Каноническая история возникновения компакт–диска гласит, что родителем его в 1980 году стал тогдашний вице–президент корпорации Sony Норио Ога. Некогда оперный певец являлся поклонником творчества Людвига ван Бетховена, особенно 9-й симфонии. В исполнении разных оркестров и длительность произведения почему–то была разной, вот Норио и решил: пусть носитель вмещает в себя наиболее продолжительный вариант в 74 минуты, прозвучавший на каком–то из фестивалей. Впрочем, существуют и альтернативные, менее прозаичные версии, согласно которым не Ога придумал CD, а десятью годами ранее американский физик Джеймс Рассел, но использовал он изобретение не в коммерческих, а в личных целях. А емкость кружочка и размер (120 миллиметров) таковы потому, что исходя из неких технических соображений японская структура убедила своего партнера, фирму Philips, в идеальности этих характеристик. Как бы то ни было, но в 1982 году альбом группы ABBA The Visitors оказался первой работой (и последней студийной в биографии коллектива), записанной на компакт. Однако в продажу первым поступил диск Билли Джоэла 52nd Street. И в том и в другом случае Бетховен, видимо, нервно прикрывал уши.
В свою очередь, Норио Ога дождался–таки релиза 9-й на «цифре», а с 1982 по 1995 год уже как президент Sony он был причастен к многочисленным свершениям в музыкальных областях — DVD, аудиоплейер Walkman, игровая приставка PlayStation, Blu–Ray Disc и т.д. При Ога возникли гиганты индустрии Sony Music, Sony Pictures и Sony Computer Entertainment. На прошлой неделе великий инноватор скончался... Сколь долго проживет его главное детище — компакт–диск, знает лишь интернет. Предшественница CD, компакт–кассета, протянула с 1963–го по середину 2000–х. Да и сейчас ее можно кое–где встретить как действующий артефакт. Так что лет десять ребенку Норио обеспечены. На радость, разумеется, и белорусским артистам. На днях Министерство культуры обратилось к одной из звукозаписывающих компаний с предложением расширить коммерческое тиражирование записей наших исполнителей и картин киностудии «Беларусьфильм». Одной из ласточек станет выход песенной антологии Владимира Мулявина.
А пока поинтересуемся тем, что было отгружено в торговые точки в январе — марте лейблом Vigma. В первой двадцатке Виктор Калина (три диска), Василий Глубоченко (два альбома исполнителя на цифровом баяне), «Песняры» (две работы: крайняя «Шчаслiвасць» — Белорусского государственного ансамбля и сборка с песнями Олега Молчана), группы «Разбiтае сэрца пацана» (релиз–2011 «Не налiвай!»), «Сябры» и «Лявоны» («Спявай, Лявон» — альбом конца прошлого года), Эвелина Лашук (финалистка республиканского детского конкурса «Песня для Евровидения–2010»), Владимир Ухтинский, Дмитрий Сайков, Людмила Исупова, Таша, Святослав Позняк (инструментальная поп–музыка), сборник песен Ирины Цветковой, совместное творчество Игоря Аксюты и Ирины Смольской, Татьяна Белоногая. А лидером «чарта» стал Саша Немо: на пластинку «Парни из провинции» поступило больше всего заказов. (Замечу, что среди россиян победил шансонье Владимир Гунбин.)
Да, это все богатство мы и слушаем. Ладно, мэтры эстрады вкус наш не испортят. И раритетные записи бывшей участницы мулявинских «Песняров» Исуповой тоже, как и качественный поп–рок «Лявонов». Альтернатива «пацанов» и авторская песня Белоногой в процентном отношении близки к тому спросу, который имеют представители этих жанров вообще. Баян — милое дело для застолья и ностальгии. Но половина «хит–парада» — просто праздник какой–то. Шансон и поп–шансон Калины и Ухтинского, их страдания про родителей, жен, березки и бескрайние поля, респекты настоящим мужикам — ну сколько ж можно?! А можно! Выдь в телевизор, включи самую роковую в Минске FM–станцию — чей стон раздается? Вот вам и ага — летает и летает песня–пуля, жалит особ, чутких до произведений Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, больно ранит фанатов команды «БЕЗ БИЛЕТА» и убивает вскормленных Рахманиновым. И вызывает к жизни поклонников околоблатной лирики и прочего городского романса. И предложение против спроса не попрет, не занимается оно воспитанием. Образованием тех, кто слушает композиции Саши Немо. Будь жив в реальности «однофамилец» молодого исполнителя, услышь он в радиорубке даже не мелодии, а тексты его треков, давно бы закончил свое бессмысленное кругосветное путешествие самолично устроенной пробоиной в борту лодки. Прошу вас, ради элементарного человеческого любопытства и укрепления материального благополучия артиста, приобретите сей диск — наслаждение гарантирую, от каждой второй вещи. Особенно от той, где часто–часто повторяется слово «пежо». Повторили? А нам это еще и поют.
Я не предъявляю никаких претензий слушателям — какие песни, такие мы. Или наоборот — это уж кому как больше нравится. И усилия требуются громадные, чтобы взять себя за волосы и вытянуть из болота дешевенькой попсы, мягкого и жесткого шансона. И звукозаписывающие компании не виноваты — им же нужны прибыли, а не убыли. А когда еще кто там себя за что потянет? И потянет ли? И к соответствующим певцам и певицам я не испытываю ни классовой, ни какой иной ненависти. Если уж Лариса Долина в свое время не пошла по тернистой дороге джаза, то что уж про Ташу говорить... Холодно лично мне от таких «отгрузок». Даешь перезагрузку!
Но что–то ж и должно греть? И греет. На днях вышел новый диск этно–трио «Троiца». Удивительный, мощнейший по энергетике, красивый фолк–психоделичный альбом «Зiмачка»! И дальше бы так. А то Сайковым от поп–мусора не вылечишься...