения, в частности, дальней и морской авиации. Вообще тогда насыщенность Беларуси воинскими подразделениями была самой высокой в Европе. Если один военнослужащий у нас приходился на 43 жителя, то, например, на Украине — на 98, а России — на 634.
Наиболее благоприятный период для авиации — 1970-1984 годы, когда Главкомом был П.С. Кутахов, очень мощный, активный человек. Тогда проблем во взаимодействии с промышленностью не существовало. Особенно в бытность министром обороны Устинова. Кутахов был фанатом новой техники. Все, кому приходилось служить в этот период, тепло отзываются об этом человеке: и летчики, и конструкторы, и заводчане. Весь процесс был отлажен. Все звенья цепочки — от создания нового самолета до его летного применения — находились в развитии. Только один завод в Комсомольске-на-Амуре делал 120 самолетов в год. Сейчас в ВВС нет столько самолетов, сколько один завод выпускал. А тогда еще в полную силу работали новосибирский, иркутский и другие заводы.
А потом началась эра Горбачева. По инерции дела шли нормально, пока не наступил 1991-й. И все рухнуло…

Генерал—депутат
Службу в Беларуси закончил в октябре 1988 года. Направили на Дальний Восток командующим 1-й Воздушной армией. Но в Минск из Хабаровска прилетал еще несколько лет на все сессии Верховного Совета. Призывали депутатские обязанности: был избран депутатом от Поставского округа.
Сам много летал, и только на одноместных самолетах МиГ-27, Су -17. В тот период часто направлялся на полеты в Поставы. Отлетаю запланированное, а на следующий день провожу депутатский прием: люди приходили с жалобами, проблемами. В Верховном Совете докладывал об услышанном, старался помочь.
В Верховном Совете я входил в комиссию по науке и технике. Приобрел много друзей в научной среде. Подружился с академиком Геральдом Григорьевичем Маньшиным, президентом Международной академии информационных технологий. Он — авторитет в области технической кибернетики. Общаемся до сих пор, недавно встречались на V Международной выставке вооружения и военной техники Milex-2009.
Беларусь была республика передовая. Здесь проводились различные всесоюзные семинары. И я в этом процессе участвовал как депутат. Приходилось с московскими учеными летать по Беларуси. Своими глазами видел все самое лучшее. Как-то прилетел Гурий Иванович Марчук, президент Академии наук СССР (как потом оказалось — последний). Меня попросили «организовать» вертолет. Команда собралась большая, и мы летали по различным объектам: промышленным, сельскохозяйственным. Всех поразил поселок Мир. Современная коттеджная застройка, народ по тем временам зажиточный, молодежи много. Академика Марчука — специалиста в области физики атмосферы, разработчика ядерных реакторов и создателя математических моделей в экологии, иммунологии — особенно поразил огромный свиноводческий комплекс. Нигде людей не видно. Везде компьютеры, автоматика, конвейеры. Дозаторы по определенной программе работают. Гурий Иванович признался:
— Я сам математик, но меня поражает такое применение автоматизированных систем управления в сельском хозяйстве.
Потом на такую же гигантскую птицеферму попали! Были в прославленных Вертелишках.

Два скульптора
Как-то так получалось, что находил общий язык и с людьми творческими. Сначала подружился с белорусским скульптором Иваном Миско. Каждый раз, когда бываю в Минске, к нему захожу. Миско известен увлеченностью космической тематикой. У него целая серия работ с изображением космонавтов, летчиков. Мой бюст он сделал сначала из гипса. Потом как-то говорит:
— Надо в бронзе отлить.
Он тут же довел дело до конца. Очень похожим получился. Бюст у него в мастерской стоял долго — лет тринадцать. А в 2008 году Иван стал настаивать:
— Пора забрать. Это же твоя личная работа.
Нашел оказию: его на вертолете перевезли.
А Кербель Лев Ефимович, выдающийся скульптор, тогда вице-президент Российской академии художеств, меня сделал в мраморе. Как-то встретились на выставке в Центральном Доме художника в Москве. Он и говорит:
— Анатолий Иванович, присмотрелся к вам, и возникло желание вас вылепить.
— Стоит ли, Лев Ефимович, вы ведь мастер мирового уровня, что вам мной заниматься?
— Нет, мне интересно. Приходите в мастерскую.
Пришел. И как будто в музей попал: вся мастерская заставлена скульптурами разного масштаба. После этой встречи подружились на долгие годы. До самой кончины Кербеля помогал ему по мере возможности.
Работа Кербеля в другом стиле. Миско маску с меня снимал. Выбрал такой способ, когда накладывается гипсовая маска, и ты через трубочку дышишь. И я вот так отлежал у него в мастерской какое-то время. Признаюсь, неприятная очень процедура. Но сходство полное. А Лев Ефимович показал свое художественное видение меня. Он свою работу сразу отдал, только попросил, чтобы при необходимости на выставки можно было брать. Теперь она дома стоит. А жена моя волнуется, она к суевериям, как оказалось, серьезно относится. Между прочим, Кербель ее уговаривал сделать миниатюру в мраморе. Отказалась категорически.
Я удивлялся:
— Чего ты? Придешь, посидишь пару сеансов, зато будет вещь домашняя для детей и внуков.
Не захотела. Сейчас, похоже, у нее взгляды поменялись... (Окончание следует).
Наталья САЛУК

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Малюков Анатолий Иванович, генерал-полковник ВВС. Родился 19 сентября 1938 года в селе Репино Владимирской области. Окончил Ейское военное авиационное
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
HotLog Яндекс.Метрика