Газовая атака немцев и личная ненависть Сталина. Рассказываем о Михаиле Зощенко. 21.by

Газовая атака немцев и личная ненависть Сталина. Рассказываем о Михаиле Зощенко

09.08.2019 10:14 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Детские рассказы — нравоучительные, но без занудства. Смешные рассказы и фельетоны. Южный сочный юмор на мрачной петербургской почве. 125 лет назад, 9 августа 1894 года, родился Михаил Зощенко. Как он попал на фронт, почему стал известным и чем вызвал ненависть Сталина — в нашем материале.


Михаил Зощенко. Фото: wikipedia.org

Фронтовик, который воевал в Беларуси

«Двадцатое июля. Я стою в окопах и с любопытством наблюдаю развалины местечка. Это — Сморгонь. (…). Это знаменитое местечко, откуда бежал Наполеон, передав командование Мюрату… Сняв френч, пишу письма. Уже около часа. Надо ложиться. Я хочу погнать вестового. Но вдруг слышу какой-то шум. Шум нарастает. Я слышу топот ног. И звяканье котелков. Но криков нет. И нет выстрелов. Я выбегаю из землянки. И вдруг сладкая удушливая волна охватывает мня. Я кричу: „Газы! Маски!“. И бросаюсь в землянку. Там у меня на гвозде висит противогаз. Свеча погасла, когда я стремительно вбежал в землянку. Рукой я нащупал противогаз и стал надевать его. Забыл открыть нижнюю пробку. Задыхаюсь. Открыв пробку, вбегаю в окопы. (…).

Мне нехорошо… Я проглотил много газа, когда крикнул: „Маски!“… В бинокль гляжу в сторону немцев. Теперь я вижу, как они из баллонов выпускают газ. Это зрелище отвратительно… Я приказываю открыть огонь по этим мерзавцам… Хотя понимаю, что вреда мы принесем мало, расстояние полторы тысячи шагов… И вдруг я вижу, что многие солдаты лежат мертвые. Их — большинство… Опираясь на палку, я иду в лазарет. На моем платке кровь от ужасной рвоты».

Это фрагмент из повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца», который рассказывает о событиях 1916-го. За два года до этого началась Первая мировая война. Тогда будущий писатель, студент юрфака питерского университета, оставил учебу. Он окончил ускоренные четырехмесячные курсы военного времени, был произведен в прапорщики и отправлен на фронт. Последний к тому времени стоял на территории Беларуси.

За день до трагедии Зощенко предупреждал начальство о возможной атаке, но его не услышали. В результате поручик получил сильное отравление и был доставлен в госпиталь. Кстати, заведовала им Александра Толстая, дочь великого русского писателя.


Зощенко в звании прапорщика в 1915 году. Фото: wikipedia.org

После лечения Зощенко был признан больным, но отказался от службы в запасном полку и вернулся на фронт в свой полк.

Службу он был вынужден оставить в феврале 1917 года — в чине штабс-капитана, имея пять орденов. Но при этом являясь нездоровым человеком с пороком сердца.

«Переменил двенадцать городов и десять профессий»

После революции началось время странствий. «За три года я переменил двенадцать городов и десять профессий… Я уехал в Архангельск. Потом на Ледовитый океан — в Мезень. Потом вернулся в Петроград. Уехал в Новгород, во Псков. Затем в Смоленскую губернию, в город Красный. Снова вернулся в Петроград… Я был милиционером, счетоводом, сапожником, инструктором по птицеводству, телефонистом пограничной охраны, агентом уголовного розыска, секретарём суда, делопроизводителем. Это было не твёрдое шествие по жизни, это было — замешательство», — писал Зощенко в повести «Перед восходом солнца».

В 1922-м он дебютировал в печати, а вскоре его рассказы стали необыкновенно популярными.

— Вспомним, как действовал Зощенко на современников. Это был гомерический хохот, цитирование наизусть, вырывание свежего номера «Смехача» или «Бегемота» из рук счастливца-подписчика, — писал Дмитрий Быков.

Зощенко нашел собственную необычную манеру: он отказался от авторского голоса и дал слово своим героям — полупролетариям, мещанам, которые вышли на первый план и стали новыми читателями.


Литературная группа «Серапионовы братья». Слева направо: К. Федин, М. Слонимский, Н. Тихонов, Е. Полонская, М. Зощенко, Н. Никитин, И. Груздев, В. Каверин. Фото: wikipedia.org

По мнению Дмитрия Быкова, основу словаря Зощенко «составляет вовсе не канцелярит первых лет советской власти», а «речь мещанина — это прежде всего ложные красивости, усвоенные из паралитературы, кинематографических титров и рекламы, из душераздирающей бульварщины и газетных отчетов о происшествиях». И в этой лексике, как считает Быков, одна из причин невероятной популярности писателя в довоенные годы:

— Разгадка, видимо, в том, что Зощенко был по-настоящему понятен только читателю — хотя бы и самому непросвещенному, — который помнил прежнее время или по крайней мере прежнее словоупотребление; только тому, для кого его знаменитый сказ (…) был не только замечательной имитацией новой речи, но и свидетельством разложения старой. Обыватель, который зачитывался рассказами Зощенко, воспринимал подтекст, нам уже недоступный: для нас эта речь — норма, (…). Зощенко вызывал восторг у интеллигентного читателя и ненависть у властей именно тем, что каждым своим словом свидетельствовал о прежних временах, напоминал о них, (…).

«Звезда» и «Ленинград»

Впрочем ненависть властей пришла не сразу. В 1939-м он попал в список 172 писателей, удостоенных ордена Трудового Красного Знамени (выше был лишь 21 счастливчик, получивших орден Ленина). В годы репрессий это была своеобразная охранная грамота. Жаль, действовала она недолго.

В 1943 году журнал «Октябрь» начал публиковать уже упомянутую повесть Зощенко «Перед восходом солнца». В ней он окончательно заговорил «своим» языком. Писатель поставил перед собой цель — понять причины и истоки собственных неврозов. А для этого — обратиться к молодости, юности и детству.

— Зощенко изумительно писал о себе, своих отношениях с женщинами и о женщинах вообще. В этом он был правдив до конца. Трудно представить, что кто-то мог бы писать откровеннее. (…). «Перед восходом солнца» Зощенко печатал во время войны и его «самокопание» привело Сталина в бешенство. Он полагал, что в военное время мы должны кричать только «Ура!», «Долой!» и «Да здравствует!»… Так Зощенко был объявлен гнусным, похотливым животным, у которого нет ни стыда, ни совести, — вспоминал композитор Дмитрий Шостакович.

Эту мысль подтверждает и Дмитрий Быков.

— Личного негодования Сталина удостаивались считаные единицы. Прорабатывали всех, но только Платонова Сталин назвал сволочью (в заметках на полях хроники «Впрок»), а про Зощенко сказал: «Пусть катится ко всем чертям».

Но во время войны Зощенко еще «легко» отделался. Повесть «просто» разгромили в печати.

Вскоре стало понятно, что Великая Отечественная война вызвала в обществе надежды на идеологические послабления. В ответ власти стали незамедлительно закручивать гайки, и объектом критики был выбран именно наш герой.

В августе 1946 года секретарь ЦК ВКП (Б) и член Политбюро Андрей Жданов, один из ближайших соратников Сталина, выступил с докладом «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“».

— Наиболее грубой ошибкой журнала «Звезда» является предоставление своих страниц для литературного «творчества» Зощенко и Ахматовой. Я думаю, что мне нет нужды цитировать здесь «произведение» Зощенко «Приключения обезьяны». (…). Смысл этого «произведения» (…) заключается в том, что он изображает советских людей бездельниками и уродами, людьми глупыми и примитивными. Зощенко совершенно не интересует труд советских людей, их усилия и героизм, их высокие общественные и моральные качества. Эта тема все него отсутствует. Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Это копание в мелочах быта не случайно. Оно свойственно всем пошлым мещанским писателям, к которым относится и Зощенко, — заявил Жданов.

Доклад партийного идеолога лег в основу партийного постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“». Журнал «Ленинград» был закрыт, прошла кадровая чистка (как в литературных изданиях, так и в сфере идеологии). Но объектами кампании были выбраны только два человека.


Памятник Зощенко у библиотеки города Сестрорецка. Фото: wikipedia.org

— Вся кампания по уничтожению журналов «Звезда» и «Ленинград» в конце концов вылилась в дискредитацию Ахматовой и Зощенко — по ним, как говорила Ахматова, страна-победительница проехала танками. И не то чтобы в это время было не из кого выбирать — кое-кто уцелел в тридцатые, да и новая поросль добавилась после войны; но для показательной гражданской казни — с полным запретом на любые литературные заработки, длившимся по крайней мере год, — выбраны были эти двое, — писал Дмитрий Быков.

В постановлении ЦК указывалось, что «предоставление страниц „Звезды“ таким пошлякам и подонкам литературы, как Зощенко, тем более недопустимо, что редакции „Звезда“ хорошо известна физиономия Зощенко и недостойное поведение его во время войны, когда Зощенко, ничем не помогая советскому народу в его борьбе против немецких захватчиков, написал такую омерзительную вещь, как „Перед восходом солнца“».

Почему же Зощенко попал под каток истории?

— В его автобиографических рассказах увидели ту самую человечность, с которой железный век боролся наиболее бескомпромиссно. И пошлость увидели — и правильно сделали, потому что в гимназических попытках самоубийства, в бесчисленных увлечениях, в любовании собой, штабс-капитаном, — эта пошлость есть. Но она человечна, жива, убедительна, — это-то и не прощается, — предполагал Дмитрий Быков. — В его книге увидели, разумеется, манифест борьбы — но не с болезнью, а со всем живым, что в нем было; и пусть бессознательно — но разозлились именно на это. Идет война народная, священная война, а он пишет совершенно не про то! Нужны сверхлюди — а он вытаскивает на поверхность и с великолепным мастерством, с нескрываемой силой описывает все то, что делает людей людьми! Топтать немедленно.

«Я был бы против того, чтобы восстанавливать Зощенко. Мы в свое время исключили его из союза правильно»

В начале 1950-х перед Зощенко забрезжила надежда на реабилитацию. Ранее в Союзе писателей была восстановлена Ахматова, и он обратился к коллегам с той же просьбой. За него заступились Вениамин Каверин и Всеволод Иванов. Но литературные функционеры отложили рассмотрение этого вопроса и вернулись к нему только после смерти Сталина.

Вождь всех народов умер, но страшная гнетущая атмосфера осталась. Лучше всего ее передает стенограмма, которая зафиксировала обсуждение дела Зощенко в Союзе писателей. Вопрос был в следующем: восстанавливать ли его или принимать заново.

«Я был бы против того, чтобы восстанавливать Зощенко. Мы в своё время исключили его из союза правильно, исключили за серьезные ошибки. (…). Я бы Зощенко принял в союз на основании произведений, написанных им за эти годы, с 1946 г. по 1953 г., среди них и партизанские рассказы (это первое, что он опубликовал). Это не очень сильно художественно, но это очень честная попытка стать на правильные позиции, — говорил Константин Симонов.

«Мы его исключили из Союза. Прошел какой-то срок, он поработал, показал себя как человек не бесполезный, и мы считаем возможным, чтобы он был в нашей организации, не восстанавливая его, а вновь принимая на общих основаниях, как старого литератора», — утверждал Анатолий Сафронов.

Напомним, речь шла о живом классике русской литературы, которого читают до сих пор. Симонова еще помнят как автора лирического шедевра «Жди меня». А вот Сафронов давно и окончательно забыт.

Точка зрения Симонова и Сафронова победила. Зощенко приняли в Союз писателей как новичка.

«Теперь это труп, заколоченный в гроб. Даже странно, что он говорит»


Памятник на могиле Зощенко. Фото: wikipedia.org

Но уже в следующем году в СССР приехали английские туристы, и власти отправили на встречу Зощенку и Ахматова. Прозвучал вопрос: как они относятся к постановлению 1946 года. Поэтесса ответила, что согласна с ним (ее сын, будущий знаменитый историк Льве Гумилев находился в заключении).

Существует легенда, что ответ Зощенко был следующий: мол, он русский офицер, имеющий боевые награды, не может согласиться с критикой. Лидия Чуковская написала по горячим следам в дневнике: «Михаил Михайлович ответил, что сначала постановление поразило его своей несправедливостью и он написал в этом смысле письмо Иосифу Виссарионовичу, а потом он понял, что многое в этом документе справедливо…».

Как бы то ни было, начался новый этап травли, в которой приняли участие многие коллеги Зощенко. Он отказался каяться и заявил на собрании писателей:

— Я могу сказать — моя литературная жизнь и судьба при такой ситуации закончены. У меня нет выхода. Сатирик должен быть морально чистым человеком, а я унижен, как последний сукин сын… У меня нет ничего в дальнейшем. Ничего. Я не собираюсь ничего просить. Не надо мне вашего снисхождения (…), ни вашей брани и криков. Я больше чем устал. Я приму любую иную судьбу, чем ту, которую имею.

Из журналов стали возвращать его рассказы, которые больше не хотели печатать.

— Выглядит он просто страшно, худой, изможденный, сердце сдает до того, что по утрам страшно опухают ноги, ходит еле-еле, медленно, с трудом…, — писала в письме его жена Вера Зощенко.

В последние годы Корней Чуковский всячески пытался поддержать Зощенко и пригласил его на один из вечеров, где собиралась советская культурная элита. Запись в его дневнике от 30 марта 1958 года показывает, что сделала советская система с человеком, которого, казалось бы, еще недавно читал весь СССР:

«В столовой накрыты три длинных стола и (поперек) два коротких, и за ними в хороших одеждах, сытые, веселые лауреаты, с женами, с дочерьми, сливки московской знати, и среди них — он — с потухшими глазами, со страдальческим выражением лица, отрезанный от всего мира, растоптанный.

Ни одной прежней черты. Прежде он был красивый меланхолик, избалованный славой и женщинами, щедро наделенный лирическим украинским юмором, человеком большой судьбы. Помню его вместе с двумя другими юмористами: Женей Шварцем и Юрием Тыняновым в Доме искусств, среди молодежи, когда стены дрожали от хохота, когда Зощенко был недосягаемым мастером сатиры и юмора, — и все глаза зажигались улыбками всюду, где он появлялся.

Теперь это труп, заколоченный в гроб. Даже странно, что он говорит. Говорит он нудно, тягуче, длиннейшими предложениями, словно в труп вставили говорильную машину — через минуту такого разговора вам становится жутко, хочется бежать, заткнув уши».

Лишь в июле 1958 года после долгих хлопот Зощенко назначили персональную пенсию республиканского значения. Но успел получить ее лишь один раз. 22 июля 1958 писатель умер от острой сердечной недостаточности.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как он попал на фронт, почему стал известным и чем вызвал ненависть Сталина - в нашем материале.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика