Площадь 8 Марта — так называется сегодня самое древнее место в Минске. Назначая здесь свидания, горожане говорят обычно: «Встретимся на Немиге». И мало кто знает, что когда–то рядом со станцией метро возвышались валы крепости, окруженной частоколом. А там, за стеной, шумел град Менеск... О том, что было, сегодня напоминает лишь доска на здании спорткомплекса «Трудовые резервы». От древнего города на поверхности ничего не сохранилось. Но остались мостовые и даже камни первой церкви под землей. Будущее этого места эксперты обсуждали накануне в минской Ратуше.
О проекте, одним из разработчиков которого является архитектор Сергей Багласов, «СБ» писала 27 января 2011 года (см. статью «Будь что было»). Тогда планировалось, что уже в 2013–м параллельно проспекту Победителей будет воссоздана копия квартала XII века. Но хорошая, казалось бы, идея застопорилась. А так ли она хороша? — в последнее время появилось много скептических оценок.
***
Планировалось, что часть Замчища — места, где находился Менеск, раскопают и создадут здесь археологический музей — прямо на берегу Свислочи. А так как найденные постройки вместе с фундаментами древнейшего храма можно показать, но нельзя восстановить (им под тысячу лет и они из дерева), то их отстроят рядом, вдоль проспекта Победителей — точь–в–точь. В имитацию древнего Минска вход будет через деревянные ворота: их остатки нашли при строительстве станции метро «Немига», но воздвигать старые новые стены собирались чуть в стороне.
Надо ли создавать муляж? Экскурсовод Павел Королев пока не представляет, как водить сюда туристов:
— Если есть оригинальные фундаменты церкви, домов и рядом — новоделы, то придется специально разъяснять, что они — новые. А ведь туристу важно видеть оригинальный старый город.
***
Сам по себе проект Багласова — интересный способ представить Менеск XII века в современной городской среде. Можно ли насыпать вновь валы и, по сути, воздвигнуть в центре города Замковую гору? Вполне реально. Однако у Багласова получилось сооружение, которое не повторяет оригинальные очертания Замчища, а на порядок больше по габаритам. Смотрится красиво. Но неправдоподобно. Да и строительный проект пока не разработан.
Это значит, что пока можно внести коррективы в тот план, который есть. Антон Астапович, председатель президиума республиканского совета Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, предлагает кардинально иное видение этого участка: восстановить его на конец XIX — начало ХХ века. У ученого есть и готовый проект, и исторические документы в качестве аргумента. Главный инженер КУП «Мiнская спадчына» Михаил Жих уточняет:
— Речь не идет о том, что город отказывается от нынешней концепции музеефикации Замчища, но можно совместить ее с методом регенерации, который отстаивает господин Астапович.
Музеефикация — это проект Багласова. В нем нет намека на то, чтобы сделать все, как было в Минске почти тысячу лет назад. Это только способ сохранить археологические объекты под землей и показать город, каким он мог быть тогда — в далекие века. Астапович за то, чтобы восстанавливать строго то, о чем есть документальные свидетельства. Все прочее он называет фальсификацией.
Михаил Жих признается, что понимает, как важно соблюсти историческую точность, но все–таки отстаивает проект Багласова:
— У этой идеи первая цель — образовательная. Чтобы минчане и туристы могли представить, с чего начинался город.
Анатолий Бутевич, председатель общественной наблюдательной комиссии по охране историко–культурного наследия при Министерстве культуры, предложил:
— Такой «театр» можно построить и в другом месте — зачем для этого на Замчище создавать «фэнтези»? Вообще, здесь до сих пор не проведены полномасштабные археологические раскопки. Надо бы с этого и начинать, а не сооружать очередную новую гаргару.
***
Каждому знатоку старины есть что добавить к проекту, который уже согласован.
Александр Акентьев напомнил, что в 2010 году собирались начать с малого: создать экспозицию по истории Минска в комплексе «Трудовые резервы», переоборудовав спортивное здание под музей. Любопытно, что по длине «резервы» почти точно соответствуют ширине бывшего Замчища — от вала до вала. Рядом с ними можно было бы раскрыть остатки древнего города и музеефицировать. Но без излишеств, монументализма. И с восстановлением где возможно исторической планировки, а может быть, и отдельных зданий.
У инженера Михаила Жиха, однако, есть сомнение насчет того, насколько реально провести регенерацию — полномасштабные или даже частичные восстановительные работы на Замчище и рядом с ним: «Здесь проложено много современных инженерных сетей. Куда их переносить?»
Что же делать? Владимир Гилеп, председатель Белорусского фонда культуры, советует не спешить, а еще раз подумать:
— Мы сломали в этом месте много копий. Пока надо передать «Трудовые резервы» под музей истории Минска, как это изначально планировалось.
Единственное в стране место, где можно увидеть остатки города XII века, — это музей «Берестье». В Минске подобную экспозицию, конечно, надо создать. Но проект должен быть настолько точно выверенным, чтобы никакие дискуссии не могли поставить его под сомнение. Как говорит народная мудрость, семь раз отмерь!