Выпускной вальс и «Что? Где? Когда?». Смотрите, как классическая музыка живет в современности
23.03.2019 10:31
—
Новости Культуры
|
Ба-бах! Перед вами третий выпуск « Органист с фортепиано Иоганн Себастьян Бах
За свою жизнь Бах написал кучу всего: более 1000 произведений в разных жанрах. Единственное, что так и не создал, — оперу. Отдельно стоит отметить его клавирное творчество.
Немецкий композитор первым показал преимущество новой системы настройки инструментов — полифонии. Нет, это не убогие рингтоны кнопочных телефонов из 2006-го — так называют склад многоголосой музыки, когда каждый из этих «голосов» равноправный. К примеру, все существующие тональности Бах применил в двухтомном цикле произведений «Хорошо темперированный клавир». Из него вы, возможно, слышали «Прелюдию» из первого тома. По сути, это было революционно: как наука полифония оформилась только в XX веке и строилась именно на основе анализа баховских произведений, преимущественно фуг.
— Я помню, как мы изучали эти фуги в колледже: в них ведь все выверено с математической точностью! — вспоминает Анастасия Семенова. Эпоху барокко вообще легко прочувствовать, послушав арию из сюиты № 3: возвышенность, чувственность — все то, что это время характеризует.
И хоть это не марш Мендельсона (о нем — позже), у вас наверняка проснутся какие-то чувства — мол, «что-то знакомое». Неудивительно: на телике и в кино эту музыку нередко эксплуатируют. Жмите «плей» — мелодия и правда атмосферная. После знакомства с клавирным и оркестровым творчеством можно послушать органные произведения: Бах был не только композитором и педагогом, но и органистом. И уже вот это начало (мамой клянемся!) вы точно слышали. Зацените. Кажется, это была самая сложная и объемная часть гайда. Поехали дальше. Антонио Вивальди (почти как вафельные трубочки)
Если Бах, грубо говоря, органист и клавишник, то Вивальди — скрипач (и, в отличие от немца, писал оперы). Представляет Венецианскую скрипичную школу. Антонио — крупнейший представитель скрипичного искусства Италии XVIII века и при этом очевидный мастер ансамблево-оркестрового концерта. Еще Вивальди был священнослужителем. Удивлены? А вот в то время это было вполне норм — совмещать музыку и духовенство. Несмотря на довольно успешную карьеру, в конце жизни композитору не повезло: Вивальди предложили ставить оперы в Вене, но австрийский император вдруг умер (соответственно, итальянец остался без покровительства), потом началась война за австрийское наследство, всем стало не до опер — и пришлось композитору тихо умирать в нищете. Увы. А ведь если бы не Вивальди, жанр сольного инструментального концерта, возможно, изобрели бы куда позже. Самая известная музыка композитора — «Времена года». Это четыре скрипичных концерта, которые называются… Ну да, да, ничего шокирующего: «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В каждом концерте — три части. Самая узнаваемая — третья часть из «Лета». Вот она (много скрипок внутри): Глыба — Вольфганг Амадей Моцарт
Самое важное, что надо уяснить: Моцарт никогда не писал «Реквиема по мечте». Честное слово. Не было такого. «Моцорд песал-песал всю ноч, а потом умир» — выдумка на уровне орфографии писавшего. Но такие приколы в интернете случаются нередко, причем Моцарт прожил всего 35 лет, но даже за это время успел значительно повлиять на развитие музыки. Мы даже не будем перечислять его заслуги: в этом случае проще сразу скопировать всю страницу «Википедии». Забавно, что отец композитора мечтал его видеть именно в этой профессии, поэтому и помогал мальчику. К примеру, еще до времен Бетховена сохранялся обычай, когда юные композиторы вначале стремились зарекомендовать себя как отличные исполнители. Это было нетрудно: с помощью родителей и совместных путешествий вскоре о «юном виртуозе» говорила вся аристократия страны. Ладно, лучше все-таки забудем про биографию и дополним: «Реквием» у Моцарта все же есть, но не по мечте. Это целая траурная месса, тему из которой использовала уже непопулярная группа Evanescence в песне Lacrimosa. Теряющий слух Людвиг ван Бетховен
Почти все время деятельности Бетховена выпадает на эпоху классицизма, но он одной ножкой уже прощупывал почву романтизма. Знаете вот это роковое «та-да-дадааам»? Так это Бетховен. Немец был нереальным бунтарем своего времени и писал музыку во всех доступных на тот момент жанрах. Может, если бы уже существовал хард-рок, он бы валил и его? Кстати, Бетховен о главном мотиве своей симфонии говорил: «Так судьба стучится в дверь». Похоже? Впрочем, именно на развитие музыки первая часть не сильно оказала влияние. А вот четвертая — очень даже. В ней впервые в истории (!) был использован тромбон в оркестре. Кроме «та-да-дадама» вы наверняка знаете «Лунную сонату» — так ее знают в народе. Мотив первой части медленный и сумрачный. Но на самом деле соната № 14 никак не называется: у Бетховена она была безымянной и с Луной не ассоциировалась. Всего в произведении три части. Послушайте для расширения кругозора третью, финальную — она бунтарская и стремительная, полетная и взволнованная. Совсем не то что первая часть! Феликс Мендельсон, под которого мечтают выйти замуж все подружки
Перед тем как мы начнем хоть что-то говорить об этом композиторе, сразу же дадим вам послушать свадебный марш. К сожалению, эта музыка уже настолько «отделилась» от своего первоисточника и стала самостоятельным произведением, что никто и не помнит, к чему она и зачем создавалась. Рассказываем: свадебный марш — это одна из частей музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». Сюжет комедии завязан на событиях перед грядущей свадьбой Тесея (Афинского герцога) и Ипполиты (царицы амазонок). Если говорить о музыке Мендельсона в целом, то она пропитана духом романтизма — утонченная и изысканная, чувственная и сентиментальная. Послушайте его концерт для скрипки (кстати, если не закроете трек на первых же секундах, возможно, поймете, что тоже где-то уже слышали):
Вообще, Мендельсон в глазах современников высоко ценился. Его даже называли «Моцартом девятнадцатого столетия». Впрочем, большое музыкальное будущее Феликса предсказал сам Гёте, который при личном знакомстве назвал 12-летнего Мендельсона талантливым пареньком. Фредерик Шопен (ага, его именем назвали аэропорт)
Много вы еще знаете польских композитов? Вряд ли. Неудивительно, что именно Шопен и есть основоположник польской национальной композиторской школы. Его наследие почти полностью состоит из произведений для фортепиано. Но не спешите думать, что это банально: каждое его произведение уникально в своем роде. Фредерик писал как мазурки, ноктюрны и полонезы, так и сонаты, баллады и фантазии (это более крупные формы). Послушайте часть концерта для фортепиано с оркестром — это прекрасно. Уф. Не хотели настраивать вас на депрессивный лад, но об этом нельзя не сказать. Автор похоронного марша тоже Шопен. Только вот этот музыкальный «кусочек» является третьей частью четырехчастной сонаты. И только потом этот марш будет переложен для оркестра, превратившись в траурную музыку для погребения. Мастер вальса Иоганн Батист Штраус II
Его называют признанным «королем вальса». По происхождению Иоганн Батист из очень музыкальной семьи: композитором был его отец, эту же профессию выбрали и двое (из четырех) братьев. Такая внутрисемейная конкуренция только обостряла отношения: например, Штраус-старший даже вносил заведения, где играл сын, в черный список, а еще не допускал Иоганна на светские мероприятия. Впрочем, это вообще не помешало австрийцу поднять танцевальную музыку до симфонических вершин. Послушайте вальс «На прекрасном голубом Дунае» — пожалуй, отцу-композитору было за что переживать. Нам стоит в очередной раз говорить, что вы точно слышали этот вальс? И, возможно, даже танцевали под него в школе на выпускном! Рихард Штраус (нет, с Иоганном они не братья)
Еще раз подчеркнем: со своим старшим современником Иоганном в родственных связях Рихард не состоит. Связывает их только одинаковая фамилия. Даже если передача «Что? Где? Когда?» прошла мимо вас, ее заставку вы точно помните. Это Рихард Штраус! Если не говорить с таким пренебрежением, то «заставка» превращается во вступление симфонической поэмы «Так говорил Заратустра», которую Штраус написал под впечатлением от одноименной книги… Ладно, Ницше. Не будем мучить. Рихард Вагнер, который реформировал оперу
Наконец мы дошли до человека, который всерьез взялся за оперу. Благодаря Вагнеру неплохо продвинулись вперед оперные и симфонические жанры. Отметим, пожалуй, «Полет Валькирий» — это начало оперы «Валькирия». Она вошла в цикл «Кольцо нибелунга», состоящий из четырех эпических опер. Их общая длительность около 15 часов. Спокойно, ниже — всего лишь отрывок. И очень известный, между прочим — лакомый кусочек для создателей видеомемов. Оцените крутость фигуры Вагнера: для постановки его тетралогии в баварском городе Байрейте даже построили специальный театр. Там и была впервые (1876) исполнена вся тетралогия именно так, как задумал ее Вагнер. Вообще, именно немецкий композитор повлиял на то, что оперный театр из развлечения (представьте себе) стал храмом искусства. И музыкальная драма — высшая его форма, считал Рихард. Потому что являла собой органическое соединение слова и звука. Во как. Петр Ильич Чайковский (no comments!)
Не расслабляемся, но конец уже скоро. Нельзя не сказать о Чайковском — величайшем мелодисте. Наследие комозитора разнообразно и обширно: десять опер, три балета, семь симфоний. Звучит несолидно? Ок, есть еще более ста романсов и разные другие произведения. Кстати, помните, вы в школе смеялись над названием «Могучая кучка»? На самом деле работы Чайковского и композиторов, которые входили в это творческое содружество, (Петр Ильич в него не входил) стали новым этапом развития русской музыки, которая прогремела по всему миру и продолжает оставаться общепризнанной классикой. Музыка балетов Петра Ильича буквально разобрана на музыкальные цитаты, часто появляется в фильмах и передачах. И, чтобы вы знали, не «реклама вискаса», а Чайковский: Это отрывок из балета «Щелкунчик». Сто процентов вы знаете «Адажио» оттуда же (скорее всего, из кино). Николай Андреевич Римский-Корсаков с летающим шмелем
Один из членов «Могучей кучки», кстати. Вспомним «Полет шмеля» — оркестровую интермедию для оперы «Сказка о царе Салтане». «Полетом» заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица превращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу. И вы точно знаете этот мотив — великолепное звукоподражание. Вообще, авторство Римского-Корсакова есть у целых 15 опер. Кроме того, он невероятный симфонист: написал прекрасные симфонические произведения. «Шехеразада», например, родилась под впечатлением от арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Учебник по оркестровке — тоже работа Римского-Корсакова.
Евгений Александрович Глебов и Маленький Принц
Глебов окончил транспортный техникум и работал осмотрщиком вагонов, вот только тянуло его всегда к музыке. В школу его не взяли: директор узнал, что Глебов не знает нот, и отказал ему. Но это не остановило будущего композитора: его приняли на подготовительное отделение Белорусской консерватории в Минске. Думаем, что не пожалели в итоге: опера «Мастер и Маргарита» Евгения Александровича стала белорусской музыкальной классикой. Впрочем, как и адажио Розы и Маленького Принца (из балета «Маленький принц»). Видео:Эту музыкальную тему использовал режиссер Валерий Рубинчик в фильме «Дикая охота короля Стаха». Мы бы, конечно, могли вспомнить про Михаила Клеофаса Огинского, но разве его полонез «Прощание с родиной» вы забыли со школы? А теперь знаете кое-что новое. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вы точно слышали эти известные мелодии, а теперь еще научитесь понимать, что в них крутого. |
|