В Национальном историческом музее открылась необычная для этих стен экспозиция. Исторической она станет спустя много лет. Модельер Саша Варламов представил 18 комплектов одежды дизайнеров фестиваля–конкурса «Мельница моды». Еще 6 комплектами расставили свои акценты в искусстве одеваться специалисты Белорусского центра моды.
До сих пор в стране не было художественной галереи, где бы можно было увидеть, как на протяжении веков менялись стиль и туалеты белорусов. Варламов вместе с историческим музеем эту проблему собираются решить к 2012 году. Тогда откроется новый корпус главного хранилища наследия страны по улице Фрунзе и там же распахнет двери большой зал истории белорусской моды. Одежда с нынешнего показа займет там место уже как экспонаты.
Некоторые вещи современных дизайнеров, к слову, уже хранятся в фондах музея: те, которые участники «Мельницы моды» презентовали кунсткамере еще в мае, во время «Ночи музеев».
Сергей Вечер, директор исторической галереи, считает неслучайным появление зала моды, пока совсем небольшого и временного, именно в «музее с пушкой».
— Вот мы много говорим о слуцких поясах как о некоем символе. А ведь это была очень важная деталь мужского наряда. Знают ли об этом современные мужчины? Пожалуй, немногие. Скорее, все наслышаны о шотландских килтах, чем о традициях своего народа. Минск — большой город, и у нас много музеев. Но нет ни одного, в котором здешний житель или приезжий смог бы увидеть, как формировался стиль одежды белорусов. А ведь, как говорится, встречают по одежке. И по костюмам предков и современников можно многое сказать об уровне культуры нации.
— И какова наша культура?
— Пока что я могу лишь рассуждать, но не утверждать. Мы только сейчас начали формировать коллекцию современных дизайнеров. Есть у нас, впрочем, и одежда прошлых времен: крестьянская, какие–то вещи из княжеского гардероба. Я думаю, что если все это вместе соединить, то только тогда мы получим цельный образ «белорусского стиля».
Сергей Владимирович лелеет надежду, что на базе исторического в будущем вырастет музей белорусской моды. Мне кажется, это была бы одна из самых посещаемых в стране галерей. Потому что всегда интересно в таком месте поискать новые идеи для улучшения своего гардероба: и стилистам, и модникам, и любому небезразличному к собственному внешнему виду гражданину.
Но пока что в стране есть лишь небольшой зал истории моды. В мае свои работы здесь презентовал Иван Айплатов. Теперь — студенты, прошедшие через жернова «Мельницы моды». А значит — лучшие из тех, кто в будущем будет формировать стиль нашей одежды.
Одна из самых перспективных дизайнеров, по мнению Саши Варламова и Эльвиры Жвиковой, главного художественного руководителя, ведущего дизайнера Белорусского центра моды, — Марина Дейкун. Марина — еще только студентка академии искусств, но ей выпала честь представить в музее сразу 5 нарядов. Смелые вещи, скажу вам! Я бы, например, на улицу в костюме, созданном по мотивам рыцарских лат, не вышел. Но Марина умеет убеждать в том, что ее вещи «носибельные»:
— На вас будут обращать внимание все девушки!
Сильный аргумент. Я призадумался... А Эльвира Жвикова добавила профессиональную оценку творению Марины: «Это концептуальная вещь». Дейкун не ожидала такого внимания к своему творчеству. Тут и Саша Варламов добавил: «Этот необычный костюм придает мужчине благородство. И если бы он висел в парижском магазине, то стоил бы несколько тысяч евро».
Можно тогда представить, сколько стоят некоторые вещи, пока что спрятанные от глаз публики в фондах исторического музея. Сергей Вечер признался, что есть у него в хранилищах и мундир российского императора Александра I, и даже чулки Павла I, не говоря уже о личных вещах деятелей советской эпохи — Машерова, Притыцкого. Однако до сих пор никто не занимался целенаправленным коллекционированием одежды и аксессуаров знаменитостей. Конечно, зря. Это не менее интересно, чем дизайнерские «штучки».
К слову, по соседству с залом моды нынче открыта еще одна не менее удивительная экспозиция — старых швейных машинок, вырезок из дореволюционных и модных советских журналов. Это своего рода напоминание: во все времена людям был небезразличен свой внешний вид. Но, кажется, только теперь, спустя многие десятилетия, одежда вновь становится частью культуры, а не только быта.