27-28 декабря в Минске с новогодней программой выступит знаменитый афро-кубинский саксофонист, обладателя Grammy Рэджис Молино. Один из самых знаменитых современных кубинских джазменов, он виртуозно объединил в своем творчестве латиноамериканскую ритмику и изысканный драйв нью-йоркского джаза.
Рэджиc Молино родился в Гаване. В 9 лет уже играл в Национальном театральном оркестре, в 16 лет поступил в Гаванскую консерваторию, а в 21 год получил второй диплом Национального кубинского художественного института. Будучи одним из основателей Charli En La Habana, он выступал c легендарным пианистом всемирно известной группы Irakere Чучо Валдесом. Именно участие в этих проектах принесло музыканту известность за пределами Кубы.
В 2003 г. Рэджи переезжает в Европу, живя то в Берлине, то в Париже. Сольные и совместные выступления Рэджиса Молино восторженно встречали в лучших клубах и фестивальных залах Германии, Франции, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Швеции, Италии, Чехии, Испании.
Накануне концертов в Минске с Рэджисом Молино побеседовал руководитель «Джаз-Клуба»Евгений Владимиров.
— «Воспламеняющий саксофон, невероятная виртуозность и ураганная экспрессия, новый кубинский национальный герой Пакито Ривера» — звучит громко, но и налагает определенную ответственность. Нравится ли вам, когда вас так называют?
— Звук саксофона — моя страсть. Я действительно горжусь, что меня так называют! Впервые меня так стали называть в Гаване: «О, глядите! Пакито вернулся!». На самом деле, это большая честь. Особенно сейчас, когда люди стали забывать, кто такие Irakere. Это самый знойный ансамбль планеты! Я стараюсь делать так, чтобы их наследие жило. Его создатель — выдающийся саксофонист Пакито Ривера получил десять «Грэмми»!
— Как вы думаете, в чем специфика именно кубинской джазовой сцены?
— Джаз пришел из Америки и распространился по всему миру. Я много путешествую, и могу сказать, что везде джаз свой. Я вырос в Гаване и во мне живет джазовый карнавал Irakere, саксофон Пакито Ривера, труба Артуро Сандовала. Ритмы афро-кубы — это весь сок джаза!
— Рэджис, насколько я знаю, вы являетесь выпускником Гаванской консерватории?
— В 16 лет поступил в Гаванскую консерваторию, а в 21 год получил второй диплом Национального кубинского художественного института. В 2003 году я переехал жить в Берлин, где получил Гран-при Berlin Blues and Jazz Awards, а с прошлого года живу еще и в Париже.
— Как вам удается зажечь многотысячную аудиторию?
— Меня иногда критикуют, что я стал очень увлекаться экспрессией, энергией. Но в моих соло переплетаются свинг, блюз, регги, хип-хоп, диксилэнд, техно, рок-н-ролл. А еще я танцую под свои соло! Ведь, как можно сыграть сальсу, если ты не умеешь танцевать сальсу?!
Недавно я выступал в Норвегии. В тысячном зале Осло люди радовались энергии джаза, танцевали под нашу музыку. Это был настоящий карнавал на Кубе!
— Джаз всегда любил окутывать себя тайной. Что такое джаз?
— Джаз — моментальная форма искусства, потому что он создается артистом в каждое отдельное мгновение. С классикой, например, совсем иначе. Если я слушаю симфонию Бетховена в исполнении Нью-Йоркского филармонического оркестра, то я знаю, что процесс творчества на самом деле происходил раньше, Бетховен сочинил произведение давно, а оркестр только репетировал. В джазе великие джазмены потому и великие, что они создают выдающуюся музыку на глазах.
— Рэджис, на фестивале JAZZinMINSK, я спросил у музыкантов легендарной группы Shakatak, почему они перестали играть чистый джаз и стали исполнять популярный эйсид-джаз. Они ответили, что желают, чтобы их слышали миллионы, а не сотни или тысячи. Согласны ли вы с Shakatak?
— Я с удовольствием играю в самых разных стилях, оставаясь настоящим джазменом! Порой я играю электронный поп-джаз для многотысячной толпы. Но главное — можешь ли ты увлечь, увести за собой зал!
— Провокационный вопрос. Представьте себе ситуацию: с одной стороны, концерт в Нью-Йоркском джаз-клубе Blue Note, но гонорар, например, пятьсот долларов, а с другой стороны, вас пригласила выступить мировая поп-звезда и предлагает пятьдесят тысяч долларов за исполнение хитов поп-музыки на стадионе. Что бы вы выбрали?
— Лучше бы выступить и там, и там! Порой я играю в небольших клубах, перед небольшой аудиторией, и играю в удовольствие настоящий джаз. А бывает, я выступаю перед огромной аудиторией. Тогда я играю тоже настоящий джаз, но так, чтобы доставить удовольствие для тысячи слушателей.
— Скажите, как вы относитесь к политике?
— Джаз — это политика мира... Я выступаю и перед арестантами, и перед сенаторами. Даже враги становятся друзьями, когда слышат прекрасную мелодию. Я выбираю музыку без политики. Я хочу, чтобы люди были счастливы.
— Что вы знаете о белорусском джазе?
— Что касается белорусского джаза, то мне непросто ответить, потому что я знаю в основном международный фестиваль JAZZinMINSK и вас, Евгения Владимирова — тромбониста мирового класса. Могу сказать так: вы сумели проникнуть в самую суть свинга. Я говорю это от всего сердца.
— Рэджис, ваши концерты в Минске состоятся 27-28 декабря в канун Нового года. Чем вы изумите белорусского слушателя?
— Я зажгу в Минске тропическое лето. Миллион жарких нот! Мелодии и ритмы страсти. Золотая классика джаза в ритме афро-куба!