От великого до Большого. 21.by

От великого до Большого

19.08.2010 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

От великого до Большого

Только с открытием в Минске Большого театра появилось такое явление, как белорусская опера, - заметил однажды  Михаил Панджавидзе.  Полгода назад он прибыл сюда из Москвы и стал главным режиссером оперной труппы. Жизнь действительно в последнее время наполнилась новыми красками... Однако сотрудники творческого коллектива "Белорусская капелла" другого мнения: они открыли много имен музыкантов - наших соотечественников, современников Баха и Моцарта. Вот уже два десятилетия капелла организует концерты, выпускает книги, диски. Художественный руководитель коллектива Виктор Скоробогатов, сотрудница Светлена Немогай и худрук ансамбля солистов филармонии "Классик-авангард" Владимир Байдов вновь порадовали открытием - опубликовали на CD неизвестные сочинения композиторов XVII века.


"Бабасимизм" и друг Шопена


- Как ни странно, но по-прежнему еще не всем очевидно, что у нас богатая музыкальная и театральная традиция. Почему так туго доходит, казалось бы, прописная истина? - спросил я у исследователей.


Скоробогатов: Судите сами. Когда я учился в консерватории в 70-е годы, курс истории белорусской музыки у нас назывался "бабасимизм". Преподавала его Сима Герасимовна Нисневич - замечательный человек. Но начинался ее предмет только с 1917 года.


Немогай: Зато когда я поступала в консерваторию в 1993 году, курс начинался уже с XII века и длился два года, а теперь - три и еще год посвящен периоду после 1917-го. Теперь я уже и сама преподаю, могу студентам принести и ноты, и книги, и записи. А раньше ничего не было.


Скоробогатов: Нынче история белорусской музыки преподается и в школе, я сам - автор учебника, изданного три года назад. Поэтому школьники уже знают, что у нас был свой Бетховен - Осип Козловский из Пропойска (Славгорода), Моцарт - Феликс Яневич из Вильно, основатель Эдинбургского фестиваля, игравший в венском квартете вместе с Моцартом и дирижировавший авторскими концертами Гайдна в Лондоне. Нельзя не вспомнить и Наполеона Орду, который не только рисовал пейзажи, но и сочинял музыку, был другом Шопена и работал директором парижской оперы до того, как его на этом посту сменил Россини.


Байдов: С другой стороны, у нас академическое музыкальное образование появилось всего-то 70 лет назад, когда в 1932 году открыли консерваторию, а чуть позже - Большой театр. Поэтому многим кажется, что с тех лет "все только начинается". А "Белорусская капелла" возвращает достижения предыдущих поколений.


Культурная яма


Немогай: В 1636 году у нас уже была поставлена первая опера - "Похищение Елены". Да, это было в Вильно, нынешнем Вильнюсе, культурном центре тогдашней Белоруссии. И еще важная деталь: возникновение оперы как жанра датируется 1600-ми годами, то есть всего за 36 лет великое искусство "добралось" до нас! Большой театр в Минске откроется лишь три века спустя. Как можно говорить, что опера к нам пришла только в ХХ веке? В Слониме уже в XVIII столетии был один из лучших в Европе театров с уникальной машинерией и блестящей труппой. В 1750-е годы в Несвиже ставила оперы Франтишка Уршуля Радзивилл. К слову, она сама их и сочиняла. Только нужно понимать, что тогда и сейчас под "оперой" понимались разные вещи. Раньше это были разговорные диалоги с музыкой. А с XIX столетия сложилась современная традиция: от первой до последней ноты герои поют.


- Но почему оперная традиция у нас прервалась и образовалась "культурная яма"?


Байдов: Вот пример для осмысления. Еще во времена Екатерины II была труппа в Шклове. Коллектив содержал граф Зорич, а когда деньги закончились - не стало и большого искусства в маленьком городке. Все актеры переехали в императорский петербургский театр...


Музыканты всех стран, соединяйтесь!


- А театральные и музыкальные новинки попадали к нам откуда?


Байдов: Классическая музыка пришла из Италии во все страны: и к нам, и в Голландию... К нам путь лежал через Краков и Варшаву - Беларусь тогда являлась частью Речи Посполитой. В начале XVII века при краковском королевском дворе работал итальянский мастер Лука Моренцио - звезда мирового уровня. Венгр Валентин Бакфарк в то время творил в Польше и Гродно и известен всему миру как лютнист и полифонист, а до этого служил при дворе французского короля и в Нидерландах. К слову, их произведения вы найдете на изданном недавно диске.


- Однако получается, что "наши" новаторы - иностранцы?


Скоробогатов: Это нормально. Вот пример: чех по рождению композитор Глюк получил образование в Италии, работал в Вене, а затем в Париже. И его творчество по праву принадлежит разным странам.


Байдов: Адам Мальдис когда-то нашел всем известную "Полоцкую тетрадь" - нотный сборник XVII века. "Тетрадь" входит в антологию польской музыки. Правильно это или нет? Чтобы понять это, нужно разобраться, что представляет из себя эта "тетрадь". Наступает момент, когда молодому человеку исполняется двадцать лет и ему нужно ехать в Европу - за образованием. Живет он, допустим, в Полоцке. Его родители берут кареты, нанимают слуг и отправляют сына за наукой. К этому моменту парень уже имеет музыкальное образование, потому что его учил нанятый итальянец, репетитор преподавал французский язык. Он едет на Запад: посещает салоны, ходит в театры. А потом, вечерком, после салона, садится и записывает в тетрадь услышанную незнакомую музыку. А когда возвращается в Полоцк, становится первым парнем в округе, потому что привез новую музыку... Примерно вот так и появилась "Полоцкая тетрадь". Так чья это музыка?


Скоробогатов: В "Полоцкой тетради" есть произведение, которое называется "Бергамаска" - танец жителей итальянского города Бергамо. Если просмотреть сочинения Генриха Шютца - "отца немецкой музыки", предшественника Баха, мы найдем ту же самую "Бергамаску". Это немецкая, итальянская или белорусская мелодия? "Бергамаску" мы обнаруживаем и у французского клавесиниста Куперена! Идем дальше и открываем русские канты XVIII века и видим записанную ту же мелодию - нота в ноту...


- "Белорусская капелла" архивирует старую музыку или дает ей вторую жизнь?


Скоробогатов: В 1984 году ансамбль старинной музыки "Кантабиле" пригласил меня исполнить произведения из "Полоцкой тетради". Тогда у меня возникла мысль: если в XVII веке у нас была своя музыкальная культура, а в XVIII и XIX якобы уже нет, то это нонсенс! Никто не играл, не танцевал и не пел столько лет? Я занялся исследованием, и к 1991 году стало очевидно, что существует глубокая белорусская музыкальная традиция, и не только вокальная, но также инструментальная, оперная. Опера звучала даже в деревнях! В селении Волынцы нынешнего Верхнедвинского района действовал Забельский коллегиум, где в 1789 году была поставлена опера "Аполлон законодатель" на музыку Рафала Вардоцкого и либретто Михала Тетерского. Тетерский, кстати, автор первых пьес на белорусском языке. И теперь эти произведения стали частью современной культуры. "Капелла" продолжает открывать новые имена и шедевры.

Автор публикации: Виктор КОРБУТ

 
Теги: Гродно, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Только с открытием в Минске Большого театра появилось такое явление, как белорусская опера...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика