«Равнение на Пушкина должно быть у каждого дерзнувшего сочинять». 21.by

«Равнение на Пушкина должно быть у каждого дерзнувшего сочинять»

09.10.2012 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Юрий Фатнев — об «Убегающем лосе», черном лебеде в поэзии и даре счастья

Написать стоящую книгу, безусловно, большая ответственность. В первую очередь перед читателем, который ждет захватывающего сюжета и не-ординарных героев. Но написать заслуживающую внимания автобиографию еще сложнее. К ней приступают мастера слова, за плечами которых огромный опыт и череда событий, не терпящих забвения. Для одних собственное жизнеописание — способ самоутвердиться, обратить внимание на их заслуги, для других — книга памяти о людях, историях, фактах…

Жизнеописание «Убегающий лось» Юрия Фатнева (на снимке), русского и, можно с уверенностью сказать, белорусского писателя, увидевшее свет в 2012 году в гомельском издательстве «Барк», — как раз одно из тех произведений, которые обычно бережно хранят, аккуратно перелистывая страницы. Это не бульварное чтиво, которым пестрят прилавки книжных магазинов, не тощая брошюрка с примитивным сюжетом, где все просто и заранее известно. Эта книга предназначена для публики, которая желает углубиться в смысл нашего предназначения, в смысл наших стремлений и желаний. Для публики, которая способна по достоинству оценить действительно качественную литературу и мастерство писателя, о котором белорусы почему-то знают не так много…

Юрий Сергеевич Фатнев живет в Гомеле. Уроженец Алтайского края навсегда связал себя крепкими узами с Беларусью, хотя судьба не раз испытывала его привязанность на прочность, забрасывая писателя то в Казахстан, то в Брянск, то в Гатчину. Тем не менее в 1990 году он вновь вернулся в Гомель. «Человек должен жить на Родине, — говорит автор на страницах своей книги. — А Родина его там, где он босыми ступнями наступал на солнечные зайчики и удивлялся, что они не убегают». Деревня Старые Дятловичи и город Гомель стали для писателя этой родиной, где на свет появлялись идеи, где рождались мечты и где создавались самые значимые произведения.

Юрий Фатнев — автор 12 книг поэзии, которые вышли в Алма-Ате, Москве, Туле, Минске, Гомеле, его перу принадлежат повести и романы. С 1967 года Юрий Фатнев стал членом Союза писателей СССР, ныне — член Союза писателей Беларуси. Правда, не это для мастера слова главное. Важно, чтобы о талантливом человеке помнили, ценили и уважали его творчество. В свои 74 года Юрий Фатнев все так же остро ощущает потребность в том, чтобы его книги доходили до рук читателя…

«Убегающий лось» — символ ускользающего времени и очередная удачная попытка автора сказать свое слово в художественной литературе.

— Юрий Сергеевич, говорят, что писателю сложно сесть за автобиографию. Это всегда ответственно: правильно ли поймут автора читатели?

— Я не особенно задумывался над тем, правильно ли поймут меня читатели, когда принимался за работу. Меня больше заботила форма будущего произведения. Наконец, я определил ее как жизнеописание. Чего я хотел? Восстановить убегающее время. А подстраиваться под вкусы кого-то я не собирался. Мне казалось, если писатель будет точен по отношению к собственной жизни, не возникнет разночтений.

Юрию Сергеевичу удалось запечатлеть время. Безусловный интерес для читателя представляют реальные события, из которых автор виртуозно выстраивает сюжет. Здесь нет банального рассказа о родных берегах, детстве и юности, учебе и работе. Но читателю не составляет труда узнать об этом из уст других героев, через описания и размышления, чем, собственно, и притягивает данное произведение, которое вполне может занять достойное место в художественной литературе.

Война и ужас, испытанный мальчишкой, десять долгих лет болезни, которая стала результатом военных лишений, первые публикации, переписка с Юрием Гагариным и Самуилом Маршаком, влюбленность, маленькие и большие творческие победы, признание читающей аудитории… Но путь писателя тернист. Годы забвений, скитаний, усердного труда, не находящего достойной оценки. Все это нашло отражение в жизнеописании «Убегающий лось», в котором тесно переплелись правда и доля вымысла, наличие которого Юрий Фатнев не скрывает.

— В начале книги сказано, что в ней «не обошлось без фантазий, в чем автор ни-сколько не раскаивается». Насколько много в книге вымысла?

— В первой и второй частях романа «Убегающий лось» я — реалист. Обхожусь без выдумки. В третьей я почувствовал, что материал приобретает власть надо мной, словно у меня появился небесный соавтор, которому в реализме тесно. Он начал самоуправничать, дробить текст на фрагменты, навязывать то, чего в жизни не могло быть. И я решил, что это не важно, лишь бы меня самого увлекало. Так, вполне реальный учитель Ельчанинов (Константин Ельчанинов, гомельский поэт. — Авт.) приобрел черты, не свойственные ему. «Саломею», правда, сочинил он, но с библейской Магдалиной, естественно, в жизни не был знаком. Но я оставил в этом образе многие черты, которые имели место в действительности. Даже собаку его ввел в повествование. Володю Шварца (Владимир Шварц, гомельский поэт, друг Юрия Фатнева. — Авт.) я не приукрашивал… Многое «спускалось с небес».

Уникальной чертой Юрия Фатнева является способность к критике, под которую метко попадают его собратья по перу. Кому-то она кажется слишком суровой. Однако на любое заявление, сделанное писателем, в книге находятся четкие аргументы и примеры опусов его коллег по литературной кухне. При этом Юрия Фатнева не останавливают ни регалии, ни статус критикуемого автора, если есть факты, говорящие сами за себя.

— В романе встречается достаточно много нелестных высказываний в адрес некоторых писателей. На ваш взгляд, как рядовому читателю распознать лжегениев и не попасть на удочку графомана?

— Я вообще считаю, что отношение к собратьям по перу должно быть максимально жестким. Когда-то писатель Алексей Карпюк сказал мне: «Чего вы стесняетесь читать свои стихи? Взялись за перо — значит, коснулись плеча Пушкина…» Это равнение на Пушкина должно быть у каждого дерзнувшего сочинять что-то. А лжегениев хватало во все времена. Мне кажется, что в человеке сочиняющем должна быть совесть. Поэт — это слишком большая ответственность, чтобы лгать себе или кому-то.

— В чем видите главную проблему литературы?

— Главная на сегодня проблема литературы любого народа — удержать читателя, не потерять влияния на него. Если мир сходит с ума — трезво смотреть на вещи. Отвечать за человечество перед Богом.

— На ваш взгляд, возможно ли в современных условиях взрастить гениев, подобных Есенину и Богдановичу?

— Это глупейшее занятие! После Есенина был Павел Васильев, который нисколько не слабее. После Богдановича — Анатоль Сыс, Михась Башлаков. Никто их не растил. Самой природой было дано. Задача в другом: не прозевать талант, поддержать в трудную минуту. Но организовывать разного рода школы молодых литераторов, литературные объединения бесполезно. Гений должен выжить в одиночку, должен иметь силу противостоять миру и судьбе.

В жизнеописании «Убегающий лось» Юрий Фатнев заявляет: «Я — черный лебедь русской поэзии. Мне тысячи раз пытались обрезать крылья, приручить, но я не подплывал к их берегу». Может быть, поэтому писателю удалось сохранить свою уникальность, непохожесть, любовь к жизни и ощущение ее неповторимости.

— В своей новой книге вы отмечаете, что «у многих людей нет вкуса к счастью». На ваш взгляд, что необходимо поменять в своем сознании человеку или в окружающей его обстановке, чтобы почувствовать себя счастливым?

— Дар счастья дается не всем. Многие рождаются вялыми и скучными. Ну что тут посоветуешь? Оглянуться. В жизни прекрасного не меньше, чем зла. Только подталкивать к злу не надо. И в литературе совладать с ним непросто. Собственно, миссия литературы в широком смысле — отстаивание счастья.

 
Теги: Гомель, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Юрий Фатнев — о черном лебеде в поэзии и даре счастья
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика