Магия в чемодане: фестиваль батлеек глазами кукольника, который 20 лет веселит взрослых и детей
15.01.2016 19:52
—
Новости Культуры
|
С 14 по 17 января в Минске проходит Международный рождественский фестиваль батлеечных и кукольных театров « 20 лет в кукольном театреАндрей Ретиков — филолог, и в процессе изучения народного театра он искал информацию о способах изготовления батлейки. В конце 80-х он пришел работать в Центр национальной культуры Новополоцка и занялся кукольным делом. Периодически Андрей ездил в Белорусский государственный институт проблем культуры, где собирал материалы о театре, а в 1997—1998 годах попал в «Беларускую хатку», где впечатлился батлейкой. И вот уже 20 лет Андрей занимается кукольным театром, а с 2003 года — полностью отдал себя батлейке. — Это всегда мне было интересно. Слово «батлейка» всегда витало: куклы, таинственный ящик… Возможно, к ней меня подтолкнуло то, что в театре стало мало людей, все пошли искать работу. А в батлейке один человек — и режиссер, и актер, и делает декорации, и мастерит ящик.
Так как по образованию Андрей никак не связан с театром, он называет себя самородком. Сейчас он руководитель народного театра кукол «КапялюШ» Центра ремесел и традиционных культур в Новополоцке, и его постановки получают призы на различных фестивалях. Помимо кукольных спектаклей, он работает еще мастером по ремеслам и занимается деревообработкой. А в последнее время занялся деревянной игрушкой и на «Славянском базаре» в выставке «Забава» занял первое место за своего коня-качалку. По словам Андрея, любовь к дереву у него в генах. До шести лет он рос в деревне с бабушкой и дедушкой, а дедушка был краснодеревщиком. Андрей вспоминает, как дедушка делал лодки и мебель: «Он был без ног, ставил коляску, закуривал папиросу и приступал к работе». Спектакль в чемодане: пушечка и хлопушки, магнитофон и куклыНа «Нябесах» Андрей Ретиков представил кукольный спектакль с элементами батлейки «Каляды паноў Кубліцкага і Заблоцкага». В шкаф встроен верхний ярус с батлейкой. Персонажи-марионетки рассказывают историю на нижней сцене, а во сне попадают в батлейку, где происходят чудеса. Спектакль написан по мотивам книги Пятро Васюченко «Жылі-былі паны Кубліцкі і Заблоцкі». Мелкие помещики готовятся отмечать праздник и вспоминают былые тучные времена, когда столы ломились от еды. Перед сном к ним приходит служанка Параска и рассказывает, как сходила на базар и видела батлейку. Перед началом Андрей открывает старый чемодан, со смехом замечая, что приходится собирать их на свалке. В чемодане — атрибуты магии, которые на сцене превратятся в маленькую историю: хлопушки, пушечка, куклы, магнитофон и «кашуля» из льна для артиста. Пушечка стреляет хлопушкой. Андрей вспоминает, что раньше они были больше. — На одном фестивале дама из жюри решила подойти поближе и сфотографировать сцену. Тут прямо в нее вылетела хлопушка, — Андрей артистично показывает состояние шока, в котором была женщина. Но она не пострадала и вручала ему в конце диплом. Панов Кублицкого и Заблоцкого Андрей сделал в двух вариантах: марионеток для нижнего яруса театра и маленьких куколок для батлейки. Куколки делаются из глины, пенопласта, дерева, трикотажа. Конкретно для этого спектакля куколки сделаны из глины. Марионетки побольше — из ткани. Как рассмешить детей и взрослых, или Залог хорошего спектакляАндрей расплывается в улыбке, когда вспоминает свою первую батлейку. — Когда я сделал реконструкцию батлейки, я подумал: «Хорошо, красиво. А теперь куклы на палочке. И что? Семь минут спектакля. Что я там буду делать?» Потом я взял куколку, повернул ее, появился образ, кто-то засмеялся, я подхватил, стал смешить этого ребенка еще больше — и раздался общий смех в зале. Спустя годы Андрей уже знает наизусть приемы для того, чтобы рассмешить или привлечь зрителя. Где-то персонажу надо просто замолчать и осмотреться. Детям кажется, что персонаж живой, смеется Андрей. — Это волшебство — уметь оживить героя. Андрей вспоминает, как одна кукла вызывала смех при первом же появлении на сцене. — В спектакле была барышня, хозяйка в чепчике. У нее была большая грудь и попа. Один мальчик при виде этой тети заливисто хохотал весь спектакль. Через 20 минут мы готовы были его убить, потому что сами уже едва сдерживали смех. Был и другой курьезный случай. Готовясь к очередному фестивалю, Андрей открыл батлеечную «скрыню» и увидел там маленькую девочку. — Я спросил, что она тут делает. А она пропищала, что она в домике. А по размеру он был ей как раз, она сама была как кукла. Артист перечисляет, что хорошо работает прямое обращение к зрителю: так можно кого-то вызвать на диалог. Но есть опасность так разговориться, что потом трудно вернуться к игре. В каждом показе обязательно присутствует импровизация, объясняет Андрей. По его словам, если сыграть спектакль сто раз и посмотреть на первоначальный сценарий, это будут разные постановки. — Бывает, услышишь какую-то новость, добавишь ее в батлейку ненавязчиво, — кто-то среагирует, засмеется. В центре, где работает Андрей, он ведет и батлеечный класс для детей. — В последнее время объясняю им, что батлейка раньше была вместо газет, телевизора и интернета. На площадях и ярмарках батлеечники рассказывали последние новости в виде сценок. Вообще Андрей рассказал, что часто берет сюжеты из жизни. Например, в его спектакле «Полоцкая батлейка» среди персонажей есть местная торговка и та, которая приехала из России. — Такие сейчас ходят по офисам и предлагают конфеты, рыбу, консервы… И мой персонаж торгует тульскими пряниками, архангельскими консервами, печенью трески. А за ней идет местная продавщица, которая мотивирует купить наше сало. Актер использует марионетки, у которых двигаются только ручки. Зато их можно надеть на пять пальцев каждой руки и показывать массовые сценки. — Когда я выхожу на поклон, зрители обычно ждут, что выйдет кто-то еще. А это все я один говорил, и за женские персонажи. В последнее время Андрей отмечает рост интереса к батлейке. По его наблюдениям, еще пять лет назад тех, кто занимается ей, можно было пересчитать по пальцам. Он считает, что современную батлейку интереснее смотреть взрослым, а не детям. — Ты выходишь с куклой — и сразу все улыбаются. А ребенка еще надо завлечь, ему сейчас нужны современные технологии. При этом он говорит, что прием разговора с залом срабатывает со взрослыми даже лучше, чем с детьми. — Когда спрашиваешь, куда пошел какой-то персонаж, они кричат, что не видели. Смотрят яркими глазами и охотно вступают в диалог с куклой. Андрей предполагает, что батлейка позволяет взрослым уйти от суеты и отвлечься. Залогом хорошего спектакля артист называет искренность. Спектакль удался, когда хорошая игра актера, подходящая фонограмма, удачный свет, с первой минуты волшебный голос — и ты веришь в то, что происходит. Знаки, которые остановили от закрытия театраНо было время, когда Андрей хотел бросить батлейку. Все актеры разбежались, после изменений в ведении гастрольной деятельности их перестали приглашать. На вопрос, что изменило его решение, Андрей односложно, но растяжно отвечает: «Знаки». Однажды на каком-то мероприятии он увидел на сцене плакат со словами из Библии «Не зарывайте свои таланты». — Я тогда чуть в обморок не упал, потому что в тот момент уже решил закрыть театр. Артист не скрывает, что батлейка — не прибыльное дело. В начале 2000-х он вместе с коллективом ездил по деревням и показывал по два-три спектакля в день в школах. Но говорит, что сейчас 60% тех школ закрылись. Сейчас он от случая к случаю выступает в торговых центрах, на фестивалях, в летних и зимних лагерях, санаториях. — Все зависит от того, кто приглашает. Кто может заплатить за представление, тот платит. «Ах, в сказку попали!»Но начинается подготовка к спектаклю. За полчаса до начала Андрей передвигает шкаф, прикрепляет крышу, створки, раскладывает кукол, подключает лампы к ящику, заряжает пушечку, одевает «кашулю» и прикрепляет шпаргалку с текстом. А потом какое-то время стоит молча и сосредоточенно, собираясь с мыслями. Представляя спектакль, Андрей рассказывает, как долго он с командой ехал в Минск: по дороге их застигла метель, и они едва не потеряли дорогу. Затем гаснет свет, на сцену выходит Андрей с фонариком и открывает створки шкафа. Просыпаются пан Кублицкий и Заблоцкий, так начинается спектакль. Атмосферу создает полумрак, неоновая подсветка, создающая эффект лежащего вокруг снега. Хрустит снег, гудит вьюга. Дети смотрят начало и шепчут «Ах, в сказку попали!».
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
TUT.BY посмотрел на мир батлейки глазами мастера из Новополоцка Андрея Ретикова, который уже 20 лет смешит детей и взрослых, водит кукол по сцене, мастерит из дерева... |
|