Этот год для Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки стал знаковым: коллектив получил высокое звание "академический". Тем не менее художественный руководитель оркестра народный артист Беларуси
Михаил Финберг делает все для того, чтобы оркестр после такой похвалы не забронзовел, а остался живой музыкальной лабораторией, коей является сегодня. У маэстро даже нет времени, чтобы отдышаться от музыкальной "пахоты" и вальяжно подвести итоги. Лучше - еще одну репетицию. Ведь следующий музыкальный фестиваль уже дышит в спину и состоится совсем скоро, в январе.
- Михаил Яковлевич, год, как всегда, у вас выдался, насыщенный. Что бы из прошедших концертов выделили особо?
- В этом году мы провели и подготовили специальные программы, посвященные юбилеям писателя Владимира Короткевича, композиторов Петра Подковырова и Николая Аладова, провели XXI Минский международный фестиваль джаза, фестиваль "Шлягер на все времена". То есть, как видите, очень серьезно и аргументированно работаем. Мы получили звание "академический". Поверьте, не каждый коллектив его удостаивается. Таким образом, сегодня мы имеем три самых главных звания, которые могут быть присвоены музыкальному коллективу: заслуженный, национальный и академический.
- Как давно вы получили звание?
- Полтора месяца назад. Но, к сожалению, мало кто на это отреагировал - и в прессе, и на телевидении. А ведь его очень сложно заработать. И, очевидно, это правильно. И нашу работу оценили по заслугам. Мы продолжаем развивать два своих направления: в одном я объединил эстрадную и джазовую музыку, второе составляет пласт национальной музыки. Уже 21 января мы откроем XI музыкальный фестиваль "Заславль-2011", который будет посвящен замечательному композитору Дмитрию Лукасу. Его имя сейчас совсем забыли и потеряли... Как и имена интересных и забытых сегодня композиторов Григория Пукста и Алексея Туренкова. У нас часто любят играть музыку XVII - XVIII столетий, в то время как совершенно не вспоминают прошедший XX век. Мы отметим большим концертом 110-летие Пукста и 125-летие Туренкова.
Имя композитора Николая Чуркина больше 40 лет нигде не звучало! Фестиваль его имени уже в десятый раз пройдет в следующем году в Мстиславле. Кстати, когда-то экзамен у него принимал Чайковский, ни много ни мало...
Так что с большой ответственностью могу сказать: нет сегодня такого композитора, произведение которого мы бы не сыграли.
После Заславля сразу пройдет 22-й джазовый фестиваль, потом "Шлягер на все времена", где мы отметим 70-летие Давида Тухманова и 75-летие Раймонда Паулса. Впервые пройдет новый фест "Шансон в Минске". Откроем новый музыкальный марафон в Хойниках. Рад, что нас в этом поддержало руководство Гомельской области.
И самое главное - мы проведем Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, где главный концерт будет посвящен 70-летию Владимира Мулявина. Он действительно маршал нашей белорусской песни. Так уж получилось, что я когда-то служил с ним вместе в армии и его последние концерты в Минске и в Москве мы провели вместе. В Молодечно мы исполним новую программу из наследия "Песняров", то, что никто сегодня не исполняет. Во время фестиваля пройдет конкурс молодых исполнителей, где каждый исполнит песню из репертуара Мулявина. И снова в Молодечно мы вспомним Лукаса, Пукста, Туренкова.
- Михаил Яковлевич, а как вы объясните, что этот целый пласт композиторов сегодня практически неизвестен широкому слушателю?
- Потому что музыкальными редакторами должны работать грамотные люди. Они должны иметь подготовку как музыковеды. У любого редактора FM-станции техническое образование, и я со своим оркестром буду для него "неформат", потому что мы играем чисто, вместе и точно. Музыке надо учиться. На чем еще нам воспитывать музыкальную молодежь, как не на наших прекрасных композиторских именах? Но никто об этом говорить не хочет. Зато каждый день по телевизору мы видим наших звезд. Каждый день их награждают какими-то премиями. А поехать на престижный вокальный международный конкурс никто из них не может - потенциала нет.
- У нас слишком много премий?
- Я не против, пусть их будет много. Но они должны быть гласные. А не так, как сегодня, когда все решается в кабинете: разделили между собой награды и все. Как же так можно? И при этом наш оркестр совершенно не замечают. А ведь больше всего гастролей провели именно мы. Но никто об этом даже не вспоминает. Я с уважением отношусь к артистам, которые поют "живьем". Вот в чем дело. Но таких у нас крайне мало. Остальным не мешало бы окончить хотя бы музыкальную школу. Недавно одна молодая певица после моих замечаний заплакала. А потом пришла и извинилась, потому что поняла, музыка это - труд.
У нас много проблем и с дирижерами. Это серьезный вопрос. Я каждый год провожу в Москве и Санкт-Петербурге мастер-классы, а в Минске меня никто не просит их провести, хотя есть целое дирижерское отделение, но им это неинтересно. Кто же вам передаст то, что мы умеем? На чьих примерах вы будете учиться? Сейчас современный дирижер может красиво размахивать руками, а при этом по слуху, гармонии и сольфеджио у него может быть двойка. Надо же слышать и чувствовать звуки.
- Михаил Яковлевич, что бы вы пожелали коллегам из оркестра?
- Я их очень люблю за то, что они работают так преданно и относятся с уважением к национальной музыкальной культуре. Это не эмоции, это факты - мы столько всего сделали!