— Добрый день. Это редакция? Я живу рядом с Молодежным театром. Как так можно: мы с соседями узнали, что наш сквер хотят «искалечить» — около 80 деревьев планируют уничтожить! Зачем тогда было в реконструкцию сквера столько денег вкладывать полтора года назад? А о прихожанах подумали? Как они к храму будут добираться?
...Поначалу было непонятно, какие деревья, соседи и при чем тут вообще прихожане? Понятно было одно — Молодежный театр. И мы стали разбираться. Оказалось, ситуация действительно непростая…
В Год родной земли, объявленный Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, в соответствии с решением Минского городского исполнительного комитета было принято решение о реконструкции Государственного молодежного театра Республики Беларусь (г.
Минск, проспект Машерова, 33). 06.07.2009г. рабочие приступили на данной территории к монтажу столбов временного электроснабжения, установке ограждений строительной площадки. По заявлениям руководства театра, задумано все было «чинно-благородно»:
«В процессе реконструкции планируется изменить площадь театра: увеличится этажность, будут дополнительно пристроены помещения для гримерок, склады для хранения декораций, производственные цехи. Новое современное оборудование получит и сцена: поворотные круги, штанкетные подъемы. В театре появятся фойе и буфет. В результате ремонта полностью изменится внутренний облик здания. Ремонт Белорусского государственного молодежного театра проводится в соответствии с программой по реконструкции и техническому переоснащению государственных театров Республики Беларусь на 2004-2010 годы».Это — одна сторона медали. А что же вторая?
Существующее здание театра расположено в одном из самых живописных мест города Минска — сквере, примыкающем к зданию Церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины. Храм во имя святой Марии Магдалины в городе Минске был построен в конце сороковых годов позапрошлого века на православном Сторожевском кладбище. Оно, иначе называемое «Переспенским», было одним из старейших кладбищ города.
...Первыми месяц назад забили тревогу архитекторы — так уж получилось, что рядом с театром расположен БелНИИ градостроительства. Узнав о грядущей реконструкции близлежащего объекта, на очередном собрании коллектива было решено не сидеть сложа руки, а что-то предпринимать. «Градостроительцы» даже постарались найти план реконструируемого театра, где крестиками были обозначены деревья, которые собирались срубить. Их насчитали 76! Кстати, будучи профессионалами, не остались они в восторге и от того, как будет реконструирован сам театр: к зданию планируется пристроить, по их словам, «нечто промышленное, которое станет вместо храма доминантой в этом архитектурном ансамбле».
Жители окрестных домов тоже не вели себя по принципу «моя хата с краю». Были разосланы письма в Комитет государственного контроля и Администрацию Президента Республики Беларусь. Подписались около 200 человек. Прихожане храма также крайне отрицательно прореагировали на будущие изменения в городском ландшафте: им планируемая реконструкция театра будет мешать нормально добираться к храму, поэтому они направили свои возражения в экзархат Белорусской православной церкви. Да уже сейчас огражденная зона не позволяет ходить к храму так, как прежде…
«Я — против реконструкции!»
Во все колокола бьет и руководитель Минского городского отделения Международного объединения экологов Евгений Широков:
— Я против реконструкции Молодежного театра. И не потому, что мне молодежь не нравится или театры. Дело совершенно в другом. Это устоявшийся, сложившийся с доминантой Храма архитектурный ансамбль, любимый минчанами уголок, «зеленая дорога к Храму» Марии Магдалины, по которой ежедневно ходят сотни прихожан от ближайшей остановки общественного транспорта и гуляют местные жители; расширение Молодежного театра планируется как раз на этой дороге к Храму.
Реконструкция проводится в зоне особого государственного регулирования и историко-культурного наследия (в соответствии с зонированием по Генплану Минска), на территории старого кладбища, где покоились останки знатных минчан, много сделавших для развития Минска в прошлом и позапрошлом веках, и многих тысяч павших защитников родной земли в период Первой мировой. Проект реконструкции должен был пройти общественные слушания в соответствии с Законом об архитектурной деятельности с приглашением тех, кому небезразлична судьба сквера — прихожан, местных жителей, сотрудников примыкающих учреждений — БелНИИ градостроительства и Белинвестбанка. Этого же требует и Орхусская конвенция о доступе к экологически значимой информации и участии общественности в принятии экологически значимых решений, ратифицированная Указом Президента Республики Беларусь, чего своевременно не было сделано.
Так сколько же деревьев?
Понимая, что ситуацию не удастся «замолчать», заказчиком реконструкции были-таки даны соответствующие «жизнерадостные» комментарии в СМИ: «Начался подготовительный этап реконструкции здания Белорусского государственного молодежного театра. В целом она рассчитана на 27 месяцев. Как сообщил главный инженер ОАО «Объединенная дирекция строящихся объектов» Владимир Свиридович, большое внимание будет уделено и зеленым насаждениям у здания театра. Нынешней осенью будут пересажены 10 голубых елей, которые пока стараются сберечь от повреждений с помощью деревянных щитов. Но 40 лип и тополей все-таки придется вырубить. В основном это больные деревья. В перспективе рядом с обновленным театром высадят 400 новых деревьев».
40 больных деревьев? А полтора года назад, когда сквер реконструировали, они еще были здоровыми и вдруг резко заболели? Ну да ладно. Итак, деревьев планируется вырубить не 76, а 40. Хорошо, допустим. У меня есть план реконструкции Молодежного театра, на котором я тоже насчитала немало «могильных» крестиков на живых ныне деревьях. Но, может, эта информация уже устарела? Что скажет УП «Минскзеленстрой»?
Я побеседовала с Еленой Хасановой — руководителем службы по благоустройству и содержанию объектов зеленого хозяйства этого предприятия.
— Елена Ильинична, скажите, а когда планируется вырубка сквера возле Молодежного театра и сколько деревьев вы собираетесь..?
— Погодите, какая вырубка? О чем вы говорите? Это реконструкция парка, в связи с которой будут проведены некоторые работы, и в том числа частичный снос деревьев со стороны здания банка, но ни в коем случае не со стороны сквера. Сквер остается. Из-за этого даже проектную документацию переделывали. Собирались комиссионно и решали.
— А когда было последнее изменение в проекте?
— Не скажу, это решалось в процессе разработки проектной документации. Там просто уберут несколько деревьев.
— Точное число не назовете?
— Я не знаю, у меня сейчас проектной документации еще на руках нет.
— А такого не будет, что вырубят, скажем, 50 деревьев?
— Нет, такого не будет.
— Когда вы начнете работы по вырубке?
— Точной даты я вам пока тоже не могу сказать.
— И последний вопрос. Скажите, насколько легко в столице получить разрешение на вырубку зеленых насаждений и кто дает право на это разрешение?
— С этим очень строго. Оформляется все через разрешение администраций района, но прежде чем они дают разрешение, они должны иметь на руках проект, на котором все это помечено, а также проект, который прошел экспертизу: государственную, экологическую, согласование всех служб, в том числе должен дать добро Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды. Даже если дерево в аварийном состоянии, его так просто не срубишь. Если по-другому — это наказуемо.
После разговора как-то совсем непонятно стало. Ну просто какие-то заколдованные деревья получаются! Цифры из разных информационных источников совершенно разные.
В любом случае, снос деревьев в центре города на месте только что реконструированного и приведенного в порядок сквера, на что была затрачена немалая сумма бюджетных средств, и строительство на костях защитников родной земли в Год родной земли придает происходящему особую, даже некую издевательскую нотку.
Театр для молодежи? Чудесно. Но! Трудно рассчитывать на патриотизм молодежи и уважение к культурно-историческому наследию после того, как на ее глазах все это происходит. Трудно рассчитывать на то, что потомки будут относиться с почтением к нашим могилам, если мы так относимся к могилам предков, защищавших нашу землю и создавших этот город. И пусть даже после последнего захоронения прошло 75 лет. Трудно рассчитывать, что молодежь будет ценить прекрасное, когда пристроят к типовому кинотеатру пятидесятых, каковым является здание театра, четырехэтажную четырехугольную коробку промышленно-торгового вида.
И совсем уж странно, что заказчиком и плательщиком реконструкции-строительства являются подведомственные Министерству культуры и Мингорисполкому учреждения, а органы госуправления, ответственные за соблюдение природоохранного законодательства и сохранение историко-культурного наследия, не видят в происходящем ничего особенного.