Олег Лукашевич: "Лiстападу" не хватает чувства вкуса
07.08.2009 16:12
—
Новости Культуры
|
Этого журналиста не понаслышке знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Уже пятнадцать лет он радует отечественных зрителей репортажами высоко качества с Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. В прямом эфире радио TUT.BY о своих рабочих буднях рассказал Олег Лукашевич, автор и ведущий проекта "Эпоха".
Как ты сам для себя определяешь понятие "стиль"? Человек, который следует новым тенденциям, новому времени не только в моде, но в архитектуре, дизайне и в других моментах – это и есть ряд факторов, называющихся стиль. Можешь ли расширить это определение для себя? Что такое стиль Олега Лукашевича? Мой стиль абсолютно разный и зависит от настроения. Сегодня я одет в спортивный костюм, завтра – в классический костюм и буду слушать классическую музыку. Мой стиль – это комфорт. В понятие "стиль" входит работа? Стиль – это что-то общее, связывающее. Нельзя сказать, что у человека один стиль на работе, второй на отдыхе, третий дома и так далее. А те материалы, которые ты делаешь, насколько они стильные? Я не люблю оценивать свои материалы. Публично давать оценку своей работе может только очень гениальный человек или полный идиот. Ты работаешь на телевидении 15 лет, как оно изменилось за это время? Телевидение не стоит на одном месте: мы растем и движемся вперед. Сейчас совсем другой уровень: мы сделали гигантский для Беларуси рывок вперед. В том смысле, что мы совершенно молодое государство и у нас нет двухсотлетних традиций, как в Европе. Мы все наверстываем и изучаем на своем опыте. Телевидение очень сильно изменилось в лучшую сторону. Каким ты пришел на телевидение в 1994 году? Пришел абсолютно зеленым и наивным студентом-пятикурсником, думающим о том, что все хорошо ко мне относятся. Эти розовые очки пришлось снять благодаря зависти, злобе и так далее. Я был наивным и верил в добро, а оказалось все не так. Тебе долго пришлось доказывать, что ты что-то можешь? Зачем кому-то что-то доказывать? Нужно своими поступками и делами достичь результатов и заслужить авторитет. Чего ты ждал от телевидения? То есть тебе хотелось популярности, уважения или ты уже знал, что хочешь делать? Как у тебя это становление проходило? Безусловно, у меня был поиск. Я не ставил конкретной определенной задачи, что буду работать на телевидении. Хотя я закончил журфак БГУ и у меня в дипломе написано "Журналист радио и телевидения". Я начал свою работу на радио и благодаря знакомству с Григорием Киселем получил возможность попасть в этот волшебный ящик. Тебе же не сразу сказали: берись за проект? Конечно, такого не было. Сказали следующее: в АТН нужны новые кадры – иди и покажи, что ты можешь сделать. Я пошел и показал и с тех пор продвигаюсь. Я считаю, что каждому начинающему журналисту нужно пройти новостную школу. Написать сюжет на полторы минуты и вложить в него все: начало, кульминацию, завязку и развязку очень сложно! У тебя была культурная тематика? Нет, я занимался политикой. Я тоже начинал с новостей, и мне было немного обидно: ты вкладываешь в эти полторы минуты всего себя, а они так быстро проходят. Кто-то в это время дома у телевизора ест котлеты, и не всегда понимаешь, стоит ли целый день этого времени. Я никогда об этом не думал: тот, кому будет нужно, увидит этот сюжет. Главное – я старался с самого начала досконально делать свою работу. Как быстро ты дорос и понял, что готов заниматься авторскими вещами и сколько понадобилось времени на этот поиск? Когда ты несколько лет занимаешься новостями, то достигаешь потолка и хочется сделать что-то более масштабное. Перед вами сидит пример, который доказывает: если есть желание и четкая цель, все реализуемо. Я задался такой целью: мне захотелось поехать в 1996 году на Каннский кинофестиваль. Было интересно, как там все идут по этой красной ковровой дорожке и что вообще происходит во время этого фестиваля? Я читал, что ты единственный в отечественной тележурналистике, работающий на фестивалях класса "А": В Берлине, в Венеции и в других странах. Это правда, что из Беларуси там больше никто не работает? Я скажу, что я единственный и первый, кто аккредитован на этих фестивалях. В Венеции никто больше не работает, в Берлине есть несколько отечественных журналистов и в Канне в этом году было аккредитовано пять или шесть человек. Хочется спросить: а что они там делали? Нет результатов их работы. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях с фестивалей. Есть какой-то любимый или все-таки нет? Безусловно, Каннский фестиваль – это номер один. Он самый интересный по подбору кино, по звездам и самый мощный. Все зависит от организации, директората и менеджмента, который управляет этим фестивалем. Они за это время создали миф Каннского фестиваля, вокруг которого все и крутится. Все люди верят, что это какая-то другая и нереальная планета. На самом деле, все достаточно банально: звезды выходят в драгоценностях на эту красную дорожку, украшения даются на время, рядом с ними охранники. Потом они проходят в кинозал, там все охраняется, чтобы ни одна серьга не пропала. Звезды улыбаются во время работы камер, а потом ты этих улыбок уже не увидишь. Звезда может пойти по набережной Круазет в Каннах, и никто не обратит на нее внимание. Мне Эммануэль Беар рассказывала, что для нее было разочарованием, когда она приезжала в Канны с фильмом, а в следующем году она вышла из гостиницы, и уже никто не обратил на нее внимание. Ты помнишь свои первые эмоции с Каннского кинофестиваля? Конечно, помню! Особенно, когда я попал за знаменитую красную ковровую дорожку: у меня был билет в кинотеатр. Я чувствовал себя счастливым идиотом. Такие звезды, а я стоял рядом. Мне интересно, возле этой красной дорожки все тусуются, а потом заходят в зал? Может быть, есть список, по которому звезды идут по этой дорожке? На эту красную дорожку попадают через центральный вход. Через него идут VIP персоны, звезды первого уровня. Есть еще правый и левый вход, где по пригласительным билетам идут дистрибьюторы, прокатчики и другие. Конечно, звезд подвозят на лимузинах, им открывают дверь, они выходят. Потом происходит фотографирование звезды на этой Каннской дорожке, которая зависит от величины звезды. Она может длиться от семи до двадцати пяти минут. Это бизнес – поэтому звездам там указывают даже место, где стать. Звезда – это товар, которую выкладывают на мировую витрину той стороной, которая наиболее привлекательна и продаваема. Каждый из них знает свою цену и понимает: если они не будут продаваться сегодня, завтра о них могут забыть совсем. К примеру, Моника Беллуччи была мегазвездой, во время пиара фильма "Матрица". На одном из Каннских кинофестивалей фильм с ее участием был показан на ночном сеансе. Хотя Каннская дирекция редко такое практиковала, было видно, насколько Моника была недовольна этим малым вниманием. Ты готовишься как-то специально к работе на таких фестивалях? Как идет журналистский процесс: ты поднимаешь контакты, связи или что-то еще? Дело в том, что у меня уже есть хорошие связи на фестивале, а это очень важно, особенно с пресс-агентами. На фестивалях класса "А" работают один и те же пресс-агенты, которые представляют абсолютно все кино, заявленное в конкурсе того или иного фестиваля. Поэтому, когда ты знаком лично с агентом, и они знают твою работу, тебе уже ничего не стоит в следующий раз обратиться и знать, что тебе не откажут. По окончании фестиваля агенты просят прислать свою работу. Все агенты – это костяк, с которым не приходится доказывать свой профессионализм. Например, Ричарда Лорманда я знаю с 1996 года, он работает на всех фестивалях такого уровня. Я знаком с Чарльзом МакДональдом и другими агентами. Насколько легко договориться на интервью? С улицы ты никак не договоришься. Если тебя не знают, тебе никто не даст интервью. Если бы у нас в Беларуси был кинодистрибьютор, который напрямую работал с мировыми кинокомпаниями, было бы легче. У меня, к примеру, была бы квота на интервью с Брэдом Питтом. К примеру, Московский дистрибьютор, заведующий рынком СНГ, позволяет иметь две квоты на такое интервью. Реально ли журналисту на красной ковровой дорожке спросить, как дела у Брэда Питта? На красной ковровой дорожке запрещено находится журналистам. На это имеют право только операторы и фотографы. Они могут крикнуть Анджелине Джоли, чтобы она повернулась в камеру, и она послушается. Ей же хочется получить хорошую фотографию на обложку престижного журнала. Опиши мне атмосферу подобного кинофестиваля. В восемь утра начинается самый первый показ для журналистов. В этом огромном дворце существует несколько кинозалов, где происходят подобные показы. Во второй половине дня показы идут для публики. Первая дорожка начинается в 19:00, а в 22:00 - вторая дорожка – последняя и красная - это в большой театр Люмьер. Плюс есть еще несколько параллельных программ. Билеты на Каннский фестиваль не покупаются, как это происходит в Венеции, где можно публике их свободно приобрести. В Канне можно купить приглашение, если повезет. Там много человек с табличками, на которых написано, на какой сеанс они хотят попасть. Вечером по окончании фильма обязательно дается грандиозный прием актеров и режиссеров данной картины. Если у вас есть пригласительный билет, вы сможете пообщаться со звездой. На фестивале очень строгая охрана. Сколько дней работает Каннский фестиваль? Каннский фестиваль работает одиннадцать дней. В этом году на Каннский фестиваль было подано полторы тысячи фильмов и из них отобрали только восемьдесят. Ты уже не первый раз на фестивале и можешь сказать, в самом ли деле уровень представленных фильмов очень высокий? Безусловно, не нужно верить, что эта истина в последней инстанции, но вы не забывайте: это каннский миф и огромная машина кинобизнеса. Она пытается привлечь внимание всеми силами: мегазвездами, суперзвездами, скандалами. И, когда это все сходится, то фестиваль признают удачными. Играет ли скандал на подобных фестивалях ключевую роль, и есть ли они там? Ни одно светское мероприятие не может обойтись без скандала. Скандал – это великолепная реклама любому продукту. Последний громкий скандал был связан фильмом режиссера Ларса фон Триера "Антихрист". После того, что написали журналисты, зрители захотели посмотреть этот фильм. Как сам режиссер объяснил жестокость этого фильма? Он не стал это объяснять, просто сказал, что он самый гениальный режиссер в мире и это самый хороший его фильм. У тебя было огромное количество интервью с интересными людьми. Есть те, о ком ты вспоминаешь с удовольствием? Я сам выбирал своих героев и каждый из них был мне интересен. Конечно, я вспоминаю обо всех с огромным удовольствием. У этих фестивалей есть негласные правила, которые нигде не расписаны: в отношениях или еще в чем-нибудь? Я не задавался целью узнать эти правила – поэтому не могу ответить на этот вопрос. Вообще на Западе нет такого понятия "импровизация". На подобных фестивалях все довольно четко расписано и есть правила, которых ты должен придерживаться в этом мире. Бывая на таких кинофестивалях, задумываешься ли ты о судьбе белорусского кинематографа? Конечно, задумываюсь и до сих пор задаюсь вопросом, почему "Беларусьфильм" выпускает десятки художественных, анимационных и документальных работ, но они не представлены ни на одном кинорынке. Каннский кинорынок - самый огромный в мире, неужели белорусам он не интересен? Я зашел за сайт "Беларусьфильма" и понял, что им интересны фестивали украинские, Бердянский и так далее. Для чего тогда это кино снимается? Может быть, белорусы подают заявки, но за время моей работы ни один фильм не прошел на Каннский фестиваль. Мне обидно, что Латвия, Эстония, Литва, которая производит в десятки раз меньше кинопродукции, чем белорусы, присутствуют в Каннах. Украина уже второй раз имеет свой павильон на Каннском кинофестивале. Оказывается, нам интересен только российский рынок. Ты смотришь белорусское кино? Я специально посмотрел несколько последних картин и кроме уныния они ничего не вызывали. В чем корень этой проблемы? В подготовке кадров. Возьмите нашу Академию Искусств. Кого там набирают и выпускают и куда идут эти выпускники? Если взять систему оплаты труда, то картина получается плачевной. За фильм автору сценария в Беларуси платят пять тысяч долларов, а кто за такие деньги будет работать? Минимальная цена хорошего сценария на Западе составляет пятьдесят тысяч долларов. Каким должно быть кино, чтобы его можно было показывать на Каннском фестивале? Оно должно быть интересным и захватывающим – тогда это будет интересным. Если мы постоянно будем мусолить тему войны и партизан, то ничего дальше не пойдет. Я не говорю о содержании. Просто в Голливуде снято так, что молодое поколение смотрит военные фильмы, а у нас сразу выключишь телевизор, когда увидишь первые кадры. Здесь большой клубок проблем, который нужно распутывать. Сегодня ты известен как автор проекта "Эпоха", почему тебе нравится над ним работать? Я не стаю на месте. Сначала мне было интересно заниматься одним делом, потом я вырос до уровня фестивального движения. Потом заинтересовался историей нашей страны, и мы с Александром Алексеевым в 2002 году сделали первый выпуск масштабного проекта "Наше наследие". Мы первые на телевидении сделали такой масштабный проект, состоящий из ста серий. Мы толкнули этот интерес, после которого издали альбом тиражом в 26 тысяч экземпляров, а это нереальная цифра для Беларуси. Альбом "Наследие Беларуси" был сделан совместно с Александром Алексеевым и имеет успех: переиздается в девятый раз. Мы не думали о каких-то материальных благах, а просто хотели сделать сувенир, который достойно покажет страну. Когда мы принесли этот макет, нам сказали, что его никто не будет покупать, что он будет пылиться на полках. Мы даже поспорили на фабрике цветной печати на два ящика шампанского, что издание у них незаметно улетит. Не успел альбом выйти, как за месяц три тысяч экземпляров было продано. Когда мы делали официальную презентацию, уже 90% тиража было распродано. Чем ты занимаешься сейчас? Что тебе интересно сегодня и что будет интересно завтра? Мне интересна история моей страны и все, что связано с Беларусью. Это и телевизионное производство и издательская деятельность и так далее. Не хочешь уехать в Москву, покорить еще одну столицу? Планируется ли выход ваших проектов на DVD? Чем удивите в новом сезоне? Вы знаете, если я захочу поехать в Москву, то я это сделаю и стану первым. Все проекты принадлежат "Белтелерадиокомпании" и как только она примет решение о выпуске проектов на дисках, тогда они и появятся. Сейчас в производстве находится фильм о Франциске Скорине, о династии Радзивиллов и о Наполеоне Орде. Эта сложная и кропотливая работа. Часто ли вам приходится объяснять, что за страна такая Беларусь и где она находится? Сегодня Беларусь уже не является черным пятном на карте Европы, ее знают, но иногда приходится объяснять. Каким образом это происходит? Называешь Марка Шагала, и люди удивляются, что родной город художника Витебск – это Беларусь! Что при этом чувствуешь, когда слышишь, что нашей страны не знают? Понимаете, у нас менталитет совершенно иной, чем у западного человека. Мы намного любознательнее и любопытнее. Западного человека, кроме территории его города, ничего не интересует. Есть люди, которые могут не знать стран-соседей. Что ты считаешь вершиной своей карьеры? Я еще не вижу вершины своей карьеры, а только подбираюсь к склону горы. Что ты можешь сказать о кинофестивале "Лстапад"? Чего ему не хватает? "Лстападу" не хватает хорошей дирекции и организации, а так же чувства вкуса. Что для тебя означают понятия "красиво" и "красота"? Когда их хочется употреблять? Красота – это совершенство, идеал, гармония, к которой стремится человечество на протяжении всей своей жизни. Для меня красота – это живопись и архитектура. Я обожаю фломанскую живопись, люблю старых мастеров. Это источники вдохновения на все времена, которые невозможно повторить. Этим восхищаешься вне зависимости от того, сколько раз ты видел полотно. Когда я бываю в любом городе, то стараюсь посещать национальные галереи. Как удается держать столь высокую профессиональную планку? Видимо, помогает любовь к своей работе. Расскажи, пожалуйста, как ты отдыхаешь, какие книги читаешь? Я люблю море, солнце и просто не мыслю отдыха без этого. Для меня хорошее кино, музыка и живопись – это отдых. К сожалению, книг в последнее время не читаю из-за нехватки времени. Глаза устают от того, что много времени проводишь возле монитора. Эта специфика телевизионного производства. Тебе чего-нибудь еще не хватает сегодня или уже все есть и ты двигаешься в определенном направлении? Я счастливый человек, потому что мне Бог дал возможность видеть жизнь во всех цветах и наслаждаться этой жизнью! Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Этого журналиста не понаслышке знают не только в Беларуси, но и за рубежом. Уже пятнадцать лет он радует отечественных зрителей репортажами высокого качества с Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. В прямом эфире радио TUT.BY о своих рабочих буднях рассказал Олег Лукашевич, автор и ведущий проекта "Эпоха".
|
|