Наталья Руднева: Театр – это судьба
01.06.2011 15:35
—
Новости Культуры
|
Наталья Руднева: Театр – это судьба Имя народной артистки Беларуси Натальи Рудневой знакомо любителям оперы нескольких поколений. Она приехала в Минск после окончания Куйбышевского музыкального училища по общесоюзному распределению, с 1981 года – ведущая солистка белорусского Большого театра. Сильный и красивый, мягкого теплого тембра голос, огненный темперамент, невероятное желание совершенствоваться в творчестве - все это сразу оценили и зрители, и коллеги. Наташенька, как ласково называют певицу в театре, могла вчера исполнить ведущую партию в сложнейшем спектакле, а сегодня выступать с концертной программой в Клубе друзей оперы или на сцене филармонии. А когда было нужно "спасать" театр, могла и вовсе исполнить в одном спектакле две партии. На фестивале "Пять дней с Прокофьевым" в опере "Война и мир" певица в один вечер исполнила совершенно разные по характеру партии "царицы Петербурга" Элен Безуховой и роль старой московской барыни Ахросимовой, которую Руднева выучила всего за два дня.
![]() 7 июня Творческим вечером на сцене театра, которому Наталья Руднева служит тридцать лет, певица отметит свой юбилей. - Как вам кажется, когда было легче молодому певцу – в то время, когда вы начинали, или сегодня? - В то время было легче. Во-первых, сейчас многие, кто заканчивает академию музыки, не попадают в театр, а в основном идут преподавать, потому что в театре труппа очень большая и каждый год брать хотя бы по одному выпускнику нет возможности. Когда я выпускалась, больше было мест для работы вокалистам. Наши выпускники уехали в филармонии Гродно, Могилева, остались в минской филармонии. Дефицит определенных голосов был в театре. А сейчас учишься, учишься, а потом не знаешь, где применить свои умения и знания. Конечно, любой вокалист после окончания консерватории мечтает работать не в филармонии и даже не в музыкальном театре, а именно в опере. Когда я начинала, режиссеры и дирижеры готовили партии с молодыми певцами долго и очень кропотливо. Даже после оркестровых репетиций Вощак мог сказать: "Нет, еще рановато. Ведь если выходить, то надо блистать, а не просто спеть". Ведь кажется, вот спел ведущую партию, и уже все можешь. А далеко не все может певец, выступающий пятнадцать и двадцать лет на оперной сцене. Всегда можно чему-то еще учиться. Даже уходя на пенсию, еще чему-то можно научиться. А потом передать все свои знания и умения. - Как к вам пришла увлеченность оперой? ![]() Со временем я так полюбила свою профессию и своих сценических героинь, что даже не представляла, как без этого можно прожить. И теперь, когда меня спрашивают, что главное в моей жизни, я говорю: "Театр и дочка". Это вся моя жизнь. Дочь тоже закончила консерваторию и сейчас работает в хоре нашего театра. У нее есть и другая профессия, она выпускница института иностранных языков. Но она с пяти лет выходила на сцену в спектаклях детской студии и поняла, что не может расстаться с театром. Поэтому после окончания иняза поступила в консерваторию. Наверное, это судьба. Когда я навещала своего педагога в больнице, он однажды, указав на меня, сказал: "Это будущая Кармен". Я тогда улыбнулась, а сама подумала: "Ну, конечно, Кармен. Я же не буду учиться дальше". А все так и вышло. Вот что такое судьба, и я верю в это. - Какая партия самая знаковая для вас? Может быть, Кармен? ![]() Или, например, я исполняла партию Маддалены в опере Прокофьева. Она вообще написана для сопрано и психологически очень сложная. Когда режиссер Семен Александрович Штейн предложил мне эту партию, я была уверена, что не спою ее. "Когда ты будешь играть, ты вся уйдешь в образ и даже не заметишь этих высоких нот", – убеждал меня Штейн. Так и получилось, и режиссер это предвидел. - Для голоса это не губительно? - Если не петь такие высокие партии часто, то это не повредит голосу. При наработанной вверху тесситуре легче петь и партии меццо-сопранового репертуара. А вот для нижнего регистра это не очень полезно. - У вас бывали конфликтов с режиссерами? ![]() Оперу "Визит дамы" у нас в театре ставил замечательный режиссер Николай Пинигин. Когда он предлагал сложные мизансцены, некоторые наши солисты начали говорить: "Мне это неудобно, я не увижу дирижера, звук в зал не полетит, подниматься наверх не могу – собью дыхание". А мне было очень интересно с ним. На все, что он мне предлагал, я отвечала: "Давайте попробуем. Если не получится, мы уберем эту мизансцену. Но попробовать надо". Во многих случаях получалось. Вот с такими режиссерами отрада работать. - Насколько в спектакле для вас важен актерский ансамбль? ![]() - Помните ли вы такие спектакли, когда вы были полностью собой довольны? - Таких спектаклей нет. Даже если публике нравится, ты все равно приходишь домой и начинаешь анализировать: здесь нужно было сделать ярче, в следующем спектакле надо попробовать по-другому… Иначе наступает успокоение, ты выходишь на следующий спектакль и играешь, как по трафарету. Надо постоянно учиться вокально и актерски и в каждом спектакле искать что-то новое. - У вас огромный репертуар камерной музыки, в том числе белорусской. Что дает вам исполнение современной музыки? - Наверно, Бог наградил меня не только вокальным, но и гармоническим слухом. И поэтому мне было несложно петь и музыку Прокофьева, и произведения современных белорусских композиторов. Наверное, трудно назвать белорусского композитора, чьи произведения я бы не исполнила. Помню, как один композитор пришел в театр и говорит: "Остались только вы. Если откажетесь, то мое произведение звучать не будет". Я удивилась: "А кто вам сказал про меня?" – "Да все композиторы. Говорят: идите к Рудневой, она вам не откажет". И что мне после этого оставалось делать? Я, конечно, взялась петь его произведение, какой бы сложности оно ни было. Есть у меня и друзья композиторы, которые писали именно для моего голоса. Например, Марина Морозова, Вячеслав Кузнецов, Лариса Мурашко, Галина Горелова. Очень много музыки пела Густава Малера, Эдисона Денисова, Михаила Чулаки – это довольно сложный вокальный язык. Но чем сложнее, тем мне было интересней. Я уже не говорю про "Красную книгу из Монтсеррат" испанца Бенгуэреля, которую я исполняла в рамках культурной программы Олимпийских игр в Барселоне, написанную сложнейшим языком атональной музыки. Наверное, только слух помог мне это выучить и исполнить. Я с азартом берусь за исполнение таких произведений – получится или нет? Лишний раз проверка себя. И конечно, когда получится, очень приятно, и ты понимаешь, что в творчестве поднялся выше. - Тридцать лет в статусе ведущей солистки театра – что стоит за этой цифрой? - С одной стороны, это большая дата, с другой – время пролетело незаметно, потому что было очень много интересной работы. Ведь помимо театра я еще очень много сотрудничала разными коллективами: с оркестром Министерства обороны (объездила с ним полмира), с оркестром Министерства внутренних дел, со Смоленским оркестром народных инструментов имени В. Дубровского, с Андреевским оркестром из Петербурга. Всю Беларусь объездила с нашим октетом балалаек. Теперь иногда думаю: когда я это все успела? И театр, и камерные программы, и гастроли, и на радио очень много записала. С другой стороны, за это время выросло целое поколение, дочь моя выросла. Конечно, сейчас почти все мое время я посвящаю своим ученикам. Работа в академии музыки требует очень много сил. Кроме того, десять лет я являюсь постоянным членом жюри конкурса "Романсиада" в Москве. И не перестаю удивляться, откуда молодежь 18-20 лет так чувствует старинные романсы, написанные сто лет назад? Ведь старинные романсы - это всегда чья-то прожитая жизнь. - Такому исполнению можно научить или это дается от рождения? - Да, это дает природа. И это всегда видно на сцене. Есть абсолютно холодные люди с очень красивыми голосами. Их можно послушать минут 10-15 – и все. Дальше становится скучно. Если голос ничего не чувствует, не выражает, не заставляет меня волноваться и переживать – мне неинтересно. А уж на сцене оперного театра просто красивый голос – это ничто. Ирина Архипова в свое время говорила, что настоящий вокалист – это пятьдесят процентов голоса и пятьдесят процентов головы. - Что услышат зрители в вашем Творческом вечере 7 июня? - В первом отделении вместе с партнерами по сцене я исполню сцены из самых знаковых в моей творческой судьбе спектаклей, а второе отделение будет целиком посвящено романсу. Я попрощаюсь с театром и смогу больше времени уделять моим ученикам в академии музыки. Хочу немножко отдохнуть, ведь нельзя все время жить на разрыв аорты. А потом – у меня уже есть новые интересные планы. *** Журнал "Партер" - издание, позиционирующее белорусское оперное и балетное искусство в контексте мирового. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Имя народной артистки Беларуси Натальи Рудневой знакомо любителям оперы нескольких поколений. Она приехала в Минск после окончания Куйбышевского музыкального... |
|