Белорусский Нико Пиросмани. Самоучка из деревни, где живописью не интересуются, готовит выставку
24.02.2016 11:04
—
Новости Культуры
|
В родной Мартыновке Горбацевичского сельсовета бывший тракторист Анатолий Васильевич Роскач давно уже стал знаменитостью. В округе он известен как самобытный художник, который радует земляков сочными пейзажами и портретами в духе сельского наива. Сейчас 75-летний народный умелец готовится к своей первой в жизни выставке, переговоры об организации которой ведутся в Бобруйске. Рисованием Анатолий Васильевич всерьез увлекся 47 лет назад, когда служил в армии. Говорит, что сперва оформлял стенгазету, а позже по просьбе сослуживцев написал ряд картин. Шесть из них почти полвека назад его армейские товарищи забрали с собой на память. Так произведения начинающего сельского художника осели в разных уголках бывшего Советского Союза. Вернувшись домой, парень пошел работать в местный колхоз, но увлечение живописью не оставил. — Учиться на художника желание было, но не получилось. Отец после войны — инвалид без ноги, нужно было хозяйство поднимать. Я ведь с ранних лет работал. А как иначе? В общем, отлучиться из дома на учебу не было возможности, — вспоминает Анатолий Васильевич. Ну, а потом появилась своя семья, дети. Но Анатолий Роскач по-прежнему рисовал: самостоятельно освоил науку живописи, покупая книги по теории изобразительного искусства и альбомы с репродукциями знаменитых художников, пытался выведать профессиональные секреты у бобруйских мастеров, к которым приезжал на выставки. В итоге научился и холст грунтовать по всем правилам, и изящно прорисовывать светотени. Со временем первой помощницей в занятиях живописью для Анатолия Васильевича стала его супруга Мария Тимофеевна. — Она тоже книги читает и уже не хуже меня разбирается, что да как, — не без гордости говорит хозяин просторного сельского дома, служащего одновременно и картинной галереей, и мастерской. — Люблю его живопись, — подтверждает Мария Тимофеевна и ловко накрывает на стол. Отпускать гостей в этой семье без сытного обеда не принято. — Если он в пейзаже сплоховал, то никто и не заметит, а я смотрю и говорю: «Что-то у тебя здесь не так!». Ну, а на портрете сразу все видно. — Да, — соглашается Анатолий Васильевич, — с портретами бывает сложно. Ведь нужно уловить каждую морщинку, увидеть каждую родинку. Иначе человек будет сам на себя не похож. Сельский самоучка давно уже вывел для себя главное правило работы с красками — картина должна быть максимально приближена к оригиналу. В качестве наглядного пособия Анатолий Роскач нередко использует произведения известных живописцев, но, как заядлый охотник, не всегда может удержаться от соблазна добавить в ту же импровизацию на тему шишкинской «Ржи» белорусский колорит, дорисовав пару уток и тетерева. Сам художник признается, что местные красоты производят на него неизгладимое впечатление. — Могу идти по околице, увидеть интересный пейзаж, и так он мне западет в душу, что уже ни о чем думать не могу — только бы его нарисовать! За годы своего увлечения живописью Анатолий Роскач настолько натренировал память, что, вернувшись домой с прогулки, без особого труда может воспроизвести увиденное. Правда, в своей характерной манере, когда на холсте буйствуют краски — яркие, чистые и полные жизни. Оттенки, впрочем, художник подбирает с особой тщательностью и по одному ему известным критериям. — Если не получается передать цвет так, как вижу, то могу часами ходить по улице, — рассказывает он. — Соседи даже удивляются: чего это я туда-сюда бегаю? А потом нахожу ответ — и сразу же в мастерскую. Она расположена в самой дальней комнате дома и совсем не похожа на место, где на свет появляются картины. Лишь легкий запах краски указывает на то, что здесь творит художник. Мольберт он не использует вовсе, предпочитая укладывать холст в подрамнике на обычный стол. А лучшим временем для работы считает вечер или же ночь, когда в доме царит идеальная тишина — не скрипят половицы и не хлопают двери. При этом уровень естественного освещения импровизированной мастерской Анатолия Васильевича не заботит, ведь будущая картина, словно пазл, к этому моменту уже складывается в его воображении. Привычка все запоминать привела к тому, что сельский художник не пишет с натуры — в этом нет необходимости. А портреты воспроизводит по фотографиям. — Ну, кто ж это мне позировать будет, когда на селе столько работы? — искренне удивляется Анатолий Роскач. Свои картины он раздает всем желающим, поэтому с точность не может сказать, сколько их было создано за полвека. Одна из первых работ, впрочем, украшает веранду в доме — букет цветов был написан в 1971 году. Часто к Анатолию Васильевичу обращаются местные жители и гости из города, которые ищут оригинальный подарок — мастер не отказывает никому. Поэтому время от времени ему приходится встречаться со своими картинами в самых неожиданных местах, видя их на стене какого-нибудь официального учреждения или же квартиры. — Бывает, смотрю-смотрю, а потом понимаю — это ж я рисовал! — искренне удивляется собеседник и добавляет, что на создание одной картины у него уходит 3−4 дня. А темы для творчества есть постоянно — достаточно выйти за пределы двора. Анатолий Роскач никогда не участвовал в настоящих выставках. Лишь в советские времена на конкурсе, который проводился отделом охраны внутренних дел в Бобруйске, занял первое место и получил огромную по тем временам премию в 500 рублей. Поэтому к идее о том, чтобы представить свои работы широкой аудитории, автор самобытных картин относится с волнением и в подробности не вдается. А еще белорусский Нико Пиросмани мечтает о том, чтобы передать свои знания, добытые экспериментальным путем, другим. Только вот в Мартыновке и соседних деревнях живописью никто не интересуется. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В округе Тракторист Анатолий Роскач известен как самобытный художник, который радует земляков сочными пейзажами и портретами в духе сельского наива.
|
|