Уладзiмiр Лякiн. Тры жыццi Змiтро Вiталiна. Мазыр, Белы вецер, 2012.
Судьба Змитра Виталина — сюжет для сериала. Я помню, как рассказывали, словно сказку, что считавшийся расстрелянным в 1930–х белорусский поэт, оказывается, на самом деле сбежал из северного лагеря, был заключенным, и теперь он — известный русскоязычный литератор из Одессы Дмитрий Сергиевич. Про побег из лагеря — выдумка. Но действительно долго считалось, что Змитро Виталин, арестованный в 1933–м году с другими молодыми поэтами — Лукашом Калюгой, Максимом Лужаниным, Змитром Астапенко, Юлием Тавбиным и прочими, — погиб. Но тогда, после двух лет сибирской каторги, он вернулся в родные Калинковичи. Бывшему редактору журнала пришлось таскать кирпичи... Затем его призвали в РККА, когда отслужил — оказалось, что арестовали его отца. Наступал 1937–й год... И чтобы выжить, Змитро поменял все — имя, место жительства, род занятий и даже саму биографию свою переписал... Во время войны был на фронте, воевал. Потом оказался в Одессе... Писал прозу, пьесы. И только после перестройки, когда его «воскресили» на родине, признался, что все это время писал стихи по–белорусски. Писал о расстрелянных товарищах, о своей эпохе. В книге много документальных материалов: писем, отрывков из мемуаров, есть и произведения самого Змитра Виталина, умершего в 2004 году.
Могу поспорить, что для большинства из вас Верлен прежде всего не поэт, а персонаж. История про его отношения с юным поэтом–скандалистом Артюром Рембо, в результате которых Верлен попал в тюрьму, экранизирована, описана, имеет множество интерпретаций. Поль Верлен — архетипический «проклятый поэт», разрушающий себя, свою жизнь и жизнь близких во имя молоха, имя которому — искусство. До сих пор окутаны тайной и мистицизмом экзерсисы Верлена и Артюра Рембо по достижению «измененного сознания». Рассказывают легенду, как перед смертью автор «Позолоченных стихов» стал покрывать все в своем доме золотой краской. Неудивительно, что Верлен стал культовым для символистов. В сборник и вошли переводы (причем иногда несколько вариантов), сделанные русскими поэтами Серебряного века — Валерием Брюсовым, Иннокентием Анненским, Федором Сологубом. Но лирический герой этих стихов вас удивит: Верлен, по уверению критиков, отделял от него, возвышенного и сильного, себя, «бродягу и скандалиста, забулдыгу и сквернослова». В его стихах много печали и любви, много мечты, а больше всего — смерти. Тем, кто ищет патологию, конечно, найдет и ее, например, в жутковато–бредовом стихотворении «Наваждение»: «Мышь... Покатилась мышь в пыльном поле точкой чернильной...» Но найдется в сборнике и колокольный звон в небе синем и высоком и нежная и страстная любовь.
Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.