Дуда и DJ: тренд ХХI века?. 21.by

Дуда и DJ: тренд ХХI века?

24.05.2010 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Юбилейный, десятый "Дударскi фэст" расширил географию проведения, а также спектр представленных музыкальных форм и экспериментов.С 1992 года, когда белорусские мастера и исполнители Тодор Кашкуревич и Алесь Лось организовали в Беларуси первый "Дударскi балтыцкi фэст", прошло 18 лет. Традиция "Дударскага фэсту" прерывалась по разным причинам только в 2003-2006 годах. Но через несколько лет благодаря усилиям лидера группы "Стары Ольса" Змитра Сосновского, а именно в 2006 году, музыкальные встречи дударей были вновь возобновлены. Но именно с тех пор "Дударскi балтыцкi фэст" ведет отсчет истории национального движения за возрождение белорусской разновидности волынки (bagpiper) - дуды, инструмента с многовековой традицией и мифологией. Нынешний "Дударскi фэст-2010" стал десятым по счету в его фестивальной истории.

Для того чтобы юбилейный "Дударскi фэст" стал своеобразным смотром достижений отечественной независимой этномузыкологии и продемонстрировал возможности развития национальной культуры на основе ее новейших наработок, организаторам пришлось на день перенести фестивально-концертное действо в музейный комплекс "Дудутки". Ведь природа, свежий воздух - место естественного "обитания" народной музыки, а также своеобразный экзамен для исполнителей на белорусской дуде, которым нужно проявить недюжинные способности, чтобы старинный инструмент на открытом пространстве "строил", полностью раскрыл все свои возможности.

В "Дудутках" прошли три концерта и дударская конференция, рассказывает продюсер фестиваля Змитер Сосновский. Первый концерт "Адраджэнне аўтэнтычнай традыцыi" был камерным. В его программе были выступления солистов - Тодора Кашкуревича, Алеся Журы, Евгения Барышникова, Юрася Панкевича и других, а также групп "Келiх кола" и "Горынь", которые представили слушателям белорусские народные песни.

После традиционного концерта средневековой музыки "Сярэдневечны баль", в котором приняли участие ветераны отечественной медиевальной сцены (Testamentum terrae, "Стары Ольса", Rasalia, "Кашлаты Вох"), началась самая главная интрига этого фестивального дня - концерт импровизации под ритмы диджея Павла Балцевича "Псiха-фольк". Павел избрал для конкурса два стиля электронной музыки, которые микшировал в процессе выступления. Опыт "сплава" звуков дуды и электронных ритмов был настолько удачным, что арт-директор комплекса "Дудутки" Андрей Захаренко высказал идею проведения большого концерта такой музыки. После за кулисами  даже придумали название этому стилю  - этно-электроника.

Логическим продолжением музыкальных событий в "Дудутках" стал концерт "Дударскага фэсту". Первыми на открытую сцену столичного парка Челюскинцев вышел один из ветеранов, лауреат международных фестивалей волынщиков Алесь Жура, который в этот день играл на галисийской гаите. В его исполнении прозвучали чешская средневековая музыка, традиционные ирландские джиги.

А вот участницы девичьей группы Rasalia начали свою программу белорусской средневековой музыкой - композицией по мотивам "Полацкага сшытка" "Фанфары". И с первых же аккордов слушатели пускались в пляс - водили хороводы, учились средневековым танцам с ансамблями "Гiстрыён" i "Яварына". Как всегда, блеснула исполнительским мастерством и универсальностью лидер группы Оксана Констян, которая играла на парных дудках, шалмее и дуде... Кстати, история не знает ни одной представительницы слабого пола, которая бы играла на дуде. Пример Оксаны - важный аргумент в споре традиционалистов и прогрессистов о праве девушек извлекать звуки из этого инструмента!

Группа Testamentum terrae под руководством талантливого мастера и исполнителя Юрася Панкевича в этот день фестиваля предстала перед слушателями в двух ипостасях - привычной акустической и электронной.

Что касается классиков медиевального жанра - группы "Стары Ольса", то их концерт был больше похож на музыкальный спектакль, центром которого стал лидер группы Змитер Сосновский и его инструмент. Разнообразные исполнительские приемы были частью шоу "Старого Ольсы" и органично вписывались в музыкальную канву лучших композиций группы: "Лiтвiн", "У карчме", Tourdion...

Зато шоу молодой команды "Кашлаты Вох" было отмечено элементами провокационности. Хотя за сценическим эпатажем участников "Кашлатага Воха" был заметен и немалый исполнительский прогресс. Просто сейчас ими избран имидж хранителей настоящего "психо-фолка". Когда-нибудь  музыкантам , возможно, захочется отметиться чем-то более основательным и весомым. Для этого у участников "Кашлатага Воха" есть и исполнительский талант, и оригинальный репертуар, и необузданная энергетика.

Открытием для тех слушателей, которые впервые посетили "Дударскi фэст", стало взрывное выступление группы UNIA. Команда вот уже несколько лет представляет Белорусский университет культуры. Само появление такой необычной группы говорит о духе культурного разнообразия и толерантности, который теперь царит в стенах вуза. В то же время традиции БГУКИ иногда играли в творчестве UNIA не самую лучшую роль. Надо понимать, что рок-музыка - синоним равнения на лучшие мировые музыкальные достижения, а не на утратившие актуальность образчики государственного фолк-попа.

Понимая это, музыканты решили, во-первых, провести рестайлинг своего имиджа, который сейчас можно охарактеризовать как национально-спортивный. Во-вторых, в музыке UNIA появилось больше стилистического разнообразия в аранжировках и вокальных партиях. И исполнителям, выступавшим за ними, оказалось архитрудно перехватить инициативу...

Такая возможность была только у группы LitvinTroll, и ею музыканты воспользовались на все сто! Одним из главных действующих лиц в составе группы стал этим вечером музыкант и вокалист Андрей Апанович, который в дуэте со своим коллегой Василием Верабейчиковым определяли звучание всей группы. На одном дыхании музыканты сыграли несколько композиций из своего дебютного альбома Rock-&-troll, а слушатели отплясали под их будоражащие ритмы.

К сожалению, требование организаторов свернуть концерт "Дударскага фэсту" на 30 минут ранее запланированного времени не дало возможности по-настоящему оценить выступление одной из лучших отечественных metal-команд - ZNICH. Но группа ветерана отечественного "тяжелого" рока Алеся Таболича продемонстрировала профессионализм и выдержку и в форс-мажорной ситуации смогла показать себя с лучшей стороны. Ну а огорченным слушателям оставалось только от души аплодировать мощным композициям ZNICH "Мроя", "Крыжы-абярэгi" и отдать дань харизме лидера А. Таболича.

Юбилейный "Дударскi фэст", как концептуальное музыкальное событие, в очередной раз доказал свою жизнеспособность, а его участники обогатили современную национальную культуру новыми идеями и востребованным музыкальным продуктом. Хотя организаторам фестиваля в будущем не помешают и необычные, креативные идеи. Например, "дударские соревнования" школ мастеров Кашкуревича и Кульпина...
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Юбилейный, десятый "Дударскi фэст" расширил географию проведения, а также спектр представленных музыкальных форм и экспериментов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика