Как минчане ждали открытия трамвая и чуть не снесли ради него Западный мост
14.10.2019 16:04
—
Новости Культуры
|
Трамвай — один из самых обсуждаемых видов транспорта в современном Минске. Одни собираются строить
Какими были последние годы конкиТрамвай в Минске мог появиться намного раньше 1929 года, если бы не Первая мировая. Но проектировали его даже в начале войны. В феврале 1915 года «Наша Ніва» анонсировала, что весной начнутся работы по устройству электрического трамвая. Но война продолжалась, немцы продвигались к Минску, и планы по строительству трамвайных линий пришлось надолго отложить. Жители города по-прежнему пользовались конкой. Да и цены неуклонно росли. Страна пыталась подавить инфляцию, денежная система непрерывно менялась, как и стоимость проезда. Если весной 1922 года купюра достоинством 1000 рублей еще считалась «мелкой» и билет стоил 20 тысяч рублей, то через полтора года цены стали совсем другими: поездка обходилась уже в 70 рублей. В августе 1923 года некто Вася Красный написал в газету о проблемах с расчетами в конке. За проезд берут семь рублей, сдача с десятки находится не всегда. «Это вносит немалые затруднения в расчеты кондукторов с пассажирами. Другой так и слезет без сдачи. А что стоило бы завести в минской конке специальные разменные билетики достоинством в один рубль?» — предлагает минчанин. Дельное предложение было принято — и минская конка завела собственную валюту! Проблему со сдачей решили, но в целом конно-железная дорога минчан больше не удовлетворяла. Газеты публиковали ехидные картинки. Как минчане требовали трамвайВ конце 1923 года в Минске переизбирался горсовет. Газеты публиковали письма читателей с наказами новой городской власти, и не раз звучал призыв «обязательно заменить конку трамваем». Для поэтов электрический рельсовый транспорт был символом грядущего. На первом заседании нового Минского Горисполкома в январе 1924 года рассмотрели вопрос о трамвае и создали комиссию для разработки проекта. «Закупленные прежней городской управой рельсы при эвакуации были вывезены и часть из них находится в настоящее время в Смоленске. Обсуждается вопрос о возвращении этого имущества в Минск», — сообщала газета «Звезда». Правда, и конка неожиданно получила последний шанс на исправление: подумывали даже установить моторы в вагонах. Но сомнительную идею отвергли. Трамвай, только трамвай! Время шло, работы велись, решения принимались. В августе 1927 года газета «Рабочий» опубликовала интервью с одним из руководителей строительства — приехавшим из Москвы инженером Майкапаром. В январе 1928 года конка начала уступать место трамваю: маршрутов становится меньше. Закупал город и автобусы. Как ради трамвайного проекта чуть не разобрали пути на Молодечно и Барановичи18 января «Зьвязда» в большой статье в целом повторяет схему маршрутов, указанных Майкапаром, добавляя к ним перспективную линию на Кальварию по Раковской и Кальварийской улицам. Однако на следующий день (!) планы радикально меняются. Совещание при Горсовете приняло неожиданное решение: сделать основным вокзалом тот, что находится в районе нынешней товарной станции, снести виадук (сейчас — Западный мост) и демонтировать пути, по которым в наши дни поезда идут со станции Минск-Пассажирский в сторону Молодечно и Барановичей. Если бы это ходатайство приняли, город сегодня выглядел бы совершенно иначе. А вот идея объединить два вокзала была не новой — в 1929 году так и поступили. Подобная смена точек зрения подтверждает факт, что строили трамвай в Минске без детально проработанного проекта. Провальным, например, оказалось строительство железобетонного моста вдоль Советской улицы через Свислочь. Еще в город привезли пять вагонов рельсов, которые для трамвая, похоже, не подойдут — рассказывали газеты тех лет. Критиковалось, что в проекте не учли подземные кабели вдоль будущей трассы трамвая и что неясно, как трамвай преодолеет крутой подъем после выезда из-под виадука в сторону Московской улицы. Подъемы и спуски, впрочем, были и покруче. В этой заметке упоминается интересный топоним: Советская гора. Так называли участок, где Советская улица спускалась от сквера к Пролетарской улице (нынешней улице Янки Купалы). Этот очень крутой спуск в целях безопасности необходимо было сгладить. Многие рабочие находили, что Советскую гору нужно срезать немедленно, чтобы иметь возможность пускать и прицепные вагоны. И вот как это делали. В июле 1928 года решили, какой будет ширина трамвайных вагонов в Минске. Сообщали, что заказали вагоны на 24 сидячих места и 36 мест для проезда стоя. Вагоны прибыли в город всего за неделю до запуска линии и были не такими, как заявлялось: в них было 32 места для поездки сидя и 30 для проезда стоя. Еще в сентябре 1929 года оставались проблемы со строительством. Но работа кипела. Был установлен тариф — 10 копеек за поездку независимо от дальности. Обучались вагоновожатые, набирались кондукторы — на место последних брали исключительно безработных женщин. Учили будущих работников трамваев серьезно. Брошюра «Iнструкцыі для кантралёраў i інструктараў Менскага гарадзкога электрычнага трамвая» содержит больше 60 вопросов, ответить на которые обязан был каждый вагоновожатый. Например, спрашивали, каким образом электрическая энергия с электростанции попадает в рабочий провод воздушной сети трамвая. А еще — как остановить вагон, если не действуют тормоза. «Празвініць па вуліцах трамвай»В заголовке этой части — строка из поэмы Павлюка Труса «Дзесяты падмурак», опубликованной в декабрьском номере журнала «Молодняк» за 1928 год. Да, трамвая ждали — и наконец дождались! Два пробных пуска прошли успешно. Еще немного — и газеты торжественно сообщали об открытии движения. А кинематографисты в считаные дни сняли об этом фильм. Только за 14 октября 1929 года минский трамвай перевез около 15 тысяч пассажиров. Первые жертвы и аварииВ поэме Якуба Коласа «Міхасёвы прыгоды» мальчик рассказывает односельчанам, как он съездил в Минск и как видел трамвай, которого нужно остерегаться. Спорщик Кондрат заявляет, что не стал бы реагировать на звонок трамвая. Его урезонивают: «Ты, Кандрат, уважай: Там не месца хвату, Наляцеў бы трамвай — I каюк Кандрату!». Шутки шутками, но на трамвайных рельсах действительно нужно быть очень осторожным. Уже в декабре 1929 года минчанка попала под трамвай. Были и аварии: в 1929 году вагон сошел с рельсов, другой столкнулся с хлебным фургоном. Сложная непривычная техника приживалась не без труда. Как собирались развивать трамвайВ декабре 1929 года газеты публиковали конкретные планы по развитию трамвая — но, увы, те проекты не сбылись. Но год спустя после запуска трамвая в Минске главный инженер строительства Максименко писал, что новый вид транспорта себя вполне оправдывает: «За этот год минский трамвай перевез свыше 10 миллионов пассажиров. Сейчас выдвигается вопрос о постройке второй очереди трамвайных путей по новым маршрутам: Кальвария — Серебрянка и Ляховка — площадь Свободы. Средства, затраченные на постройку трамвая первой очереди будут возвращены минскому горсовету в течение трех лет». Первые минские трамваи на картинах художников и фотографияхТрамвай заинтересовал и художников. Например, певца нашего города Анатолия Тычину. Есть иллюстрация, где мальчик смотрит на тот самый виадук (он же — Западный мост), который хотели снести, чтобы было удобно проложить трамвайные линии. Сохранился и рисуток Тычины «Советская улица», который сделан с той же точки в том же 1932 году, когда место сфотографировали. В нашей подборке также — не самые известные фотографии о первом минском трамвае. А первым покажем ностальгический снимок. Вагон идет по Советской улице между уже построенным Домом правительства и еще не снесенным домом Костровицкой в сторону еще не снесенной железнодорожной церкви. Немногие из тех, кто читает эту статью, видели минский трамвай таким. А нам остается воображение, которое поможет представить Минск/Менск девяносто лет назад. Читайте такжеЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Как минчане ждали открытия трамвая, как чуть не сделали под него Минск совсем другим, а еще - как критиковали власти за работу над этим транспортным проектом.
|
|