Осеннюю афишу Национального академического драматического театра имени Я.Коласа украсила очередная премьера — трагикомедия «Квартет»...
Если вспомнить небогатую на события недавнюю театральную историю, то стоит сказать, что художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Я.Коласа Рида Талипова определенная часть труппы поначалу не приняла. Оказавшегося в схожей ситуации Анатолия Эфроса — учителя Талипова — сразил инфаркт: после отъезда Юрия Любимова ожесточенная труппа Таганки кого угодно довела бы до сердечного приступа. А Рид Сергеевич предпочел просто выпускать премьеры, как бы намекая недоброжелателям, что здоровья и нервов у него достаточно. Так, осеннюю афишу коласовцев украсила очередная премьера — трагикомедия «Квартет» по пьесе Рональда Харвуда — лирическое размышление о сущности искусства и неизбежности биологических законов.
Ворота классики
О премьере ниже. Пока же отступление. Дело в том, что уже в декабре Талипов выпускает «Врата бессмертия» по Кондрату Крапиве, пьесу, к которой, по–моему, никто не подступался лет 20 — 25. Кондово, мол. И морально устарело. Талипов затеял не просто возвращение одной из самых знаменитых советских вещей на сцену, а серьезное режиссерское и, что немаловажно, современное прочтение с настоящим фаер–шоу и современными спецэффектами. Вообще, по мнению постановщика, пора бы нам уже пустить в дело пласт советской белорусской драматургии и перестать делать вид, что в драматургии XX века мы никто и звать нас никак.
«Для меня «Трибунал» Андрея Макаенка — это наш «Король Лир», — высказывает свое видение витебский худрук, когда мы беседуем с ним перед премьерой. — Вы только вдумайтесь: вся семья Терешки решила, что он предатель, сотрудничающий с оккупантами. От него отказываются жена и дети, решают его утопить за предательство, да еще таким диким образом: посадить в мешок, связать и бросить в воду. Чем не шекспировские страсти? А Макаенок? Не он ли первый написал об отравляющей силе масс–медиа, о наступлении эпохи торгашества, жажды накопительства, разрушении семейных уз в «Затюканном апостоле»? По силе и мощи это не уступает лучшим вещам Дюрренматта. Макаенок, на мой взгляд, до сих пор нами не разгадан. А Крапива? Ведь о чем, собственно, «Брама неўмiручасцi»? О жажде вечной жизни. Посмотрите соответствующие телепрограммы: до какого идиотизма только не доходят люди сегодня в погоне за ней — вкалывают себе под кожу какие–то препараты, вводят стволовые клетки, засовывают себя в морозильные камеры с записочкой: «Просьба разморозить через 200 лет...» Не маразм ли? И у Крапивы по этому поводу в пьесе довольно–таки горький вывод, хотя обратите внимание, когда эта вещь была написана! И он уже в 70–е все это предугадал! Вывод такой: а достоин ли ты, человек, этой вечной жизни, к которой стремишься? Заслужил ли ты того, что требуешь? Или и в той вечной жизни останешься таким же приземленным и бескрылым существом? Этот вывод я намерен укрупнить и подчеркнуть. Потому что, честно признаюсь, схожие мысли терзают сегодня и меня».
Бремя страстей человеческих
Сегодня в своем новом спектакле «Квартет» по знаменитой пьесе драматурга Рональда Харвуда режиссер исследует природу театра и задается вопросом: достойны ли простые смертные доносить до нас, зрителей, высокие страсти, будучи не идеальными существами в реальной жизни? И вместе с драматургом отвечает: конечно же, достойны, ибо тот, кто ступил на святой путь искусства, уже априори прав. В спектакле находится место и юмору, и горечи, и ядовитому сарказму. Рональд Харвуд — тонкий знаток театрального искусства, когда–то он уже заставил нас плакать и смеяться над нескладным и незадачливым работником сцены из пьесы «Костюмер». Ее виртуозно поставил в Купаловском театре Николай Пинигин, человек, который за маской иронии, кажется, бесконечно влюблен в запах кулис. Истории, рассказанной Харвудом в «Пианисте» Романа Полански, рукоплескали Канны, одарившие трагедию гениального музыканта Шпильмана «Золотой пальмовой ветвью», и Американская киноакадемия, вручившая фильму «Оскар».
Харвуд, не выпячивая достоинства героев, в своих историях словно бы следует за ахматовским кокетливым признанием: «Когда б вы знали, из какого сора...» Это подкупает. Драматург лукаво добавляет: «Смотрите, из какого сора рождается театр, искусство, иллюзия». Мы следуем вслед за ним, довольные обнаруживаем в персонажах знакомые пороки — похоть, жадность, лень. Удивленно приподнимаем брови: «Так вы такие же, как и мы? Никакой разницы нет?» Но разница есть. Об этом пьесы Харвуда.
Герои «Квартета» — стареющие оперные звезды, коротающие дни в элитном доме престарелых, проводящие досуг между манной кашей и мармеладом. Дни их невыносимо скучны. Но вот в пансион прибывает бывшая жена одного из постояльцев — тоже бывшая прима. А тут еще появляется возможность на одном из ближайших концертов, который пройдет в день рождения Джузеппе Верди, исполнить любимый квартет из «Риголетто». Закручивается узел страстей...
В БДТ Николай Пинигин (как видим, пути талантливых пьес и режиссеров неизменно пересекаются, словно тропы опытных грибников в сырой чащобе) ставил «Квартет» со звездами театра. Главные роли там исполняли Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Зинаида Шарко, уже ушедший от нас Кирилл Лавров... В театре имени Я.Коласа актерский состав ничуть не уступает петербургскому.
«Квартет» — пьеса, подводящая итоги. Каждый актер здесь может сказать о чем–то своем. Одну из лучших своих ролей здесь играет народная артистка Беларуси Светлана Окружная. Сцена сумасшествия в ее исполнении — одно из самых сильных мест спектакля.
Новая постановка театра ни на йоту не скатывается в самодовольный бенефис, кривляние, капустник или скучную шахматную партию интеллектуалов, где все ходы известны наперед. Нет, это квартет сыгран так хорошо, что каждой нотой угадывается судьба. Помериться с ней силой — не об этом ли мечтает каждый актер?