Каждый раз, читая сообщения о новых маршрутах по стране, «западаю» на рекламу, обещающую знакомство только с уникальными обрядами, достопримечательностями, заповедными местами. На поверку оказывается, что эксклюзивность иного турпродукта не всегда бесспорна.
В чем же уникальность Беларуси, белорусов и, соответственно, где искать туристический потенциал, идеи на будущее? Только замками и агроэкоусадьбами не сыграешь хорошую игру на рынке.
Слышали ли вы, что под Волковыском есть шахты первобытных людей, копавшихся в недрах земли задолго до сотрудников предприятия «Красносельскстройматериалы»? Археологи когда–то исследовали эти карьеры. Потом лазы засыпали. А ведь, на мой взгляд, было бы интересно спуститься на несколько тысячелетий вглубь — в эпоху до нашей эры, как на машине времени. Вот уж поистине уникальное место. Теперь вопрос: кто организует маршрут?
«СБ» уже не раз писала о полесских островных деревнях вроде Кудричей. Но пока что ни у кого не нашлось инвестиционных предложений, чтобы превратить вымирающие экзотические села в перспективные точки для путешествий. Как сказал Адам Мицкевич в бессмертном «Пане Тадеуше», «не цэнiм, маючы, а страцiм залатое — шкада». А хорошие идеи нельзя упускать из виду. Их быстро подхватят соседи.
В Сморгони стоит костел — памятник зодчества эпохи Ренессанса! Редкость? Безусловно. В XVI веке его строили как протестантский собор, потом зданием владели католики, православные, снова католики. Это все важные моменты истории. Но более любопытно, что во время Первой мировой войны городок был целиком разрушен, оказавшись между двух огней — русской и немецкой артиллерии. И только храм уцелел, хотя и сильно обстрелянный и даже кое–где поврежденный. В 20–е годы его отстроили. А теперь было бы интересно увидеть на нем «латки» войны, привлекая внимание и немецких, и российских туристов.
Поистине уникальные места, конечно, найти нелегко в любой стране. В Казахстане для меня таким откровением стал заповедник Бурабай. Представьте себе среди степи оазис с субтропическим климатом, окруженный горами, а посередине — прозрачное озеро!
До сих пор не могу забыть путешествия в адыгейский аул, где меня угощали пирожками с настоящим, а не покупным адыгейским сыром и каштановым медом. А какие там водопады! И все эти чудеса рядом с Сочи. Но их видят немногие плещущиеся в море.
Мало знать о своих преимуществах. Их нужно еще уметь преподнести. Вот это — самое сложное.