Как минчане ждали открытия трамвая и чуть не снесли ради него Западный мост. 21.by

Как минчане ждали открытия трамвая и чуть не снесли ради него Западный мост

14.10.2019 16:04 — Новости Культуры |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Трамвай — один из самых обсуждаемых видов транспорта в современном Минске. Одни собираются строить скоростной трамвай, другие критикуют состояние нынешних путей и вечный их ремонт. На днях трамваям в нашем городе исполнилось 90 лет. Краевед Вадим Зеленков рассказывает, как минчане ждали открытия трамвая, как чуть не сделали под него Минск совсем другим, а еще — как критиковали власти за работу над этим транспортным проектом.


Первые трамваи на улицах Минска. «Чырвоная Беларусь» № 3, 1930 года

«Было дело» — цикл материалов на TUT.BY.


Вадим Зеленков. Фото: Дарья Низовцева

Как жили минчане в давние времена? Информация об этом неплохо сохранилась в газетах и журналах, которые выходили 80, 90, 100 и больше лет назад.

Краевед Вадим Зеленков внимательно просматривает страницы старой прессы — советской и дореволюционной, отыскивает там колоритные публикации и растолковывает современным читателям, как была устроена жизнь.

Какими были последние годы конки

Трамвай в Минске мог появиться намного раньше 1929 года, если бы не Первая мировая. Но проектировали его даже в начале войны. В феврале 1915 года «Наша Ніва» анонсировала, что весной начнутся работы по устройству электрического трамвая.

«На вясну распачнуцца работы пры устройстві ў Мінску электрычнаго трамваю. Шыны, падклады і г. д. камісія ужо прыняла. За колькі тыднёў будуць дастаўлены часьці вагоноў». Рельсы тогда еще называли на польский манер «шынамi»; после революции они станут «рэйкамі». «Наша Нiва», 6 лютага 1915. Здесь и далее в расшифровке газетных текстов орфография будет сохранена, исправлены только очевидные опечатки

Но война продолжалась, немцы продвигались к Минску, и планы по строительству трамвайных линий пришлось надолго отложить. Жители города по-прежнему пользовались конкой.

Да и цены неуклонно росли. Страна пыталась подавить инфляцию, денежная система непрерывно менялась, как и стоимость проезда. Если весной 1922 года купюра достоинством 1000 рублей еще считалась «мелкой» и билет стоил 20 тысяч рублей, то через полтора года цены стали совсем другими: поездка обходилась уже в 70 рублей.


На снимке — так называемый зимний вагон, более теплый, чем те, что курсировали по городу летом, но все равно ехать там было, мягко говоря, некомфортно

В августе 1923 года некто Вася Красный написал в газету о проблемах с расчетами в конке. За проезд берут семь рублей, сдача с десятки находится не всегда.

«Это вносит немалые затруднения в расчеты кондукторов с пассажирами. Другой так и слезет без сдачи. А что стоило бы завести в минской конке специальные разменные билетики достоинством в один рубль?» — предлагает минчанин.

Дельное предложение было принято — и минская конка завела собственную валюту!


«Минская конка, испытывая острую нужду в мелких разменных знаках и изыскивая пути к смятению разменного кризиса, пустила в обращение своего рода „сертификаты“ — коночные квитанции, выдаваемые в счет сдачи и потом принимаемые обратно на конке. Пассажиры конки несколько недоумевают при виде этих новых денежных знаков, но принимают их без особенного неудовольствия». «Звезда», 31 октября 1923 года

Проблему со сдачей решили, но в целом конно-железная дорога минчан больше не удовлетворяла. Газеты публиковали ехидные картинки.


«Кондуктор — Садись, бабушка, подвезу… Старуха — Спасибо, кормилец, тороплюсь больно…». «Звезда», 11 ноября 1923 года

«Дубинка» (приложение к газете «Звезда») № 1, 1924 год

Как минчане требовали трамвай

В конце 1923 года в Минске переизбирался горсовет. Газеты публиковали письма читателей с наказами новой городской власти, и не раз звучал призыв «обязательно заменить конку трамваем». Для поэтов электрический рельсовый транспорт был символом грядущего.

На первом заседании нового Минского Горисполкома в январе 1924 года рассмотрели вопрос о трамвае и создали комиссию для разработки проекта.

«Закупленные прежней городской управой рельсы при эвакуации были вывезены и часть из них находится в настоящее время в Смоленске. Обсуждается вопрос о возвращении этого имущества в Минск», — сообщала газета «Звезда».


"Звезда", 3 января 1924 года

Правда, и конка неожиданно получила последний шанс на исправление: подумывали даже установить моторы в вагонах. Но сомнительную идею отвергли. Трамвай, только трамвай!

Время шло, работы велись, решения принимались. В августе 1927 года газета «Рабочий» опубликовала интервью с одним из руководителей строительства — приехавшим из Москвы инженером Майкапаром.

В январе 1928 года конка начала уступать место трамваю: маршрутов становится меньше. Закупал город и автобусы.


«Основная линия безусловно должна проходить по широкой Советской ул. и соединить район при вокзале МББ с предместьем Комаровка. Вторая линия, считаю, будет проложена по теперешнему пути движения конки, т.е. ст. Минск МББ — площадь Свободы -Сторожевка. И, наконец, третья линия — скотобойня — Виленский вокзал — площадь Свободы. Во вторую очередь можно будет проложить линию на Ляховку до поселка «Коминтерн». «Рабочий», 28 августа 1927 года

Как ради трамвайного проекта чуть не разобрали пути на Молодечно и Барановичи

18 января «Зьвязда» в большой статье в целом повторяет схему маршрутов, указанных Майкапаром, добавляя к ним перспективную линию на Кальварию по Раковской и Кальварийской улицам. Однако на следующий день (!) планы радикально меняются. Совещание при Горсовете приняло неожиданное решение: сделать основным вокзалом тот, что находится в районе нынешней товарной станции, снести виадук (сейчас — Западный мост) и демонтировать пути, по которым в наши дни поезда идут со станции Минск-Пассажирский в сторону Молодечно и Барановичей. Если бы это ходатайство приняли, город сегодня выглядел бы совершенно иначе. А вот идея объединить два вокзала была не новой — в 1929 году так и поступили.


"Зьвязда", 19 января 1928 года

Подобная смена точек зрения подтверждает факт, что строили трамвай в Минске без детально проработанного проекта. Провальным, например, оказалось строительство железобетонного моста вдоль Советской улицы через Свислочь. Еще в город привезли пять вагонов рельсов, которые для трамвая, похоже, не подойдут — рассказывали газеты тех лет. Критиковалось, что в проекте не учли подземные кабели вдоль будущей трассы трамвая и что неясно, как трамвай преодолеет крутой подъем после выезда из-под виадука в сторону Московской улицы.


«Савецкая Беларусь», 26 апреля 1928 года

Подъемы и спуски, впрочем, были и покруче. В этой заметке упоминается интересный топоним: Советская гора. Так называли участок, где Советская улица спускалась от сквера к Пролетарской улице (нынешней улице Янки Купалы). Этот очень крутой спуск в целях безопасности необходимо было сгладить. Многие рабочие находили, что Советскую гору нужно срезать немедленно, чтобы иметь возможность пускать и прицепные вагоны. И вот как это делали.


Лето 1929 года. Снимок № 194 из книги «Мінск незнаёмы. 1920−1940», автор-составитель Илья Курков

В июле 1928 года решили, какой будет ширина трамвайных вагонов в Минске. Сообщали, что заказали вагоны на 24 сидячих места и 36 мест для проезда стоя. Вагоны прибыли в город всего за неделю до запуска линии и были не такими, как заявлялось: в них было 32 места для поездки сидя и 30 для проезда стоя.


Трамвайныя вагоны, якія прыбылi ў Менск. 6-га кастрычнiка у Менск прибылi першыя 5 трамвайных вагонаў. Кожны вагон мае 32 сядзячых месцы i да 30 месц стаячых. Праз два тыднi будзе дастаўлена яшчэ 5 трамвайных вагонаў. «Зьвязда», 8 октября 1929 года

Еще в сентябре 1929 года оставались проблемы со строительством.


«Будаўніцтвам займалася 5 арганізацый: трамвайнае кіраўніцтва, Вадаканалбуд (пабудова каналізацыі), Гандальбуд (брукаваньне і перабрукоўваньне вуліц), Эльвод (перабудаваньне тэлефонна-тэлеграфнай сеткі). Паміж зазначанымі арганізацыямі ў рабоце ніякай увязкі ня было — усякі рабіў тое, што хацеў і як хацеў. Ёсьць вуліцы, якія былі раскапаны яшчэ ў мiнулым годзе і дагэтуль застаюцца незабрукованымі (Садовая вул.)». «У акце камісii РСI (Рабоче-селянская инспекция, аналог Комитета госконтроля. — Прим. TUT.BY), якая абсьледвала трамвайнае будаўнiцтва, гаворыцца: «Наогул работы на будаунiцтве трамваю па ўсiх аб’ектах праводзяцца бяз правiльна распрацаваных плянау i без рабочых чарцяжоў - усё гэта прыходзiцца даапрацоўваць на месцы у працэсе работы». «Зьвязда», 21 сентября 1929 года

Но работа кипела. Был установлен тариф — 10 копеек за поездку независимо от дальности. Обучались вагоновожатые, набирались кондукторы — на место последних брали исключительно безработных женщин.

Учили будущих работников трамваев серьезно. Брошюра «Iнструкцыі для кантралёраў i інструктараў Менскага гарадзкога электрычнага трамвая» содержит больше 60 вопросов, ответить на которые обязан был каждый вагоновожатый. Например, спрашивали, каким образом электрическая энергия с электростанции попадает в рабочий провод воздушной сети трамвая. А еще — как остановить вагон, если не действуют тормоза.

«Празвініць па вуліцах трамвай»

В заголовке этой части — строка из поэмы Павлюка Труса «Дзесяты падмурак», опубликованной в декабрьском номере журнала «Молодняк» за 1928 год.

Да, трамвая ждали — и наконец дождались! Два пробных пуска прошли успешно. Еще немного — и газеты торжественно сообщали об открытии движения. А кинематографисты в считаные дни сняли об этом фильм.

Только за 14 октября 1929 года минский трамвай перевез около 15 тысяч пассажиров.


«Рабочий», 12 октября 1929 года

«Рабочий», 15 октября 1929 года

«Зьвязда», 15 октября 1929 года

«Зьвязда», 18 октября 1929 года

Первые жертвы и аварии

В поэме Якуба Коласа «Міхасёвы прыгоды» мальчик рассказывает односельчанам, как он съездил в Минск и как видел трамвай, которого нужно остерегаться. Спорщик Кондрат заявляет, что не стал бы реагировать на звонок трамвая. Его урезонивают: «Ты, Кандрат, уважай: Там не месца хвату, Наляцеў бы трамвай — I каюк Кандрату!».

Шутки шутками, но на трамвайных рельсах действительно нужно быть очень осторожным. Уже в декабре 1929 года минчанка попала под трамвай. Были и аварии: в 1929 году вагон сошел с рельсов, другой столкнулся с хлебным фургоном. Сложная непривычная техника приживалась не без труда.


«Попала под трамвай. 22 декабря под трамвай № 2, шедший по маршруту Товарная-Комаровка на Московской улице попала неизвестная женщина. Пострадавшая отправлена в первую совбольницу».
«Рабочий», 24 декабря 1929 года

«Рабочий», 11 ноября 1929 года

«Вагон № 2, под управлением вагоновожатого Колесникова, прибывший в тупик первой линии около товарного вокзала МББ, возвращался обратно через стрелку в нормальный рейс. На самой крестовине он столкнулся с вагоном № 8, шедшим под управлением вагоновожатого Витковского. Витковский не остановил свой вагон, из-за чего и произошло столкновение. Через полтора месяца Витковский был отдан под суд».
«Рабочий», 11 ноября 1929 года

«Зьвязда», 17 ноября 1929 года

Как собирались развивать трамвай

В декабре 1929 года газеты публиковали конкретные планы по развитию трамвая — но, увы, те проекты не сбылись.


«В 1931−32 г. будет построена трамвайная линия от ул. Дзержинского, через железнодорожный мост, по Койдановскому тракту, до аэродрома. В этом году будут проведены грузовые ветки к фабрикам и заводам. В 1932−33 г. будет построена линия от Советской до Кальварийской ул. (утилизационный завод) через ул. Володарского, Интернациональную и Революционную». «Рабочий», 20 декабря 1929 года

Но год спустя после запуска трамвая в Минске главный инженер строительства Максименко писал, что новый вид транспорта себя вполне оправдывает:

«За этот год минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Сейчас выдвигается вопрос о постройке второй очереди трамвайных путей по новым маршрутам: Кальвария — Серебрянка и Ляховка — площадь Свободы. Средства, затраченные на постройку трамвая первой очереди будут возвращены минскому горсовету в течение трех лет».


На строительстве трамвая. «Чырвоная Беларусь», № 14, 1931 год

Первые минские трамваи на картинах художников и фотографиях

Трамвай заинтересовал и художников. Например, певца нашего города Анатолия Тычину. Есть иллюстрация, где мальчик смотрит на тот самый виадук (он же — Западный мост), который хотели снести, чтобы было удобно проложить трамвайные линии. Сохранился и рисуток Тычины «Советская улица», который сделан с той же точки в том же 1932 году, когда место сфотографировали. В нашей подборке также — не самые известные фотографии о первом минском трамвае.

А первым покажем ностальгический снимок. Вагон идет по Советской улице между уже построенным Домом правительства и еще не снесенным домом Костровицкой в сторону еще не снесенной железнодорожной церкви. Немногие из тех, кто читает эту статью, видели минский трамвай таким. А нам остается воображение, которое поможет представить Минск/Менск девяносто лет назад.


Трамвай идет по Советской улице

«Iскры Iльліча» № 2, 1931 года

«Советская улица», рисунок Анатолия Тычины, 1932 год

Фотография Советской улицы, сделанная в 1932 году с той же самой точки, откуда рисовал Тычина свою картину. Снимок был опубликован в книге «Минск — город герой»

«Чырвоная Беларусь» № 14, 1931 года

«Чырвоная Беларусь» № 16, 1930 года

«Чырвоная Беларусь» № 13, 1932 года

Это вообще-то не о трамвае, это о достижениях Транспортного треста Мингорсовета. Но если немного увеличить картинки, можно посмотреть, как выглядел изнутри трамвайный парк. «Чырвоная Беларусь» № 1, 1933 год

Трамвайный парк с предыдущего фото. Увеличенный фрагмент

Первые трамвайные талоны в Минске. Проезд стоил 15 копеек. Увеличенный фрагмент

Минский трамвай. Увеличенный фрагмент

 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как минчане ждали открытия трамвая, как чуть не сделали под него Минск совсем другим, а еще - как критиковали власти за работу над этим транспортным проектом.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Культуры)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика