До 8 января в Национальном художественном музее продолжилась персональная выставка белорусской художницы, живущей во Франции, Ирины Котовой под названием «Прогулки по Парижу». Как видно из двуязычного, французского и белорусского, текста пригласительного билета, организаторами ее являлись Министерство культуры Беларуси, посольство Беларуси во Франции, посольство Франции в нашей стране, Национальный художественный музей и Белорусский союз художников. Перечисляю кураторов специально ради того, чтобы была очевидна необычность их состава. Во всяком случае, мне впервые приходится сталкиваться со счастливым случаем, когда над организацией выставки слаженно работали оба посольства.
В выставке «Прогулки по Парижу» есть еще одна необычность — молодость автора. Ирина Котова родилась в Минске в 1976 году. У меня появилось даже подозрение, что она самая молодая среди тех, кому посчастливилось персонально выставляться в Национальном художественном музее. Это особенно бросается в глаза, если сопоставить выставку Ирины Котовой с недавней выставкой знаменитого парижанина и тоже уроженца Беларуси Бориса Заборова. Признанный во всем мире мэтр, а вслед за ним — вроде бы начинающий автор.
Но начинающий ли? Дальше постараюсь доказать, что вполне сформировавшийся, зрелый. Здесь же отмечу, что выставка Котовой мыслилась в посольстве Беларуси во Франции как своеобразное продолжение и дополнение выставки Заборова. Отмечу также, что оба художника не только знакомы, но и дружны. Творческие манеры их весьма разнятся. Однако Борис Заборов оказал на свою более молодую землячку значительное влияние конкретными советами.
Мать
Когда в 1990–е годы я работал в Национальном научно–просветительном центре имени Франциска Скорины, в наш коллектив из академической организации общества «Знание» пришла Маргарита Котова. И вот, помнится, Маргарита Ивановна как–то заговорила, что ее дочь не только выполняет курсовые работы на художественном факультете Белорусской государственной академии искусств, но и готовит научное исследование «Белорусские художники во Франции от XIX века до наших дней». Спустя некоторое время Ирина отбыла в свою первую поездку в Париж, пока временную, короткую, но, как потом оказалось, весьма плодотворную на впечатления, контакты.
Когда Маргарита Ивановна ушла на пенсию, она занялась художественным творчеством. Ее основным «орудием труда» явились ножницы, а материалом — лоскутки разноцветных тканей. И каково же было мое удивление, когда мне из Дома дружбы вдруг позвонила Нина Семеновна Иванова и пригласила на выставку. Но на какую — не сказала, заинтриговала только, что это будет для меня сюрпризом. Так я попал на первую выставку картин Маргариты Котовой, созданных в технике лоскутной аппликации. Вслед за первым успехом пришли следующие. Маргариту Ивановну пригласили принять участие в изготовлении знаменитого Полоцкого оберега. Ее изображение стало эмблемой фестиваля «Здравневская палитра», проходившего в усадьбе Ильи Репина под Витебском. Художница становится членом Союза народных мастеров. Знаменательным событием для Маргариты Ивановны стало участие в ежегодном Международном художественном салоне в Сартрувиле во Франции. Произведения народной мастерицы начали приобретать собиратели в Беларуси и за рубежом.
А Ирина Котова в 2002 году, после успешного окончания Белорусской академии искусств, также вступила в Белорусский союз художников. Ее полотна на библейскую тематику, дипломная работа «Путь, которым ты идешь», посвященная крестному пути Христа, вызвали интерес среди православного духовенства Франции. В 2003 году художница становится студенткой Свято–Сергиевского православного теологического института (Saint–Serge) в Париже.
Дочь
Ранней весной 2005 года Маргарита Ивановна узнала, что я лечу в Париж на конференцию ЮНЕСКО, и попросила передать Ирине пакет с гостинцами. Тогдашний посол Беларуси во Франции Виктор Адамович Ших любезно предложил мне остаться в Париже еще на три дня для архивных поисков.
Однажды я сказал Виктору Адамовичу, что в фондах музея Адама Мицкевича и Польского института в Париже нашел несколько писем художника и композитора Наполеона Орды, а на их конвертах — парижский адрес нашего земляка. От Наполеона Орды разговор перешел к Валентию Ваньковичу, который также жил в Париже, и ко всем многочисленным уроженцам Беларуси с Марком Шагалом и Хаимом Сутиным во главе. Наконец заговорили об Ольге Демкиной, знаменитой белорусской гобеленщице, живущей в Лионе. И тут я вспомнил про Ирину Котову.
Назавтра я впервые увидел Ирину — скромную, сдержанную и одновременно волевую, собранную. Около часа мы обсуждали возможные планы будущего сотрудничества.
— Обязательно схожу на улицу Людовика Великого, чтобы зарисовать дом, где жил Наполеон Орда, — сказала на прощание Ирина.
Следующая наша встреча, уже с участием Маргариты Котовой, состоялась через пять с лишним лет — в середине декабря 2010 года. И персональная выставка Ирины Котовой, о которой шла речь в начале статьи, уже успела получить первые отклики в печати.
— Скажите, до Минска персональные выставки у вас уже были?
— Конечно. В Минске — третья. Первая состоялась в США, в городе Чарльстон, штат Южная Каролина, в 2005 году. Вторая через два года в Париже — в том самом помещении белорусского посольства, где мы когда–то разговаривали. Пришло много друзей, в том числе Борис Заборов.
— Помнится, один из наших общих знакомых, вернувшись в Минск, сказал: ну вот и наша Ирина Париж покорила! Как в свое время Надежда Ходасевич–Леже... А какие вы еще победы, пусть небольшие, во Франции одержали?
— Пожалуй, это защита моей магистерской диссертации в одном из научно–исследовательских институтов Сорбонны. Тему я выбрала довольно сложную: «Византийская традиция иконографии Воскресения в интерпретации древнерусских иконописцев ХIII — XIV веков». Здесь, как мне кажется, удалось объединить исследовательский опыт, приобретенный в Минске, в академии искусств, и почерпнутый во время учебы в теологическом институте в Париже. Благодаря этому я уже смогла 26 ноября 2010 года выступить в Вестминстерском аббатстве на презентации первого англоязычного варианта книги «Беседа преподобного Серафима Саровского с Н.Мотовиловым». Иллюстрации к этому изданию я выполнила по заказу Кембриджского университета.
— Теперь несколько слов об альбоме «Воображаемый Париж». Мне он понравился. В ваших пейзажах чувствуется индивидуальность, сформировавшаяся под влиянием и французских импрессионистов, и белорусских реалистов. Кого среди них вы прежде всего назвали бы своим учителем?
— Конечно, моего академического наставника профессора Владимира Савича. Под его руководством я делала дипломную работу, которая, как потом оказалось, вывела меня в люди.
— А еще в вашем альбоме мне показались очень кстати лирические размышления о вашем творчестве Кристофа Левалуа. Кто он?
— Французский писатель. Православный священник. Один из руководителей православного сайта в Париже.
— На ваших картинах впечатляет буйство зелени — реальной и одновременно условной, рожденной воображением, а также цветное разнообразие крыш. Как это вам удается? Ведь вертолета у вас определенно нет.
— Здесь помог посол Франции в Беларуси господин Мишель Ренери. Он выхлопотал мне разрешение подниматься на крыши, даже на крышу министерства иностранных дел, и изображать (смеется) город оттуда.
— В прошлый раз мы говорили о доме, где жил Наполеон Орда...
— Там я уже побывала, зарисовки сделаю...
— Но ведь остаются еще поэт Аполлинер из рода Костровицких, остаются Мицкевич и Домейко, Немцевич и Ходька, Валерий Врублевский... А Монмартр и Монпарнас, а знаменитый «Улей», где нашли пристанище добрых полтора десятка талантов европейского и мирового уровня родом из Беларуси? Опять же ушедшие уже от нас белорусские художники Жолнерович, Наумович, Шиманец? Это тоже наша история. Наконец, был чудесный французский поэт, посол Литвы в Париже Оскар Милош. Но родом–то он из Череи на Витебщине, обрабатывал–то он белорусские легенды... Дипломат и писатель Владимир Счастный подготовил скрупулезный справочник для белорусских туристов под названием «Париж». Почему бы одно из его изданий не проиллюстрировать вашими пейзажами?
— Ого–го! Вы набросали мне целый план на ближайшие годы... Что ж, буду склонять свою музу на служение родным реалиям.
— Один из белорусских поэтов, пришедших на открытие вашей выставки, утверждал, что он «утомлен Парижем». Другой писатель, польский, но связанный с Минском, объявил себя «жгущим Париж». А каково ваше отношение к городу на Сене?
— Оно выражено в названии моего альбома: «Уяўны Парыж — Paris imaginaire — Воображаемый Париж». Под таким названием белорусское телевидение сняло и документальный фильм. Можно еще дать определение — «очарованная Парижем».
— А «покорившая Париж»?
— Увидим — все впереди!
Компетентное мнение
Владимир Счастный, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО:
— Произведения Ирины Котовой свидетельствуют, что их автор успешно усвоила традиции парижской школы, в которую входило более 10 наших соотечественников, органически сочетает их с традициями белорусской живописи. Существенно, что выставка, действующая теперь в Минске, явилась результатом «встречного движения» двух посольств, двух стран.
До 8 января в Национальном художественном музее продолжилась персональная выставка белорусской художницы, живущей во Франции, Ирины Котовой под названием...