"Северные Афины" под Сморгонью. Репортаж из усадьбы Огинских, где бродят тени Костюшко. 21.by

"Северные Афины" под Сморгонью. Репортаж из усадьбы Огинских, где бродят тени Костюшко

18.10.2014 06:04 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Впервые в жизни я делала репортаж под музыку. Это был полонез "Прощание с родиной", который более двух веков назад написал Михал Клеофас Огинский. Он звучал в родовой усадьбе композитора в деревне Залесье под Сморгонью, и под его чарующие звуки грустно падали листья в старинном парке. Мы приехали сюда, чтобы посмотреть, как изменились "Северные Афины" - так называют это княжеское имение - после реконструкции.




Дворцово-парковый комплекс в Залесье открылся после реставрации 25 сентября - в день рождения знаменитого композитора, дипломата и государственного деятеля Речи Посполитой. В этом году дата была не круглая - 249 лет. Но гостей на торжестве было много: восстановления усадьбы ждали много лет.

А в 2015-м будет отмечаться большой юбилей, и ЮНЕСКО объявило его Годом Огинского. Можно только представить, какой праздник ждет Залесье!

Усадьбе Огинских, которую по значимости сравнивают с Ясной Поляной Толстого или Михайловским Пушкина, очень повезло. Наверное, у нее есть неустанный ангел-хранитель, который не дал родовому гнезду исчезнуть. Ведь в Беларуси сотни архитектурных жемчужин, которые еще можно спасти, но они разрушаются и разворовываются...


Возле усадьбы в 2003 году установили камень с надписью "Памяці роду Агінскіх"

Жизнь в усадьбе при Огинском

Залесье находилось в самом центре Великого княжества Литовского, на почтовой дороге Вильня - Минск. Михал Клеофас Огинский жил здесь 20 лет - с 1802 по 1822 годы. Усадьба досталась ему в наследство от дяди Франтишка Ксаверия, кухмистра литовского.

Потомок одного из самых известных аристократических родов, Огинский жил в блестящих европейских городах - Вильне, Варшаве, Париже, Венеции, Санкт-Петербурге. Но решил поселиться в тихом лесном местечке под Сморгонью. В то время ему было 37 лет.

Позади - важные вехи политической карьеры. Он начал ее в 19 лет, а в 24 уже заслужил орден Белого Орла - самую высокую награду в ВКЛ. Огинский занимал высокие посты, в частности, был великим подскарбием (говоря сегодняшним языком: министром финансов). Позади - и участие в восстании Тадеуша Костюшко, и годы эмиграции, и первая неудачная женитьба...


Памятный камень в честь Тадеуша Костюшко в парке возле усадьбы с надписью на польском языке "Теням Костюшко"


Камень в честь учителя М. К. Огинского - Жана Роле

Усадьба вначале была деревянной, композитор перестроил ее, пригласив для этого лучших архитекторов из Вильни, и заложил рядом великолепный парк в английском стиле.


Михал Клеофас Огинский и его жена Мария де Нери 

Вторая жена - вдова литовского магната Нагурского, красавица Мария де Нери, родила Огинскому пятерых детей - Амелию, Зофью, Иренеуша, Эмму, Иду. Вторая дочь, Зофья, умерла во младенчестве.

Многие ошибочно думают, что свое самое известное произведение - "Прощание с родиной" - Огинский написал в родовом имении, перед отъездом. Но это не так. Полонез был создан раньше, в 1794 году, после подавления национального восстания, делу которого Михал Клеофас служил не только умом, храбростью, личными финансами, но и своим талантом.

Видео: Полонез "Прощание с родиной". Фортепианное исполнение

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.


Два десятилетия жизни в залесской усадьбе были плодотворными для композитора. Здесь он написал многие свои произведения. Всего Огинский оставил 20 полонезов, 4 марша, 4 вальса, 3 мазурки, галоп, менуэт, множество романсов, оперу на собственное либретто. Обладал он и литературным талантом.

Огинский превратил свое имение в настоящий культурный центр - современники называли Залесье "Северными Афинами". Сюда съезжалась артистическая богема и научная элита из европейских столиц. Одной из традиций в шляхетской усадьбе было домашнее музицирование. Играли и пели не только хозяева, гости и дети, но и их гувернеры. Чаще всего выступал квартет из двух скрипок, виолончели и фортепиано.

Композитор страдал подагрой и в возрасте 57 лет уехал из Залесья в теплую Италию. Здесь он прожил еще 11 лет. Умер во Флоренции. Похоронили его на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Но затем жена перенесла останки супруга в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

К слову, при жизни Огинский несколько раз узнавал из газет... о своей смерти. Один раз репортеры написали, что он "попал с семьей в кораблекрушение". Позже в светской хронике вышла новость о том, что композитор застрелился на балу из-за несчастной любви, а оркестр исполнял в этот момент "Прощание с родиной"...

Следующие владельцы

Последним из рода Огинских, кому принадлежала усадьба, был Генрих Высоцкий. Это внук дочки Эммы. Он владел имением до Первой мировой войны и в 20-х годах ХХ века.


Липовая аллея ("плянта"), которая ведет из дворцового комплекса в деревню

В конце 30-х годов земли, пруд, мельницу приобрели приехавшие из России братья Кобчинские, а усадьбу и парк - жительница Варшавы Мария Жабровская. Она превратила имение в летний пансионат и приезжала сюда отдохнуть от городского шума. По воспоминаниям старожилов, когда пани Жабровская бежала от большевиков в Польшу, то захватила только самое ценное. Мебель и другое имущество разграбили местные жители: тащили, кто что мог - и взрослые, и дети.

В 1939-1941 годах из усадьбы устроили дом отдыха для жителей Минска. После войны учреждение возобновило деятельность. В 1961 году оно поменяло "статус" - на дом престарелых.

История возрождения усадьбы


Так усадьба выглядела до реставрации. Фото: smorgon.org

В 1977 году усадьбу отдали на баланс предприятия "Сморгоньсиликатобетон". На ее месте хотели построить санаторий-профилакторий. К счастью, не сделали этого. Учреждение для отдыха возвели неподалеку. (Ирония судьбы: сегодня рядом с восстановленной усадьбой заброшен уже бывший санаторий.)

В начале 90-х усадьбу передали Министерству культуры, она стала филиалом Музея театральной и музыкальной культуры. В бывшем дворце укрепили фундамент, крышу, заштукатурили стены. Восстановили часовню, в которой когда-то находилась семейная церковь Огинских. На старом фундаменте заново возвели водяную мельницу. Но вскоре реставрация остановилась - из-за недостатка средств.


Мельница


Справа - часовня




Возобновилась реконструкция только в 2011 году. На проектные и строительные работы выделили 2,3 млрд рублей по программе трансграничного сотрудничества "Латвия - Литва - Беларусь" и средства из республиканского и областного бюджетов.

Усадьба сегодня

За три года строители провели огромную работу. Смонтировали крышу, заменили окна и двери, уложили новый пол. Восстановили помещения, лестницы, фасады. Проложили инженерные сети, наладили системы отопления и вентиляции.

Реставраторы старались максимально приблизить облик усадьбы к тому, каким он был два века назад. Проект восстановления разработали с учетом исторических исследований.




Внутренний интерьер пока отреставрирован не полностью. Делать это непросто: практически ничего не сохранились, и восстанавливать приходится по инвентарным описаниям, воспоминаниям современников. Во многом помогают гравюры художников, рисовавших Залесье, - Наполеона Орды и Леонарда Ходько, личного секретаря Огинского.

Установлено, что сами помещения в просторном дворце были небольшими. Сегодня комнаты - кабинет секретаря, каминный зал, гостиные, бильярдная и другие - меблированы, но не до конца. Предметы "под старину" для залесской усадьбы предприятия делают под заказ. Так, над изразцами для каминов работали минские мастера, мебель для гостиной изготовили бобруйские специалисты. К слову, камины здесь были еще в 1977 году.




А вот спальных помещений, как когда-то во дворце, не будет. Решили, что у музея будет музыкальный уклон. Бывшую столовую в доме престарелых превратили в красивый музыкальный зал почти на 90 мест. Здесь уже проходят творческие вечера.




В отдельной комнате открыта выставка под названием "Паланэзы на вяртанне". Среди экспонатов - копии свидетельств о рождении и смерти Огинского, портретов хозяев усадьбы, визиток их гостей...




В малом музыкальном салоне стоит старый рояль. На нем отчетливо видна дата - 1874 год. Инструмент купили у пожилой женщины в Витебской области.




Начинают возрождать и оранжерею - в ней уже появились растения. Что-то дарят, что-то приобретает администрация музея. Когда-то, при Огинских, здесь было настоящее тропическое царство: росли фиговые пальмы, абрикосы, апельсины, лимоны...





Здесь будет зимний сад

Параллельно оранжерее - еще одно крыло здания. Его пристроили с нуля. Здесь хотят разместить зимний сад ("цяплярню", как говорили раньше) и небольшую гостиницу для туристов. Во внутреннем дворике будут проходить концерты.




На центральной башне дворца собираются установить часы - они украшали здание во времена Огинского.

Аутентичных экспонатов в усадьбе пока нет. Но в Залесье будут развивать туризм, организовывать музыкальные фестивали, другие творческие мероприятия. Администрация учреждения надеется, что музей будет зарабатывать и сможет приобрести что-то из личных вещей знаменитого композитора.


Гардероб в музее

Работы по благоустройству и музеефикации усадебного комплекса планируют завершить в 2015 году, когда будет отмечаться 250-летие со дня рождения Огинского.

Старый парк

Парк возле усадьбы очень красив. Танцуя, падают листья. Тихо течет речка Бобринка (ее назвали в честь бобров, которые здесь водились). Речушка наполняет водой пруды. На одном из них находится поэтический Лебединый остров.






В былые времена в парке был даже зоопарк. Хищные животные жили в клетках, а неопасные, например, лани свободно гуляли по территории.

В парке росли деревья разных пород, были разбиты красивые клумбы. Одна из них посвящалась дочери Эмме. А одну из беседок, в виде древнегреческого храма, построили в честь Амелии - старшего ребенка владельцев усадьбы. Была еще беседка в китайском стиле. Она не сохранилась. Но ее собираются в скором времени восстановить.


Беседка Амелии

В звенящей тишине осеннего парка в какой-то миг внезапно показалось, что... звучит орган. Может, просто вспомнилось стихотворение Сержука Соколова-Воюша, написанное к музыке Огинского: "...І гучаць нябёсныя арганы, і жывуць у сэрцы, i злiваюцца ў гуках паланэзу".

Каждый, кто побывал здесь, понимает композитора: в таком прекрасном месте могла рождаться только прекрасная музыка.

В Залесье работала дочь Толстого и снимали кино

В Залесье в годы Первой мировой находился военный госпиталь. Им руководила дочка Льва Толстого Александра. Она оставила воспоминания об этом моменте своей жизни.

А в 2010 году в усадьбе Огинского снимали эпизоды приключенческого детектива "Немец". Это восьмисерийный сериал, над которым работали киностудия "Беларусьфильм" и ООО "Арт Синема групп". Главные роли исполнили немец Маркус Кунце и российский актер Даниил Страхов.

Некоторые фрагменты снимали в самой усадьбе - киношников привлек ее полуразрушенный антураж, каким он был до реставрации. Съемки шли и в окрестностях имения. Но технику в старинный парк не пускали - ведь это не просто деревья, а свидетели прошлого.




К слову, дворцовый комплекс князей Огинских занимал 3300 (!) гектаров. Сегодня у музея 25 гектаров. Но и это очень много для нашей исторической и культурной памяти.

TUT.BY благодарит директора государственного историко-культурного учреждения "Музей-усадьба М. К. Огинского" Людмилу Гродицкую за помощь в подготовке материала.
 
Теги: Новости, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Каждый, кто побывал в Залесье, понимает Огинского: в таком прекрасном месте могла рождаться только прекрасная музыка.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика