Возвращается муж из командировки.... 21.by

Возвращается муж из командировки...

15.01.2013 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В один из тоскливых вечеров, когда от праздничного салата «Оливье» остались только воспоминания, а в мусорной корзине мирно соседствовали пробки от шампанского и уже просроченная телепрограмма, ноги завели меня в один из минских клубов. Клубов не в дискотечно–легкомысленном, а в самом что ни на есть старорежимном смысле. Были здесь желтые фонари на входе, крыльцо в три ступеньки, дамы в каракулевых шубах и серьезные мужчины в пальто. Классический клуб отдыха, как из фильма «Девчата». Публика стекалась на театральное представление. Подумалось: «Вот она жизнь театральная нутряная, сермяжная, протекающая вдали от вспышек теле– и фотокамер». И на показе этом не будет Безруков (или еще какой медийный гусь) в приклеенных бакенбардах изображать Пушкина, и не блеснет загорелой голенью Сергей Чекерес. А вполне себе наши, не избалованные вниманием, артисты, знакомые среднестатистическому зрителю в лучшем случае по какому–нибудь рекламному ролику средства для повышения потенции, станут пить чай, а рядом будут рушиться судьбы их персонажей.


Название спектакля, правда, — «Маму с дочкой и вареники с вишней» — обещало некие пикантности по дороге приобретения новых впечатлений. А уж жанр «сексуально–гастрономический детектив с элементами ностальгии» и вовсе будоражил впавшую было в зимнюю спячку фантазию. Публика после новогодней и рождественской горячки, судя по всему, на пикантности была настроена весьма благодушно. Сам я не имею никаких аргументов против здоровой сексуальности на сцене, хорошей гастрономии на праздничном столе или ностальгии по босоногому советскому детству. Но вот пошлость не люблю ни в каком виде. Нет, не скажу, что от анекдота с матерком краснею, как девица, сам знаю их бесчисленное множество, но всему свое время и место. Анекдот хорош в курилке или в дружеской компании на шашлыках. Когда его растягивают на два часа, а он при этом еще и несмешной, скулы сводит. Потому и оставил через пятнадцать минут зрительный зал, вполне себе для рядового показа полный, наедине и с мамой, и с дочкой, и с их вишневыми варениками.


Но вот что удивительно: на эти «га
строномические детективы» есть спрос. И есть целый пласт публики, их поглощающий. Мы пережевываем прежние смыслы, судачим о светлом завтра репертуарного театра, а между тем в Беларуси худо–бедно сформировалась своя антреприза. И есть смельчаки продюсеры, вкладывающие в них деньги. Не говорим о «титанах», замахнувшихся на беспроигрышные «Ladies Night» или «Примадонны», а посмотрим на ту самую пресловутую антрепризу, которую так ругают и презрительно называют «два актера, три табуретки».


Она есть, и зритель следит за ней с замиранием сердца, как будто перед ним «Одиссея», сползая от смеха с кресел. Плохо, что дальше спальни наша антреприза решительно не находит никаких других тем и дальше собственного припудренного носа ничего не видит.


Потому и названия в столичной афише соответствующие — «Женщина как средство от бессонницы», «Любовницы моего мужа»... Такой вот филиал программы «Кривое зеркало» и монологов Елены Степаненко. И играют себе в этих постановках вполне серьезные актеры из знаменитых коллективов.


Когда–то давно, когда, например, начинался «Никола–театр», казалось, что вот сейчас все пойдет по–новому. Вырвавшись из затхлых стен стационарного театра, актеры и режиссеры освободятся от гнета театральной поденщины и обязаловки, вздохнут полной грудью и покажут, на что же они на самом деле способны. И какое–то время действительно получалось. Петр Гладилин, Патрик Марбер, Славомир Мрожек... Зритель увидел в исполнении своих любимых артистов новую нестандартную драматургию. А дальше? Дальше театр попал под сериальный каток и насущную проблему зарабатывания денег. Мы якобы обуржуазились, но вкусы наши на самом деле остались на уровне обитателей зощенковских коммуналок. «А у Баскова с Федоровой серьезно?» — вот что нас на самом деле интересует после третьей рюмки чая. Потому все альтернативное (кто нынче помнит, что был даже в Минске такой театр!), независимое искусство закончилось. Последней такой ласточкой, на мой взгляд, стал талантливый спектакль режиссера Екатерины Огородниковой «Пить, петь, плакать» с участием молодых актеров и Зои Белохвостик. Да и то на «нежные мозги» (вычитал у Гамсуна) зрителя эта история не оказала влияния.


На плаву остались только вареники, большая розовая кровать и шест для стриптиза. «Поле битвы после победы принадлежит мародерам» — как ни высокопарно сейчас звучит название одной из пьес Эдварда Радзинского, но это действительно так. Боролись за свободу мысли, чтобы в итоге прийти к выводу, что лучшее средство от бессонницы — все–таки женщина.


Ничего не попишешь: анекдот, начинающийся словами «возвращается муж из командировки...», давно стал отдельным прибыльным жанром. И ваше личное дело — поддерживать его рублем или своим ледяным молчанием.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В один из тоскливых вечеров, когда от праздничного салата «Оливье» остались только воспоминания...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика