Роберт Святополк-Мирский: История отношений между ВКЛ и Московским княжеством не плоха и не хороша
20.08.2011 10:02
—
Новости Культуры
|
Роберт Святополк-Мирский: История отношений между ВКЛ и Московским княжеством не плоха и не хороша На протяжении многих лет тихо и незаметно живет в Беларуси кинодраматург, сценарист и переводчик Роберт Святополк-Мирский. Однако в последние годы он больше известен как писатель, автор историко-приключенческого цикла "Рука Москвы, или Собирание земли", он же "Сага о Медведеве". События, лежащие в основе романов этого цикла, самым непосредственным образом связаны с историей Беларуси. Корреспондент TUT.BY побеседовал с писателем о его судьбе и судьбе этого литературного проекта. - Роберт Зиновьевич, вы практически всю жизнь живете в Беларуси, считаете себя потомственным литвином, но большинство фильмов по вашим сценариям снято на студиях других стран, вы преподавали драматургию кино и телевидения по своей авторской программе не здесь, а в Польше и, наконец, ваша сага о Медведеве издана в Москве. Почему так? - Согласно Евангелию от Матфея, Иисус с горечью сказал своим ученикам слова, которые переводятся на русский язык так: "Нет пророка в своем отечестве". Смысл этого выражения в том, что люди обычно не верят в истинность слов, мудрость или талант человека, который живет рядом с ними. Психологически принято считать, что все значительное, высокое, гениальное непременно находится где-то там, вдали от нас. Так было тысячи лет назад – так и сейчас. Это явление – вечное. - У вас очень "шляхетская" фамилия. Имеете ли вы какое-то отношение к роду князей Святополк-Мирских, которые некогда владели Мирским замком? - Да, я принадлежу к этому роду, но никто из моих предков Мирским замком никогда не владел. Еще в XVI в. этот род разделился на две ветви - одна выехала в Россию, и ее представители сделали там большую карьеру. Например, генерал Николай Святополк-Мирский, освободитель Шипки. Или известный литературовед Дмитрий Святополк-Мирский, опрометчиво вступивший в британскую компартию и приехавший в 1920 г. из Англии в советскую Россию, после чего вскоре коммунистический режим его и расстрелял. Я же являюсь потомком скромной литовской, точнее литвинской ветви этого рода, которая навсегда осталась на территории ВКЛ. Мои предки были простыми бедными дворянами, никогда не лезли в большую политику и скромно жили в Ковенской губернии в небольшой деревушке под Каунасом в своем маленьком имении. - В ваших книгах повествование происходит во время очень сложного и неоднозначного периода в истории Восточной Европы - в конце XV в. Это момент, когда Великое княжество Литовское утратило инициативу в вопросе консолидации русских земель, а возвышаться начала Москва. Почему вы решили написать цикл романов именно об этих событиях? - Начну с того, что в детстве (как, впрочем, и сейчас) я очень любил историческую литературу. Читать научился в 4 года, быстро проскочил период сказок и "детской" литературы и в возрасте уже 9-10 лет запоем читал Дюма, Сервантеса, пьесы Кальдерона, и, конечно, романы Стивенсона. И когда становился все взрослее и взрослее, все чаще стал обращаться к истории государства российского. Почему в нем все происходило так, как происходило? Как случилось, что в течение столь короткого времени маленькое, не очень богатое Московское княжество внезапно выросло, окрепло и превратилось в огромную и могущественную империю? Вначале мой литературный замысел касался периода Смуты. Но, пытаясь понять, где находятся первопричины Смутного времени, я уходил все дальше и дальше в прошлое и, в конце концов, сделал вывод, что все началось в конце XV в. И тогда я решил написать серию романов, которая охватывала бы период от 1478 г., когда Москва окончательно покорила Новгород, до 1613 г., когда древнюю шапку Мономаха надел первый царь из династии Романовых. - Когда вы написали первую книгу из этой серии? - Первый роман, "Дворянин Медведев", был написан еще в 1969 г. Я был тогда молод, неопытен, и потому полон безумной решимости написать, ни больше, ни меньше, как полсотни романов! Первая книга очень понравилась моим друзьям и знакомым и даже вызвала интерес у некоторых издательств. Ее читали, ею восхищались, но вот издавать почему-то не спешили. А почему - никто не объяснял. Наконец, нашелся один откровенный редактор, который отвел меня в сторонку и весьма доходчиво растолковал, что, пока будет существовать советская власть, этот роман никогда не будет опубликован, а мне стоит радоваться, что я все еще стою и беседую с ним, а не нахожусь совсем в другом месте… Так роман и пролежал в столе до XXI столетия, до тех пор, когда вдруг российское издательство "Эксмо" не решилось его опубликовать, подтолкнув меня при этом на продолжение саги… Я пришел в восторг, схватился за перо (то есть уселся за компьютер) и написал еще шесть романов. - Что же так не понравилось тем, старым советским цензорам? - Историю роста Московского княжества невозможно описать, не упомянув о его взаимоотношениях с Великим княжеством Литовским и другими соседями. Ведь расширялось-то оно за счет чего? А тогда не очень принято было упоминать, что Москва кого-то завоевывала. Какие литвины? Все вокруг ведь были русскими, все хотели быть русскими, все хотели служить царю-батюшке, причем здесь какое-то княжество Литовское? Его давно нет и нечего о нем вспоминать! Такова была тогда "идеологическая установка". - Какими источниками вы пользовались, когда писали свои романы? - Я писал, опираясь на подлинные русские летописи, которые широко издавались в России в XVII-XIX веках, на труды классических русских историков – Татищева, Карамзина, Соловьева. Очень многим я обязан работам великого, по моему мнению, российского современного историка, доктора исторических наук, профессора Руслана Скрынникова (ныне, к сожалению покойного), который открыл множество малоизвестных страниц русской истории как раз того периода… Кстати, в советское время найти какую-нибудь серьезную историческую литературу, было просто невозможно. Во всех крупных библиотеках, где она хранилась, ее выдавали лишь по специальному допуску. Даже научным сотрудникам в читальном зале такие книги выдавали на час, и при этом чуть ли не за спиной у них человек стоял, чтобы не дай бог он их не сфотографировал и не переписал бы оттуда что-нибудь идеологически опасное… Но во всякой тоталитарной системе непременно есть лазейки, была она и здесь. В моем случае волшебным талисманом послужил межбиблиотечный абонемент. По нему, живя в Бресте, я мог заказать книги, которые хранились в Московской Ленинской библиотеке. Их без всякого спецдопуска исправно присылали, и я, сидя дома, спокойно их изучал, а приятель-фотограф еще снимки страниц и карт делал. Московские друзья были в шоке, или как сейчас сказали бы - "в отпаде" - они и близко не могли с такой литературой ознакомиться. - Какие документальные источники вы бы особо отметили? - Пожалуй, посольскую переписку конца XV - начала XVI вв. между Москвой и ВКЛ, изданную в середине XIX в. Она сыграла очень большую роль в моей работе над романами. Там настоящая, живая история: можно самому прочесть на подлинном русском языке XV века письма Ивана III своему зятю, князю литовскому Александру; что писал в ответ Александр, как и что следовало говорить послам, привозившим письма, какие кому дарить подарки, и множество других интереснейших вещей. Кстати говоря, история обретения этого редчайшего издания тоже достаточно характерна для советских времен. Она попала в мои руки, когда я сразу после окончания ВГИКа работал редактором на киностудии "Беларусьфильм". И вот однажды я находился на съемочной площадке на железнодорожном вокзале, где снимался фильм, действие которого происходило в годы гражданской войны. Режиссеру надо было создать атмосферу разрухи, и для этих целей минские библиотеки выделили два грузовика "устаревших" книг. Их разбросали по перрону, некоторые пополам разорвали, обложки с них поснимали, - ну все как надо… И вот во время съемок я замечаю, как ветер буквально вырывает страницы из толстой, явно старинной книги. Я подхожу и глазам своим не верю: раритетное издание, другого такого же экземпляра, быть может, во всей Беларуси нет – Посольская переписка XV-XVI веков между ВКЛ и Москвой… Вот так она оказалась у меня, и я ею очень дорожу! В ней есть такие письма!.. Особенно трогательна переписка Ивана III с дочерью Еленой, которую он сам выдал замуж за Великого Литовского князя Александра. По этой переписке хорошо прослеживаются все этапы и подробности московской экспансии. При ее чтении, я думаю, у любого, даже самого крепкого мужчины слезы на глаза навернутся! "Отец, - пишет Елена, - батюшка, дорогой, я твоя раба и послушница, что же ты делаешь!? Весь народ в Литве недоумевает, неужели отец отдал свою дочь замуж только для того, чтобы отнимать у нее ее земли? Перестань, я же здесь королева, и Великая княгиня – а муж мой – такой же, как ты Великий князь и брат твой! Зачем ты меня грабишь, зачем мои земли отнимаешь, поселенья жжешь и разрушаешь, людей наших убиваешь?", - вот так дочь все время увещевает отца. А тот пропускает все мимо ушей и твердит лишь об одном: "Ты верна греческому закону? Тебя там муж не притесняет?" Кстати, Елена до конца жизни осталась верна православию, и только поэтому ее не могли короновать как польскую королеву…
- Действие в вашей саге начинает разворачиваться на московско-литовском рубеже, месте очень конфликтном, где постоянно бушует "холодная" война, время от времени переходящая в "горячую". На чьей стороне находятся симпатии ее главных героев? - Главные герои моих романов своей клятве никогда не изменяют. Московский дворянин, Василий Медведев, всегда остается верным Ивану III, Андрей Святополк-Мирский - Великому князю литовскому. И, тем не менее, эти два, говоря современным языком, представителя секретных спецслужб, все равно остаются друзьями. Постепенно, начиная осознавать весь цинизм правящих верхов, они находят такие решения, которые позволяют им выполнить служебный долг, не запятнав своей чести, избежав кровопролития и, таким образом, послужить своим народам, быть может, лучше, чем ждут от них люди, сидящие на престолах. Несмотря на то, что их княжества находятся в состоянии войны, Андрей с Василием остаются верными и преданными друзьями до конца своих дней… Это относительно моих героев. Что касается меня самого, то я на одной стороне - на стороне исторической правды. Поэт Костров написал когда-то иронически печальные строки: "Жизнь такова, какова она есть и больше никакова". История отношений между Великим княжеством Литовским и Московским княжеством не плоха и не хороша. Она такая, какая есть. Было бы ошибкой утверждать, что в Московском княжестве жили одни захватчики и убийцы с имперскими амбициями, а в Великом Княжестве Литовском - одни добрые благородные рыцари. И там, и там было много доброго и много злого, как с точки зрения христианской морали и нравственности, так и в бытовой повседневной жизни. Не следует забывать, что тогда нравы, обычаи и взгляды на жизнь несколько отличались от современных. Хотя люди были точно такими же – с такими же страстями, грехами, героическими подвигами и подлыми изменами, как и во все иные времена. Все были христианами, все молились Богу - в церкви или в костеле. Тем не менее, и те, и другие, друг друга исправно убивали, казнили, в общем, все было "как у людей". Конечно же, ВКЛ по своей культуре было гораздо ближе к Европе, это было более-менее европейское государство. Но утверждать, что вот здесь была чистокровная Европа, а за восточной границей сразу же начиналась Азия, было бы тоже неправильно. Православная церковь в ВКЛ находилась в очень тяжелом положении, точно так же как и католикам в Москве приходилось совсем несладко.
- Известно, что наряду с персонажами историческими и вымышленными, в книгах Дюма очень часто присутствовали герои, которых не было в действительности, но которые основаны на реальных прототипах. Есть ли у вас такие персонажи? - Если бы вы задались целью узнать, что за люди жили на реке Угре в конце XV в., то вы бы к своему удивлению обнаружили, что там в то время действительно жили дворяне с фамилиями Картымазов и Бартенев. Но кроме фамилий о них ничего неизвестно, и я решил использовать это. Стараюсь вообще не придумывать имена и фамилии для своих героев. Беру подлинные исторические документы - списки различные, завещания и так далее - и там ищу. Но среди главных героев у меня есть девушка по имени Варежка. Вот это стопроцентно исторический персонаж. Некогда на всю Польшу и Литву гремело имя беспощадной разбойницы Барбары Русиновской, которую казнили во время Петрковского сейма. Она ходила в мужской одежде, славилась как мастерица по фехтованию и стрельбе из лука, у нее даже собственный замок был. О ней сложены легенды, песни народные в Польше и народ там ее очень любит. Она была чем-то вроде Робин Гуда для простых людей. Вот этот исторический персонаж у меня присутствует буквально с самого первого романа. - А Андрей Святополк-Мирский не ваш ли предок? - Нет, это абсолютно вымышленное действующее лицо. Просто мне нужен был герой - бедный литвинский дворянин, но с титулом, и я решил, что эта фамилия подойдет не хуже другой. Главного героя, Василия Медведева, кстати, я тоже полностью выдумал. - Сумели ли вы найти ответ на вопрос, почему Москве удалось так быстро возвыситься? - Поворотным моментом здесь считается знаменитое Стояние на реке Угре в 1480 г., когда хан Ахмат не решился сойтись в решающем сражении с Иваном III. А вступить в бой он не решился, поскольку ждал военной помощи от короля Казимира. Король польский и Великий князь Литовский Казимир должен был подойти с войском, но так и не выступил, поскольку как раз именно в этот момент был раскрыт заговор, во главе которого стояли три наиболее влиятельных и богатых православных князя ВКЛ – Ольшанский, Олелькович и Бельский, якобы покушавшиеся на жизнь короля. Доподлинно неизвестно, приложила ли руку к этому заговору Москва, у историков на этот счет нет "улик". Но зато точно известно, что именно Иван III изо всех сил призывал своего друга, крымского хана Менгли-Гирея напасть на Киевские земли, основательно там все разграбить, включая богатые православные церкви, а также поубивать как можно больше людей и взять в плен как можно больше девушек. И Менгли-Гирей помог своему другу очень активно. Попав в столь затруднительное положение, отбивая атаки татар на Киевскую землю, Казимир не сумел помочь Ахмату. Но я все же считаю, что истоки могущества Москвы нужно искать не в 1480 г., а в 1478 г., когда Иван III покорил Новгород. Тогда в его руки попала неслыханно богатая городская казна, и это не считая богатств репрессированных бояр и купцов. А ведь Новгород в то время был одним из трех самых богатых городов мира, наравне с Венецией и Багдадом! На мой взгляд, именно новгородское золото развязало московскому князю руки и помогло достичь тех успехов, которых он добился. - В качестве героев второго плана в ваших книгах выступает практически вся княжеская верхушка ВКЛ того времени: Казимир и Александр Ягеллоны, князья Глинские, Бельские, Олельковичи… Присутствует ли в них такой далеко не самый последний человек в истории Беларуси как Константин Острожский? - Да, конечно, но это персонаж, который будет действовать только в 8-10-ой книгах, где он подготовит и одержит самую большую историческую военную победу ВКЛ над Москвой - в битве под Оршей. Истории и ходу этой битвы будет посвящен последний 10-й роман и здесь завершатся судьбы почти всех главных героев… Но мне не хочется открывать здесь фабулярные секреты…
- Ваша сага о Медведеве так и не была закончена. Ее издание прервали, как говорится, на самом интересном месте. В чем суть вашего конфликта с "Эксмо"? Почему на предложение о сотрудничестве не откликнулись другие издательства? - Когда было уже издано семь книг, мне предложили заново переиздать их с новым дизайном. Издательство платило мне мизерный гонорар и обещало в новом переиздании его повысить. Однако когда дошло до переговоров, все остановилось, и я понял, что это был лишь предлог, чтобы прекратить издание. Зная, что мои книги, пользовались большой популярностью, раскупались очень хорошо и быстро, я решил, что с другими издательствами никаких проблем не будет, ан, не тут-то было! Неожиданно начало происходить нечто очень знакомое, что уже когда-то, много лет назад, происходило: то мне вовсе не отвечают, то пишут, что книги хорошие, "но не вписываются в наш формат", то еще что-то; одним словом, создалось ощущение, что я наткнулся на некое невидимое препятствие, и оно вовсе не литературного характера… - Вы полагаете, что всему виной вновь идеология? - Не знаю, не хотелось бы так думать, но… Официальной цензуры в России нет, но на неофициальном уровне, возможно, что угодно. Содержание восьмого романа, который я назвал "Пепел еретиков", вполне может очень не понравиться кому-то из воинственных блюстителей псевдопатриотического мнения: "В российской истории были лишь великие дела и великие подвиги, а тот, кто находит в ней что-либо другое – враг, хулитель и искажатель нашей истории". Дело в том, что в начале XVI века в Московии разоблачили одну весьма таинственную и могущественную секту еретиков (о которых очень много написано в моих романах), а когда разоблачили – ну и чем Московия не Европа? – всех сожгли на кострах! Но об этой страничке истории России говорить не очень принято. Считается официально, что не было массовых сожжений. Но все указывает на то, что еще как были… - А что это за еретики? - Это люди, исповедовавшие некую тайную веру, получившую название "ересь жидовствующих". Называлась она так вовсе не потому, что ее сторонники были евреями, а потому что они не признавали догмата о Троице. Эдакие первые русские протестанты. Она была очень законспирированной и пустила корни так глубоко, что ее последователи чуть было не захватили власть в Москве. Историки о ней очень хорошо знают, она известна в основном по трудам борца с этой ересью (и, кстати, одного из сквозных персонажей саги) знаменитого настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого – фигуры могущественной, интересной. Очень любопытная история, жаль, что широкой публике об этих событиях практически ничего не известно. - Каковы ваши общие планы относительно саги о Медведеве? - В настоящий момент закончено 7 книг. Если появится издатель – немедленно вернусь к литературной деятельности и напишу еще три книги, чтобы закончить сагу о Медведеве. После чего, если даст мне Господь силы и здоровье, хотелось бы написать еще 10, чтобы рассказать, наконец, историческую правду о Великой Смуте - там кроется масса очень увлекательных сюжетов, полных тайн загадок и открытий…
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На протяжении многих лет тихо и незаметно живет в Беларуси кинодраматург, сценарист и переводчик Роберт Святополк-Мирский. Однако в последние годы он больше...
|
|