В одночасье мы стали оперной державой. С репликой г-жи Змеюкиной на устах: «Мне душно! Дайте мне атмосфЭры!» — театры, такое ощущение, наперегонки устраивают музыкальные фестивали под открытым небом. Увидят перед собой старинный замок, усадьбу или дворец — тут же разбивают у древних стен высокотехнологичный шатер, строят сцену и поют, не ведая забот и печали. Причем на зависть Хосе Каррерасу исполняют исключительно оперные арии либо романсы. Так, 10 июня в музее народной архитектуры и быта «ладзiлi» «Волшебную ночь классики» под открытым небом солисты музыкального театра. Они же 18 июня устроили феерический «Вечер романсов» у подножия Мирского замка. Трехдневный, чего уж скромничать, летний марафон оперного и балетного искусства с 24 по 26 июня проводил Большой театр в Несвиже в замке Радзивиллов. Княжеских руин в стране десятки, а может быть, и сотни — никто не считал, у каждого камня можно провести по музыкальному фестивалю open–air. Только вот зачем?..
Пока длился ремонт в Большом театре, оперные солисты давали спектакли в Доме офицеров — и были вынуждены отменять концерты. Предполагаемая публика в смокингах и вечерних туалетах отчего–то игнорировала высокое искусство, предпочитая партии Каварадосси брутальным напевам Стаса Михайлова, который, кстати, выступал через дорогу — во Дворце Республики. Мне могут возразить, что как раз реконструкция в Большом и «убила» наших оперных меломанов. Так это пустые разговоры, все равно как обвинять грудь Анны Семенович в развале всего современного российского кинематографа.
Можно предположить, что театры, устраивая концерты под открытым небом, хотят денег заработать. Ничуть не бывало. В Мире вечера проходят и вовсе бесплатно, а в Несвиже за билет на оперу просят максимум 20 тысяч рублей. И сотрудницы местных музеев, а также жители Несвижа и окрестностей с трепетом их приобретают. Когда во дворе замка Радзивиллов давали оперу в двух действиях «Дикая охота короля Стаха», рядом со мной в зрительном зале сидела молодая пара — приехали из соседнего Клецка на поющих артистов посмотреть. Опрятные такие, тихие молодые люди. В антракте подошли ко мне и тихонько поинтересовались: «Все красиво, музыка замечательная. Только будьте любезны, в двух словах объясните нам, о чем поют артисты? Чего сказать хотят?..» И это про «охоту», основанную на хрестоматийном произведении нашего классика, которую и исполняют на белорусском. Что уж говорить об итальянских оперных сюжетах. Очевидно, бэкграунд, или, говоря проще, кругозор, среднестатистического зрителя из провинции не включает в себя глубокое знание предмета. И трехдневное погружение в оперу для него — настоящее испытание. Впрочем, и минская публика «Вечеру романсов» предпочтет стакан коктейля «Самбука» где–нибудь в ночном клубе. А в планах Большого театра, между прочим, сделать оперные выступления под открытым небом сезонными, которые будут длиться с июля по сентябрь. Что ж, остается только сопереживать солистам, в полной мере ощутившим на себе романтику уличных песнопений: помню, как один из лауреатов международных конкурсов полушутливо признался — исполняя любимейшую арию, он нахватал полный рот комаров и других летающих насекомых, для которых такие оперные праздники тоже, видимо, пока в диковинку.
В гондолах по венецианским каналам в июне дрейфовали и наши художники — участники Венецианского бьеннале. Увы, в актуальные тренды современного искусства им пока не удалось попасть, зато «себя показали». Задача, на мой взгляд, актуальная для какой–нибудь светской львицы. Но взрослым серьезным художникам, видимо, стоит заполнять пространство искусством, а не собой. И улыбаться, друзья, улыбаться!..
Полный рот комаровВ одночасье мы стали оперной державой. С репликой г-жи Змеюкиной на устах: «Мне душно! Дайте мне атмосфЭры!» — театры, такое ощущение, наперегонки...