Ненавязчивое предложениеС недавних пор районные налоговые инспекции начали предлагать субъектам хозяйствования подавать декларации не на бумажном носителе, а в электронном виде. Но очередное достижение научно-технического прогресса налогоплательщикам придется осваивать за свой счет. С марта этого года вступило в силу постановление МНС от 31.12.2008 № 128, определившее порядок подачи деклараций по налогам и сборам в виде электронного документа. Теперь бухгалтеры и предприниматели могут не являться в кабинеты инспекций МНС, а отсылать налоговые декларации через Интернет. Налоговики настоятельно советуют не медлить с подключением, уверяя, что в будущем оно будет обязательным. При этом ссылаются на соответствующее постановление правительства, предусматривающее всеобщий переход на электронное декларирование до 2010 г. Впрочем, Государственная целевая программа по разработке программно-технического комплекса по автоматизации процесса расчета подлежащих уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и представлению в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде на 2008-2010 гг., утв. постановлением Совмина от 26.08.2008 № 1227, никого ни к чему не обязывает. В ней лишь планируется, что до конца 2010 г. не менее 15% плательщиков будут подавать свои декларации через Интернет, а по истечении 5 лет их доля достигнет 75%. Более того, в п. 3 Инструкции об электронных декларациях, утв. постановлением МНС № 128, оговаривается, что переход производится по инициативе плательщика, т. е. добровольно. Но как быть, если субъекты хозяйствования не торопятся приобщиться к прогрессу? И не в силу своей косности, а порой по вполне объяснимым причинам. Опыт подсказывает им, что любая система автоматизированного управления нуждается в достаточно длительном периоде «обкатки» до того, как начнет работать без сбоев. Пока же пионеры электронного декларирования время от времени сталкиваются с проблемами: то информация исказится, то запоздает или вовсе не дойдет. Между тем сроки сдачи налоговых деклараций, установленные законодательством, нарушать не позволено никому, и электронные недоразумения здесь не оправдание. В регионах некоторых смущает, что за электронным ключом надо ехать в столицу. Конечно, не на край света, но в эру Интернета любую информацию, в т.ч. такой ключ, можно с тем же успехом получить из любой точки мира по e-mail — если уж переходить на электронное общение, так во всем! К тому же, если программное обеспечение «АРМ-декларант» предоставляется бесплатно, то, чтобы стать абонентом системы, нужно зарегистрироваться в уполномоченной организации — РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» и приобрести там карточку ключевой информации, которая позволяет генерировать электронную цифровую подпись. За эту услугу юрлицам и ИП нужно первоначально внести 271,4 тыс. Br (включая НДС) в год. В эту сумму входит, в частности, стоимость носителя ключевой информации — 76,7 тыс. Br. Затем ежегодно придется проходить переоформление, которое обойдется еще в 194,7 тыс. Суммы не столь уж большие, и для крупных предприятий, пожалуй, необременительные — по сравнению с ежемесячными затратами времени и сил на визиты в налоговую инспекцию. А вот многие небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели, сдающие отчетность поквартально, особой нужды в электронном декларировании не видят и затраты на него считают излишними и неоправданно большими, тем более что некоторые из них и подходящими компьютерами не оснащены. Иные даже припоминают, что аналогичное приобщение к современным технологиям при переходе на электронную подачу отчетности в Фонд социальной защиты населения было бесплатным. Чиновники уверены, что внедрение электронного декларирования приведет к сокращению потерь времени на налоговое администрирование, повысит эффективность контроля и выявления недостоверных сведений в декларациях. А вот о том, насколько это выгодно для субъектов хозяйствования, в программе ничего не сказано. Как, впрочем, и о том, что плательщики, сохранившие приверженность к бумажному носителю, могут быть как-то наказаны за свой консерватизм. На внедрение электронного декларирования государство запланировало затратить немалые средства: с 2008 по 2010 гг. — 10,46 млрд. Br. Но эти инвестиции, судя по расценкам, могут неплохо окупиться. Легко подсчитать, что годовое пользование новой системой только 70,6 тыс. малых предприятий и 217 тыс. ИП (если они перейдут на электронное декларирование) принесет уполномоченному РУП более 100 млрд. Br. Это весомое пополнение к собираемым с частного сектора налогам и расходам республиканского бюджета на содержание налоговых органов. Неудивительно, что налоговики так стараются (причем иногда излишне навязчиво) сагитировать как можно больше предприятий поскорее перейти на электронные декларации. Надо же план выполнять. Алесь ПОЛЕССКИЙ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Встать на путь прогресса
|
|