В ночь на понедельник завершился международный фестиваль Be2gether — праздник, однажды задуманный литовским предпринимателем Гедрюсом Климкявичюсом как манифест музыки и искусства, разрушающий границы и барьеры между людьми разных наций.
В частности, позволяющий литовцам и белорусам встретиться и познакомиться в исторически общих лесах.Фестиваль прошел в четвертый раз на самом краю Литвы, у подножья Норвилишского замка — памятника архитектуры позднего Ренессанса. В своей повседневной современной жизни этот не так давно отреставрированный комплекс оборонительного типа используется для конференций, свадеб и юбилеев. В нем густо и лениво льется в ледяные стаканы немецкий ликер из трав и фруктов, а с террасы открывается вид на поля и леса Девенишского исторического регионального парка. Бабушки в окрестных деревнях, наблюдая вереницы автомобилей, начиненных фестивальщиками, обсуждают их на своем «тутейшем» языке, в котором любой белорус без долгих колебаний услышит свой национальный.
В дни музыкальные и праздничные режим жизни здесь изменяется: бабушек не слышно из-за оглушительного рева сцен и моторов, нерушимый и спокойный пейзаж вспыхвает яркими платьями и сапогами, а палитра языков сводится к литовскому и русскому, обычно плохо понимающим друг друга. Несмотря на то, что ни литовские организаторы, ни координаторы с белорусской стороны точного количества билетов разглашать не желают и пока не дают точной цифры посетителей фестивального городка, отметить тот факт, что зрителей в это году было немногим больше прошлогоднего, здесь смог даже глаз, не вооруженный частым подсчетом человеческих голов. По крайней мере, выступления хедлайнеров привлекли к сцене толпу примерно той же площади и плотности, что и в прошлом году.
Вряд ли белорусов могла отпугнуть дороговизна билетов: время от времени покупая визы за 60 кровных евро, чтобы помочить ноги в каком-нибудь зарубежном водоеме и купить килограмм маечек в модных магазинах, молодые белорусские люди привыкли и к концертным ценам, и к посольским очередям, и к проверкам на границе. Увидев на афише набор по-настоящему желанных и до щекотки актуальных групп этого лета, наши ценители прекрасного без долгих колебаний собрали бы и походный рюкзак, и компанию друзей. Но для трехдневной музыкальной феерии, судьба которой — самоокупиться, Be2gether в нынешнем году оказался скуповат на имена, заполонившие айподы, допустим, минских хипстеров.
Австралийский синти-поп в вычурных нарядах Empire Of The Sun, возможно, еще недостаточно «раскручен» в Беларуси, а «медленный» британский репер Roots Manuva теперь уж и сам признается, что лет пять тому назад был куда популярнее, богаче и востребованнее.
При этом выступление темнокожей легенды хип-хопа было теплым и даже ностальгическим, будто из прежних времен, из мира, еще не обезображенного стилистикой ар-эн-би, мира без ГМО, Ledi GaGa и вокалиста уже упомянутого Empire Of The Sun, кричащего через синтезатор и грозно покачивающего бутафорской космической короной.
К слову, Люк Стил, этот самый вокалист, именующий себя императором и отказавшийся от общения с прессой на фестивале, не удержался и рассказал литовскому ежедневнику Lietuvos Rytas о том, что впервые в своей жизни так приблизился к собственным корням.
«Моя бабушка белоруска, — отметил он. — Во время Второй мировой войны она эмигрировала в Австралию. Я никогда еще не был так близко к ее родине».
После Be2gether Стил с группой танцовщиц дал концерт на фестивале Glastonbury в Британии, который в этом году прошел синхронно с литовским музыкальным праздником. По словам музыканта, он впервые пообещал своей дочери привезти ее на собственное живое выступление. Для поездки на фестиваль австралиец с белорусскими корнями купил ей большие звукоизолирующие наушники. Во время концерта Empire Of The Sun у белорусских лесов двухлетняя Sunny Tiger дожидалась своего отца в Лондоне, а литовские девочки чуть постарше выплясывали под сценой, держа за руку отцов собственных.
Возвращение британцев Skunk Anansie, промолчавших почти десятилетие и анонсировавших новый альбом на осень 2011 года, хоть и оказалось лучшим, самым энергетически мощным, профессиональным и искрометным концертом всего фестиваля, наверное, стало поводом купить билет в Норвилишкес только для настоящих отчаянных фанатов.
«Теперь ты счастлива?» — спрашивает парень у девушки, когда оба направляются на автостоянку.
«О да, я потрогала Скин (вокалистка Skunk Anansie Дебора Даер — прим. БН) за все места!» — улыбается девушка, приподнимая крышку багажника с белорусскими номерами.
Skunk Anansie на фестивале демонстрировали неиссякаемую энергию — порвав барабан, они, не мешкая, отыграли песню в акустическом варианте и дальше «глушили» публику, когда пострадавший инструмент восстановили. 42-летняя темнокожая Скин отпрыгивала от земли, как пружина, и продолжала петь на руках у зрителей. В какой-то момент жилистая британка, как змея, выскользнула из рук слэмящихся фестивальщиков и скрылась где-то под ногами у толпы, однако скоро она снова появилась на сцене, неутомимая и обладающая нечеловеческой силой.
Отыграв самый непредсказуемый и громкий концерт фестиваля и без конца улыбаясь публике своей широченной белозубой улыбкой, «лысая певица» Скин за кулисами оказалась едва ли не самой капризной артисткой, другие музыканты Skunk Anansie также требовали от организаторов выполнять все до мелочей свои желания.
Что касается добрососедства, то, как и в прошлом году, белорусы и литовцы продолжали придерживаться политики полного равнодушия в отношении музыки друг друга. Концерт Лявона Вольского, к примеру, смотрело около сотни белорусов, а выступление не теряющего популярность литовского трио Skamp, несмотря на красочность и многоязычие, привлекло практически одну литовскую публику. Стоит ли говорить, что уже в первой половине последнего фестивального дня, практически целиком отведенного под выступление литовских молодых групп и динозавров рока, Вильнюс был заполонен белорусами, уже ищущими городских приключений, но еще не снявших цветных браслетов-пропусков на фестивальное поле.
Единственный интересующий белорусов персонаж литовской музыки — рыжеволосая Алина Орлова, известная нашему слушателю в основном через Москву и российские издания, в свое время «открывшие» миру литовскую «экзотику». На Be2gether Орлова представила свой новый альбом, не забыв при этом со сцены обругать одного из охранников, накануне избившего ее парня. Как сообщает литовская пресса, конфликт произошел из-за того, что молодой дизайнер решил помочиться не в щедро и повсеместно размещенных биотуалетах, а в уголке огражденной фестивальной территории. Друг Алины Орловой объснил это тем, что недавно вернулся из Индии, где люди мочатся, где им удобно, за что получил несколько жестоких ударов, в том числе по голове.
Пожалуй, помимо этого эпизода, ничего более не нарушило покоя масс. В остальном царило прохладное дружелюбие, и пока литовцы Happyendless засыпали толпу зрителей-литовцев перьями, украинцы «Гайдамаки» и новый проект Сергея Шнурова «Рубль» собрали на свои выступления публику всех национальностей и возрастов. Возможно, именно они и были призваны воплотить идею всеобщего единения — недаром организаторы еще в прошлом году говорили о возможности расширять географию фестиваля, из самого большого в Литве превратив его в самый громкий в регионе.
Белорусские палатки (павильоны компаний «Будзьма!», «Гавары праўду» и галереи «Ў»), раздававшие майки и дождевики, предлагавшие литературные выступления, клипы, боди-арт и сеты ди-джеев, органично влились в жизнь еще десятков подобных палаток, где можно было налепить глиняных человечков, нарисовать картину, потанцевать, поваляться, заварить индийский чай и получить миску бесплатной каши из заботливых рук кришнаита.
Судьба фестиваля, несмотря на все его прелести, остается неясной. Осенью прошлого года газета Verslo Žinios писала о возможном банкротстве, постигшем объединение Гедрюса Климкявичюса «Klimkynės parkai» после проведения фестиваля в 2009-м году и о том, как удачливый Климкявичюс смог наладить свои финансовые проблемы. В начале этого года огранизатор Be2gether (который также является владельцем замка в Норвилишкес) заявлял, что сфера развлечений в Литве понемногу отходит от кризиса, и скоро дела в ней начнут спориться. Сейчас, когда после праздника ему и его команде предстоит подсчитать долги и прибыль, всем, кому понравилось на фестивале, остается надеяться, что Гедрюс Климкявичюс не шутил, когда в 2008-м году сказал: «Я уже не могу не проводить Be2gether».
В ночь на понедельник завершился международный фестиваль Be2gether — праздник, однажды задуманный литовским предпринимателем Гедрюсом Климкявичюсом как...