Почему белорусы не принимают современного искусства?
28.11.2010 15:51
—
Новости Культуры
|
За комментариями Технологизация искусства, и не только в Беларуси, по мнению руководителя компании «Игроматик» Александра Щепетова, началась давно. И весь процесс можно условно разделить на три этапа. Первый этап – книгопечатание. Второй – изобретение фотоаппарата и кинокамеры: искусство, сотворенное с их помощью, вне технических средств не создается и не демонстрируется. Третий этап технологизации искусства подразумевает под собой соединение интеллекта творца с техникой, и на данный момент его вершиной являются интернет, компьютерные игры и симуляторы. – Художники, в широком смысле этого слова, оказались в сложной ситуации: классическое искусство закончилось «Черным квадратом» Малевича. Все наработанные до этого идеалы перестали работать, а к новым еще не пришли. Поэтому сегодня все мастера эмоционально исследуют общество, следственно, его и отображают. Наиболее зрелы в данном отношении белорусские фотографы, – считает А.Щепетов. «Технологически фотография проще в исполнении, нежели видеофильм, – убежденно говорит член экспертного совета БОО «Фотоискусство» Валерий Ведренко. – Научиться фотографировать можно самостоятельно: постоянно быть в процессе, учиться визуально у специалистов – благо интернет это позволяет, и примерно через полгода на-гора можно выдавать достаточно качественные снимки. А вот создать цепляющий видеоряд без таланта невозможно». Вместе с тем, в Беларуси для показа готовых видеоинсталляций просто не существует подготовленных специальных помещений. За границей все экспозиции современного искусства самоокупаемые и приносят ощутимый доход своим организаторам. Просто потому, что их посещают не эстеты, а среднестатистические граждане, которые идут на шоу. Что ж, на Западе это целая индустрия, о которой в Беларуси, похоже, всерьез никто не задумывается. Почему так происходит? Как считает Ф.Ястреб, затрудненная логистика, связанная с необходимостью везти через границу произведения искусства, и, естественно, выросшая вследствие этого стоимость отпугивают и потенциальных посетителей, и организаторов, и художников. Кроме того, по мнению В.Ведренко, в Беларуси современное искусство не пропагандируется, поэтому публика его не знает и не понимает. «В Минске особая среда, которая отторгает от себя все современное, – говорит фотохудожник. – И если в целом отношение к искусству в стране не изменится, решить проблему практически невозможно. В Минске есть заведение, которое позиционирует себя как галерея современного искусства. После года своей работы специалисты сказали: на работы художников в двухмиллионном городе публика не ходит смотреть». Значит, мало просто взять и вывесить картины модных современных художников, важно еще организовать поток посетителей – а это дело организаторов проектов по современному искусству и маркетологов. – Любой центр современного искусства под собой имеет серьезные финансы, частные или государственные. В Беларуси этого в ближайшей и даже отдаленной перспективе не просматривается. Например, чтобы в Минск привезти одну интересную выставку современного искусства, нужно столько инвестиций, сколько выставляет Третьяковская галерея за свои пять экспозиций, – рассказывает В.Ведренко. Но, даже открыв центр современного искусства в Беларуси, никто не может гарантировать наполняемость его публикой после трех месяцев работы. Одно цепляет другое – страна не готова и не приучена к подобному формату искусства. Поэтому важно уже сегодня белорусам самостоятельно развивать цифровое искусство и представлять на суд зрителей в местных условиях. Эксперты уверены, что это даст толчок к дальнейшему развитию белорусского искусства в целом. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Современное мировое искусство постепенно переходит на «цифру» и превращается в шоу. Насколько Беларусь готова к такому формату?
|
|