К 265–летнему юбилею Императорского фарфорового завода в центре Минска открылся магазин «Императорский фарфор»...
...В буфете моей бабушки такие балерины не танцевали, зато у бабушкиной подруги их была целая коллекция. Я очень любила ходить в гости к ней — точнее, к ним, хотя мне, малолетней, разрешалось на этих балерин только смотреть, да и то лишь через буфетное стекло... Много лет спустя я встретилась с одной из них в нашей первой с мужем съемной квартире — с того времени изящные фигурки производства Императорского фарфорового завода стали для меня чем–то вроде личного талисмана. И первым, что появилось уже в нашей собственной квартире, стала маленькая фарфоровая балерина...
Впрочем, сентиментальные воспоминания теперь редко становятся поводом украшать свой интерьер императорским фарфором. Сегодня знаменитыми фигурками и роскошной посудой открыто любуются не только выпавшие из времени старушки и чудаки–коллекционеры. Избавившись от советских комплексов, стыдливо не позволявших признавать достоинства «буржуазной культуры», мы вдруг единодушно обнаружили, что богатая позолота императорских сервизов — это отнюдь не безвкусица и мещанство, а то самое, истинное искусство, которое всегда оставалось вне моды и времени.
К 265–летнему юбилею Императорского фарфорового завода в центре Минска (по ул. К.Маркса, 16) открылся магазин «Императорский фарфор». Даже если нужной суммы для подарка себе или кому–то очень дорогому в кармане не окажется (хотя демократичные цены там не такая и редкость), туда все равно стоит зайти. Как в художественную галерею или даже музей.
— Например, вот этот сервиз, «Ковчег», преподнесли в подарок всем первым леди во время саммита «большой восьмерки» в Санкт–Петербурге, — рассказывает хозяйка магазина Татьяна Веремейчик, которая, на мой взгляд, вполне могла бы водить здесь экскурсии. — Оригинал хранится в коллекции Эрмитажа... А вот еще очень интересная вещь: возрожденная форма сервиза Ее Величества Марии Федоровны «Золотой». В свое время все сервизы и рисунки, созданные на заводе, существовали в единственном варианте... В том числе и вот этот, «розовая сетка», которой был расписан один из собственных сервизов императрицы Елизаветы Петровны. Говорят, императрица очень любила разводить цветы — вот эти чашки из серии «Мариенталь» даже созданы по мотивам ее клумб! А на основе ее «розовой сетки» уже в советское время художница Анна Яцкевич создала знаменитую «кобальтовую сетку», ставшую визитной карточкой Императорского фарфорового завода. Если судить по фотографиям в прессе, приборами с таким рисунком пользуется даже российский Президент...
Когда–то возможность сервировать стол подобной посудой была исключительно аристократической привилегией. Сказочные сервизы, вазы, табакерки и прославленные фигурки, выпущенные Императорским фарфоровым заводом, хранятся сегодня во многих европейских музеях. На аукционах за них дают не один миллион долларов... Конечно, все эти вещи создают особую ауру, ими нельзя пользоваться впопыхах — однако жить «на бегу» вообще не полезно, можно не успеть разглядеть много важного. Пожалуй, для того и нужны нам эти роскошные «крючки» из прошлых времен, напоминающие, что жизнь создана не только для изматывающей борьбы...
Посуда Императорского фарфорового завода гармонично впишется и в классический интерьер, и в модный нынче хайтек (впрочем, Татьяна Алексеевна утверждает, что мода на классику опять возвращается). Хотя многие наверняка предпочтут любоваться ею через стекло витрин, нежели рискнут сделать частью домашнего интерьера. Очень уж хрупка с виду эта прозрачная красота, ну и цена...
— Конечно, такие вещи требуют бережного отношения, но я так думаю: пусть лучше мы переживем посуду, чем она нас, — подвела черту под моими размышлениями Татьяна Веремейчик, пообещав, что через пару недель здесь появятся новые фарфоровые чудеса. А от себя добавлю: как только выберете время, навестите этот удивительный магазин-музей в центре Минска, на пересечении улиц Маркса и Комсомольской. Мне понравилось. Очень!
Историческая справка
В 1744 году камергер императрицы Елизаветы Петровны барон Николай Корф заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт–Петербурге производство фарфора. Но шведский химик надежд не оправдал... Искать за границей нового мастера не стали, доверив дело Дмитрию Виноградову, сподвижнику Михайло Ломоносова. С Виноградова, которому удалось изобрести уникальную формулу фарфора, не уступавшего качеством знаменитому китайскому, и началась история Императорского фарфорового завода.
До революции изделия из «высокой» керамики выполнялись по высочайшему указу и украшали покои российских царей. В 1925 году бывшую императорскую мануфактуру переименовали в Ломоносовский фарфоровый завод, который стал изготавливать уже не только тонкие чашки и тарелки, но и утилитарную посуду. Эстетику молодого советского государства на фарфоре стали отображать известные супрематисты Казимир Малевич, Николай Суетин, Илья Чашник...
В 2005 году завод вернул себе прежнее название, увеличил производство эксклюзивных предметов, начал выпускать посуду по эскизам, которые до сих пор хранились в запасниках Эрмитажа, стал сотрудничать с альтернативными художниками. Среди авторов, призванных на завод по примеру истории с авангардистами 20–х годов, отметились даже знаменитые «Митьки», создавшие композиции «Зайцы–партизаны» и «Зима в раю». Результат получился весьма нестандартным — тем не менее в экспозиции нашего магазина их эксперименты заняли место не менее почетное, чем вазы со столетней историей.