Художника XIX века, друга Адама Мицкевича, в Минске помнят две усадьбы на улицах Парниковой и Интернациональной и дом Монюшко на Энгельса. Но в Беларуси, откуда мастер родом, нет ни одного оригинального полотна Валентия Ваньковича. Временно в Национальном художественном музее экспонируется лишь портрет Войцеха Пусловского, привезенный из Литовского художественного музея.
Остальные картины можно увидеть лишь в музеях России, Польши, Литвы, Франции. Теперь многие из них, наконец, доступны широкой публике. Их собрали в одном альбоме, появившемся накануне в издательстве «Беларусь». Он вышел в новой серии, основанной НХМ, — «Знаменитые художники из Беларуси».
— Мы ставим целью вернуть в контекст современной культуры творения мастеров, которые родились на нашей земле, но творили за границей и поэтому иногда считаются представителями русского или польского искусства. В действительности это люди, впитавшие в себя несколько традиций, но являющиеся нашими земляками, о чем при внимательном изучении свидетельствует и их творчество, — автор идеи и координатор проекта Владимир Прокопцов, директор НХМ, анонсирует выход в ближайшее время уже второго альбома, с картинами Витольда Бялыницкого–Бирули.
Составитель альбома Ваньковича — заведующая минским Домом Ваньковичей (филиалом НХМ) Наталья Сычева. Она напомнила, что именно в Минске Валентий достиг вершины своего творчества:
— В феврале 1829 года он работал здесь в двух мастерских — в Малой Слепянке и в центре города, вместе с другом Чеславом Монюшко. Ванькович писал портреты родственников, друзей, за которые петербургская Императорская академия художеств удостоила его звания «назначенного» в академики.
Спустя 10 лет художник эмигрировал из Минска в Париж, где умер на руках у друга Адама Мицкевича 14 мая 1842 года. Прах мастера покоится на Монмартре.
Уникальный альбом представят публике на днях не только в Минске, но и в Березино, где родился художник.