Фотоотдых. Племена масаи, чага и немного бананового пива из Африки. 21.by

Фотоотдых. Племена масаи, чага и немного бананового пива из Африки

15.11.2016 19:08 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

В нашей традиционной рубрике о путешествиях — рассказ читателя TUT.BY о поездке в Африку и танзанийских племенах чага и масаи.

Автор сегодняшнего «Фотоотдыха»: Дмитрий Матвеев

Добраться до Танзании можно разными маршрутами, основными являются следующие: самолетом в крупнейший город Дар-эс-Салам с пересадкой в Абу-Даби (Etihad Airways) либо через Стамбул (Turkish Airlines), или Доху (Qatar Airways); более экзотичным способом является вылет из Москвы до столицы Кении Найроби, оттуда — на автобусе несколько часов до границы.

Можно вообще не посещать материковую часть, а отправится сразу на остров Занзибар с вылетом из Киева, заказав тур, который в последнее время активно рекламируется в Украине. Поскольку меня интересовала прежде всего материковая часть Танзании, я выбрал как начальную точку многомиллионный Дар-эс-Салам. Оттуда на автобусе, преодолев несколько сотен километров разбитых танзанийских дорог, перебрался в город Моши.


«Крыша Африки»

Легкий завтрак ранним мартовским утром в кафе на крыше одной из гостиниц города Моши прерывался фотографированием «горы, которая сверкает» (на языке суахили) — потухшего вулкана Килиманджаро.

«Крыша Африки» периодически показывалась из-за облаков, и рука непроизвольно тянулась к фотоаппарату. Поймал себя на мысли, что те люди, которые идут сейчас к вершине, пожалуй, радуются появлению солнца больше меня — в то время, как внизу температура воздуха превысила 35 градусов, на высшей точке вулкана, пике Uhuru (в переводе «свобода»), она была сильно ниже нуля.


В тесноте, да не в обиде

В тот день моей основной целью было посещение пещер, вырытых несколько столетий назад воинами племени чага и символизирующих неистовое желание выжить в условиях частых набегов со стороны племени масаев.

Племя чага встретило меня в лице хитроватого гида по имени Тоша, терпеливо ожидавшего в холле гостиницы. Обменявшись традиционным «мамбу поа», мы направились к автобусной остановке. 45 минут поездки в забитой под завязку (а точнее, под крышу) маршрутке — и мы оказались в одной из деревень племени.


Вождь племени задумался

В настоящее время в Танзании дружно проживают более 100 племен — результат упорной борьбы правительства этой страны с трайбализмом. Давно ушли в прошлое племенные войны и распри, браки между представителями разных племен разрешены и распространены, но все же есть два племени, женщины и мужчины которых никогда не создадут ячейку танзанийского общества. Речь идет о тех самых, упомянутых выше чага и масаях — слишком уж сильна «генетическая память».


Племя масаев

Племя чага, коих в настоящее время насчитывается порядка 2 млн человек, проживает преимущественно у подножия Килиманджаро, славится своим развитым сельским хозяйством, которому способствует, прежде всего, местоположение с умеренным климатом. Примечательно, что чага были одними из первых здешних племен, принявших христианство.


Выше деревьев

Пожалуй, оно было близко представлениям чага: древнее божество Ruwa, проживающее на Килиманджаро, установило запрет есть. батат. Но какой-то смельчак, возможно, первый поклонник трекинга на пути к вершине, уговорил всех нарушить запрет. Наказание со стороны Ruwa последовало незамедлительно — люди были лишены дара бессмертия.


Наглядная инструкция по разведению огня трением за 5 минут

Масаи всегда носят с собой огромный «мачете», называемый seme (sime), с которым не расстаются даже в общественном транспорте. В то же время эти люди — признанные животноводы. По правде говоря, масаи уверены, что называется, на 100%: весь скот издревле принадлежит им, следовательно, если у кого-то еще имеется корова или бык, то для масаев представляется логичным предположить, что животные были украдены у их, масаев, племени.


Грациозная импала

Послужило ли это толчком к периодически возникавшим на протяжении столетий вспышкам насилия между масаями и чага — неизвестно, однако подмечено, что эти племенные войны приходились на засушливые годы.

Знакомство с деревней чага началось с банановых и кофейных плантаций. Племя выращивает несколько видов банановых, каждый из которых используется по-разному: какие-то для еды, какие-то для banana beer (банановое пиво), о котором речь пойдет дальше.

Местные жители любезно пригласили меня отведать их «фирменное» блюдо — тушеные бананы с мясом. По вкусу — практически наша тушеная картошка.


Фирменное блюдо чага — тушеные бананы с мясом

Кофе, собранный тут же у подножия вулкана, обжаривают и размалывают при тебе — аромат неповторимый! Перекусив, отправляюсь дальше по деревне.


Ароматный килиманджарский кофе

Останавливаюсь у причудливо украшенных плоских холмиков — это могилы. У чага культ предков очень силен — наверно по этой причине пожилая женщина, увидев чужака с фотоаппаратом на шее, отчаянно замахала руками, прогоняя непрошеного гостя.

Вот и пещеры! Они представляют собой многокилометровый (более 10 километров протяженностью) тоннель, вырытый под землей 200−300 лет назад за многие годы противостояния двух племен. Там, на глубине 3−5 метров, в периоды набегов масаев, могли укрываться в течение ни много ни мало полугода до 80 семей чага вместе с домашними животными, в том числе такими крупными как коровы.


Не забывайте останавливаться и любоваться

Обнаружение укрытия с поверхности земли для масаев представлялось нетривиальной задачей, учитывая, что чага даже приучили коров… не мычать. Животным в еду добавляли вулканический пепел, который вызывал устойчивую жажду. Напившись с избытком воды, коровы молча лежали на земле. Некоторые все же осмеливались подать голос — таких животных чага убивали, оставшиеся «буренки» смекали, что безопаснее для них «держать язык за зубами».


Странное растение вида Senesio Kubwa (Senecio Kilimanjari)

Пещеры имели вентиляционные отверстия, а чтобы они не были замечены с поверхности земли, чага засаживали их несъедобными растениями — травоядные животные к ним не прикасались. Если масаи все же обнаруживали отверстия, то совали в них длинную палку — а чага подставляли емкость с водой. Услышав плеск воды, масаи предполагали, что наткнулись на подземный колодец естественного происхождения, а не на укрытие.

Несмотря на эти ухищрения, иногда масаи все же обнаруживали вход в пещеры. Выкурить чага пытались при помощи ядовитого дыма, образовывавшегося от поджигания определенных растений, но ему препятствовали вывешенные в тоннеле шкуры коров.

Тогда масаи пытались затопить тоннель, направляя потоки, спускавшиеся с Килиманджаро. Но и в этом случае пещеры чага выстояли — вода проходила по тоннелю и через многие километры находила выход в предусмотрительно вырытом отверстии возле реки. Кстати, близость конца тоннеля к реке объяснялась и тем, что чага выбрасывали в нее вырытую землю — ведь поднятие многих тонн земли наверх опять же затрудняет маскировку укрытия.

Единственный способ достать чага из укрытия — обнаружить вход в тоннель и спуститься в него. Но чага позаботились и об этом.


Юный представитель племени чага

Ширина тоннеля соответствовала ширине расставленных в стороны рук. Так рыли для того, чтобы можно было осуществлять навигацию в темных длинных коридорах «по принципу бабочки» и чтобы создать западню для масаев, которые осмелились проникнуть в убежище.

Хитроумная ловушка действовала следующим образом: чага быстро передвигались, нащупывая стены руками, и рано или поздно добирались до того участка, где в тоннеле было расширение — в этом месте, не чувствуя руками стен, чага останавливался, понимая, что через несколько метров в специальных нишах организована засада. Он произносил пароль и мог двигаться дальше, а наивный масай, не зная этого правила, натыкался на стражников и оглушался ударом дубины — в дальнейшем он, как правило, умерщвлялся.

Если вы думаете, что чага поступали с пленником жестоко, то нужно помнить, что масаи действовали не менее изощренно. Они похищали девушек чага и скрещивали их с самыми рослыми и сильными мужчинами своего племени, пытаясь получить потомство физически выдающихся воинов (кстати, масаи действительно выше представителей племени чага).


Кратер Нгоронгоро

Не уверен, что масаи знали о евгенике, но вполне возможно, были одними из первых в мире практиков в этой области. После рождения от одной пленницы до 5 мальчиков, женщину убивали, чтобы мать не рассказала детям историю их появления на свет, а сыновья не взбунтовались против насильников. Бывало, что масаи отрубали своим пленникам ноги и руки — и подбрасывали обезображенного, но живого человека назад в родное племя. И чага ухаживали за несчастным соплеменником — одной из причин такого гуманного отношения могло быть христианское вероисповедание.


3720 м

Выбравшись из пещеры было время подумать над всем увиденным и услышанным. Неспешному течению мысли способствовало и «крафтовое» banana beer (mbege). Чага, оказывается, являются самыми продвинутыми среди танзанийских племен «пивоварами» (по правде говоря, весьма трудоемкий процесс производства mbege более близок к виноделию).


То самое «крафтовое» banana beer

Этот напиток изготавливается из особого сорта бананов («ndizi ngombe», в переводе с суахили «коровьи бананы») путем их ферментизации с добавлением просо и коры хинного дерева и отдаленно напоминает нефильтрованный квас с комочками хлеба. Его подали мне в традиционной деревянной посудине с длинной ручкой. Пьют mbege на свадьбах, похоронах, днях рождения и бизнес-встречах.

В деревне я также попробовал банановый напиток «раха поа» (на этот раз фабричного изготовления) — смесь из воды, сахара, бананового и лимонного сока. Слегка перебродившую смесь, потому что ее крепость по этикетке равняется 10 градусам. Выпил — и проблемы несчастных чага чуть отодвинулись на задний план.

Впереди меня ждало еще много приключений: попытка восхождения на Килиманджаро, прерванная из-за сильной горной болезни, национальные парки Нгоронгоро, Серенгети и озеро Маньяра, поиск места рождения Фредди Меркьюри на острове Занзибар, каждое из которых тянет на отдельную историю.


Сама фотогеничность

Африканский слон

Царь зверей

***
Друзья, в течение года многие из вас путешествуют за пределами нашей страны. Если у вас есть интересные фотографии с отдыха и желание рассказать о любимом месте посетителям TUT.BY, с нетерпением ждем на адрес media@tutby.com с пометкой «Фотоотдых»:

1. Историю вашего путешествия (Документ Word) — где и с кем вам посчастливилось побывать. Как долго? Почему выбор пал именно на эту страну? Что вам запомнилось, не понравилось, удивило? Какие там люди, стиль жизни, цены, традиции? Архитектура и природа? И любые другие мелочи — важен именно ваш субъективный взгляд.

2. Фото ОДНИМ заархивированным файлом. Размер — 1200 пикселей по большей стороне. Количество снимков: от 20 до 45 (не более!). Будет удобно их пронумеровать, а номера снимков поставить в тексте — нам будет проще их ставить в новость. Предпочтение отдается снимкам с горизонтальной ориентацией.

3. Комментарии к фото. Можно отдельным файлом в Word. Опять-таки для вашего удобства по принципу номер фото — ваш комментарий.

4. Редакция сохраняет за собой право вносить в текст редакторские правки или не публиковать материалы, которые не соответствуют принципам и правилам оформления в рубрике.

 
Теги: знакомства, Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В нашей традиционной рубрике о путешествиях - рассказ читателя TUT.BY из поездки в Африку.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика