Мозырский драматический имени Ивана Мележа готовится к своему двадцатилетию
Одним из лучших во всем Советском Союзе был народный коллектив мозырян. Как ни странно, время распада стало для него самым продуктивным. В 1990 году театр получил статус профессионального. Правда, сначала назывался экспериментальным. «Вместо духовности -- стяжательство, беспредел, безысходность, -- вспоминает директор драмтеатра Мария Потапьева. -- Когда все уходит, не остается ничего святого, у нас появляется театр. Вопреки всему...»
Сейчас многое доказывает -- театр состоялся. Несмотря на то, что он находится в провинции, а амбициозные выпускники режиссерских и актерских факультетов стараются «осесть» в столице или областных центрах. «Мы пошли другим путем, -- объясняет директор Мария Ивановна. -- Сами растим себе кадры. Начиная с 1998 года двенадцать наших ребят окончили Академию искусств и Университет культуры. Человек, который получил образование, обязательно возвращается и приносит отдачу». В этом году мозырская труппа представляла Беларусь в Москве на VIII международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец», посвященном 200-летию со дня рождения Гоголя. А в прошлом году взяла Гран-при в Мукачево (Украина). Фестивальный спектакль поставлен по пьесе Янки Купалы «Раскіданае гняздо». Казалось бы, белорусская классика... Но сценография удивила всех! У художника-постановщика Александра Матросова своеобразное видение. Ни лаптей, ни лавок. Провели даже творческий вечер, чтобы все могли высказаться. Спорных моментов было слишком много. Но когда в Мукачево белорусы закончили играть, в зале повисла тишина, а потом зрители из разных стран аплодировали стоя -- это, согласитесь, дорогого стоит. Главный режиссер Мозырского драматического театра Роман Цыркин не приверженец эпатажа. И хотя «Раскіданае гняздо» поставлено в постмодернистском стиле, он подчеркивает: «Мы осовременили форму, но сохранили смысл произведения». Этот спектакль ставил еще Михаил Колос в народном театре. Через тридцать лет его вернули в Драматическом. Труппа гордится своими традициями. Вот и «Трибунал» Андрея Макаенка -- тоже старожил. С ним в свое время ездили на «Рампу дружбы» в Таллин. Это спектакль-легенда: в нем работал знаменитый Андрей Лазаровский, которому в этом году исполнилось бы сто лет. Теперь постановка иная. Или «Людзі на балоце» и идущий сейчас спектакль «Каханне Ганны Чарнушкі» -- то, что когда-то было задумано и поставлено народным театром, повторяют режиссеры уже с современной точки зрения. Наверное, эта перекличка -- главное подтверждение того, что в прошлом театр шел по верному пути. «Нам главное, -- не останавливаться, профессионально расти, -- замечает Мария Потапьева, -- иначе загубим театр». Национальная драматургия, фольклорные постановки, мировая классика -- театр старается ничего не упустить. «Много раздумий над тем, что поставить, чтобы зацепило, за душу схватило, -- говорит директор. -- Очень сложно это. Каждый выбирает по себе -- женщину, религию, дорогу и духовную стезю тоже. Телевизор невозможно смотреть -- убийство, насилие... У нас своя миссия в регионе -- не оставить человека одного, научить видеть хорошее». Кажется, Мозырский драмтеатр -- великий оптимист. В 90-е годы поставлен «Мужской род, единственное число» -- несколько фривольный спектакль. Но даже в нем есть высокая мораль. Извечный вопрос: кто ты в этом мире? Спектакль нашумел, люди пошли в театр и почувствовали в жизни комедийную основу. Зритель, особенно сельский, всегда благодарно принимает постановки в водевильном стиле (например, «Каб Адам не саграшыў”). Комедийного плана «Он, она, окно, покойник» -- «спектакль, от которого хочется жить». Мария Ивановна мудро замечает: «За осенью обязательно будет весна. И никуда от этого не деться. Спасет нас умение видеть красивое и смешное». Сейчас у молодежи востребована тема «трепетности чувств». Спектакль «Четыре креста на солнце -- по пьесе белорусского драматурга Анатолия Делендика -- о нравственности, любви, побеждающей даже самые страшные болезни. «Есть какая-то безысходность, уходят из жизни молодые, -- говорит директор. -- Но любовь -- как раз тот стимул, который человека возвеличил и оздоровил. Временами театр выступает в тюрьме закрытого типа в Мозыре. А там специфический зритель -- озлобленный и зачастую очень талантливый. Жизнеутверждающая постановка «Четыре креста на солнце» взволновала всех. К 20-летию Мозырского драматического театра имени Ивана Мележа его главный режиссер Роман Цыркин готовит «Пигмалиона» Бернарда Шоу. А вот для постановки гоголевского «Ревизора» Мария Потапьева планирует пригласить главного режиссера Московского драмтеатра на Перовской -- Кирилла Панченко. «Театр зависит от времени. Оно нам подсказывает спектакли, дает новые темы, -- говорит Роман Цыркин. -- Пока для меня современные авторы -- Островский, Чехов, Гоголь, Шекспир... Есть еще авторы советские, которые сегодня тоже интересны, потому что писали добрые пьесы, -- Володин, Арбузов, Розов. Они, как ни странно, очень своевременны. К сожалению, часто театр занимается -- простите за грубое слово -- «помойкой». А мы же для человека должны быть отдушиной!». Ирина БАБИЧ. НА СНИМКАХ: сцены из спектаклей. Фото из личного архива главного режиссера Мозырского драмтеатра Романа Цыркина.