МАЭСТРО ФИНБЕРГ И ЕГО ОРКЕСТР
03.09.2009
—
Новости Культуры
|
В ходе on-line-конференции на вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответил Михаил Яковлевич Финберг — неутомимый творец, признанный музыкант, более 20 лет являющийся бессменным руководителем Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки. Народный артист Беларуси, профессор, лауреат многочисленных премий, среди которых Государственная премия Беларуси и Премия Союзного государства в области литературы и искусства. Инициатор и организатор фестивалей в малых городах. Активный пропагандист и создатель белорусской эстрадной музыки, хранитель национальной исполнительской школы, лучших достижений мировой музыкальной классики. Аркадий, Минск: — Не первое десятилетие вы занимаетесь огромной музыкально-просветительской деятельностью в нашей стране. Достаточен ли уровень ее поддержки со стороны государства? — Действительно, мы в последние годы и не только (оркестр уже начал свой 23-й сезон) занимаемся просветительской работой, и очень приятно, что словосочетание «просветительская работа» прозвучало в вопросе. За эти годы мы провели 93 фестиваля в малых городах — исторических центрах Беларуси (Несвиж, Заславль, Мир, Чечерск, Молодечно, Мстисласль, Молодечно, Туров и др. —- 12 городов). Кроме того, начинаем новый фестиваль в Пинске, и я очень горжусь, что сумел найти подход к людям, которые живут в этих маленьких городах, хотя начинал с опаской. Ведь мы исполняем совсем не эстрадные концерты, а концерты, которые связаны с историей развития нашей страны, белорусской музыки. Благодаря нашим концертам, на которые трудно достать билеты, белорусы знают свою историю, начиная с XVII столетия. Эти фестивали, безусловно, поддерживает государство, Министерство культуры, Администрация Президента и, самое главное, местные органы власти. И хочу с гордостью сказать, что нам удалось воспитать уже целое поколение слушателей. Лагун Н.К., Минск: — Будете ли вы еще исполнять программу «От Москвы до Бреста», которую подготовили к 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков? — Я много лет прослужил в армии, был воспитан в военном оркестре, с раннего возраста прошел трудную школу. Помню наш маленький город Мозырь, когда все инвалиды сидели в колясках, без ног, без рук. У меня брат и сестра не вернулись с войны. И потому я не могу не переживать, когда речь заходит о Великой Отечественной войне: чем старше становлюсь, тем больше переживаю. Поэтому, конечно, я сделаю программу, которая будет посвящена 70-летию начала войны и 65-летию Победы и включит неисполненные произведения из программы «От Москвы до Бреста». Семен, Минск: — Сколько зарабатывают артисты в вашем оркестре? — В принципе, это является коммерческой тайной, но я скажу. Работник у нас в среднем зарабатывает Br3,5 млн. Это музыканты, которые имеют почетные звания, являются концертмейстерами и т.д. Остальные музыканты получают немножко меньше. Валентина Архипова, Могилев: — Белорусский шоу-бизнес ругают многие, в республике мало артистов, которые собирают полный зал. На ваш взгляд, в чем причина? — Президент нашей страны даже не с первого раза, а со второго, с большими доработками, подписал замечательный документ, регулирующий концертную деятельность в Беларуси. К сожалению, его выполнение не контролируется. Сегодня любой может позвонить по городам, назваться продюсером (раньше это называлось «жулик-администратор»), договориться о концерте и добиться успеха. И уже во время поездки, в автобусе распределить, кто поет первым, кто вторым, кто третьим. Я же свою программу «От Москвы до Бреста» репетировал год. Год! А это все «фанера» — вот и весь шоу-бизнес. Нет концертов! Даже на мероприятиях, таких как «Дажынкі», хромает качество концертов, и на «Славянском базаре», и других. Нет режиссеров, нет новизны, нет новаций. А ведь время требует новых подходов! Мы уже не носим красные галстуки, у нас другая страна, а подходы старые. Вот и получается, что шоу-бизнес — это «кто нахрапистей, тот и урвет». И это проблема не только Беларуси. В России она еще актуальнее, но там есть конкуренция, а у нас нет. Должна появиться конкуренция, быть творческий контроль. Нет, не цензура — я не за то, чтобы душить, давить. Но контроль должен быть. Ядвига Петренко, Минск: — Какую новую программу готовит ваш оркестр? — У меня уйма планов. Среди приоритетов — работа с классическими именами (теми, кто уже стал классиком), а также пропаганда белорусской национальной музыки — от джазовой до инструментальной. В этом году мы будем отмечать 80 лет со дня рождения белорусского композитора Евгения Глебова, который внес огромный вклад в развитие национальной композиторской школы. Я считаю его своим учителем, мне довелось много времени провести с ним, и я этим очень горжусь. И вот сейчас готовлю программу, которая будет ему посвящена. Начнем концертный сезон 4 сентября в Турове, где пройдет 5-й музыкальный фестиваль, на котором будет представлена и духовная музыка. Мы его посвящаем 190-летию со дня рождения Станислава Монюшко. Композитор прожил немногим более 52 лет, из них где-то около 15 лет — в Польше, остальные годы — на белорусской земле. Но мы почему-то отказались от мысли, что он — белорусский композитор. А надо, наоборот, говорить о том, что он наш, белорусский композитор. 5 сентября — 85 лет со дня основания Мозыря. После этого мы планируем выступления, посвященные 600-летию установления заповедного режима в Беловежской пуще. Концертом, который пройдет 20 сентября, мы хотим охватить какие-то основные этапы развития музыки на протяжении последних шести столетий. А в ноябре поедем в Москву, куда нас пригласил один из ведущих российских телеканалов на запись Новогоднего огонька, то есть мы снова начинаем работать в Москве. В январе пройдет фестиваль в Заславле и одновременно — концерт, посвященный белорусскому композитору Петру Подковырову. Затем состоится 21-й джазовый фестиваль. Далее — впервые состоится фестиваль современной белорусской песни и музыки. Еще один концерт будет посвящен 80-летию со дня рождения белорусского классика Владимира Короткевича. А еще планируется провести концерт «Эдуард Зарицкий и белорусская классическая поэзия», где будет отражена поэзия XVIII-XXI веков. Мы также вспомним Огинского, Шопена, множество других известных композиторов. В следующем году также состоится концерт под названием «Музыка беларускага замежжа». Такого мы еще никогда не делали. Все это достаточно любопытно, занятно и интересно. Также планируется организовать концерт белорусской инструментальной музыки, но это будет зависеть от многих обстоятельств. Также мы будем принимать участие в «Славянском базаре». Я единственный, кто работает там «живьем». Хотя выступают и другие коллективы, но все работают под фонограмму. Мы — единственные, кто никогда не лгал своим слушателям. Поэтому в нынешнем году жюри фестиваля предложило нам называться «оркестром живого звука», а меня назвать «маэстро живого звука». Екатерина Бенько, Витебск: — Когда вы репетируете с конкурсантами, уже заранее предугадываете будущего обладателя гран-при? — Мое мнение и мнение жюри совпадают не всегда. Бывает так, что очень хороший исполнитель, а жюри, к сожалению, оценивает его по-иному. Были такие исполнители, которые приезжали и слов не знали до последнего дня, а потом получали первое место. Но дело не в оценке, а в том, что места завоевывают многие — и гран-при, и первые места. А что после этих мест? Где лауреат прошлого года, где лауреат позапрошлого года? А в них ведь столько труда вложено и здоровья! Виктория Пинчук, Гомель: — Как вы относитесь к обязательному 75% вещанию белорусской музыки на радиостанциях? — Ни про одну радиостанцию я не могу сказать, что у нее есть свое лицо. Есть количественная составляющая, но нет качественной. Если в советские времена мы хотели послушать музыку по радио, искали, где играет какая-то мелодия, какой-то оркестр, то сегодня я, музыкант, ищу, где разговаривают. Белорусская музыка, звучащая в нашем эфире, — это музыка людей, которые живут в Беларуси. Но к Беларуси эта музыка только у некоторых имеет отношение. У нас сегодня нет конкурса эстрадной песни. Я написал письмо министру культуры об организации национального конкурса исполнителей белорусской песни. Только не путайте с конкурсом песни. Я надеюсь, что мне не откажут, и этот конкурс мы сделаем. Потому что люди должны стремиться попасть на этот конкурс и через него выходить на «Славянский базар», на «Новую волну», на другие конкурсы. Чтобы на этих конкурсах мы могли продвигать новые песни, новое звучание, чтобы ребята, которым сейчас 10—11 лет, через 6—8 лет имели хорошую основу. Юлия, Червень: — Как вы относитесь к тому, что поменяли команду для подготовки конкурсанта к «Евровидению»? — То, что касается «Евровидения», все хотят пройти на него спонтанно. Но они не готовы. Главное — чтобы в коротенькой юбочке, щечки подкрашены, но она уже звезда. Чтобы попасть туда, это целая философия. Успех заключается в том, чтобы был новый номер. А вот его придумать не всем удается, и сделать его невероятно сложно. Успех заключается только в соединении настоящего профессионального мастерства и новации, причем не только в вокальном искусстве, но и в номере. Егоров Андрей, Барановичи: — Как можно оценить белорусскую эстраду в последние годы? — К сожалению, все артисты, работающие на белорусской эстраде, застряли в фонограмме. Фонограмма не дает способным, талантливым ребятам развернуться. Мы пришли к тому, что концерты проходят сейчас под фонограмму. Такое может быть только на телевидении, когда идет запись программы. Завтра попросите этих ребят просто сесть и сыграть одну песню — они не смогут. И не потому, что они плохие музыканты, а потому, что они не занимаются. Наша белорусская эстрада очень однообразная. Все голоса одинаковые. Нет богатства тембров. Почему-то появилось много теноров. Где баритоны? У нас сегодня очень мало стали писать новой белорусской достойной музыки. Она мало востребована. Екатерина Бенько, Витебск: — Как вы оцениваете итоги последнего «Славянского базара»? — Я не могу оценивать человека, который уже получил гран-при, и не имею права идти против мнения жюри. Я ему тоже поставил высокий балл. И поэтому сейчас ему должен пожелать творческих успехов. В первую очередь важна творческая индивидуальность. А иногда ведь наоборот получается. Есть те, кто не получает места, но такие наглые в искусстве, и всем остальным нужно разбегаться по углам. БЕЛТА
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В ходе on-line-конференции на вопросы посетителей сайта БЕЛТА ответил Михаил Яковлевич Финберг — неутомимый творец, признанный музыкант, более 20 лет являющийся бессменным руководителем Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки. Народный артист Беларуси, профессор, лауреат многочисленных премий, среди которых Государственная премия Беларуси и Премия Союзного государства в области литературы и искусства.
|
|