Экономический ликбез. Проверки упорядачили. Проверяющих меньше не стало. 21.by

Экономический ликбез. Проверки упорядачили. Проверяющих меньше не стало

21.10.2009 11:19 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Проверки
Порядок организации и проведения проверок

Перечень контролирующих органов и сфер их деятельности

Группы риска и критерии отнесения проверяемых субъектов
В минувшую пятницу президент Лукашенко подписал указ "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". По мнению ряда независимых экспертов, это документ является прогрессивным в сфере проверок. Однако какова будет правоприменительная практика сказать пока сложно.

Взаимоотношения бизнеса и проверяющих органов долгое время были не только далеки от идеальных, но и носили ненавистнический характер. Ситуация несколько изменилась в конце 2008 года, когда президент ввел мораторий на проверки. Документ был рассчитан на шесть месяцев, за это время правительство и контролирующие органы должны были подготовить проект еще одного указа, четко прописать кто, кого и с какой периодичностью должен проверять. Впрочем, в коридорах власти проект указа не нашел полного понимания. В итоге финальную версию документа дорабатывала Администрация президента.

Незадолго до подписания президентского указа бизнес-ассоциации от лица предпринимателей высказали озабоченность по поводу резкого увеличения количества рейдовых проверок (в основном налоговиков) предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. "Они как с цепи сорвались", - говорит председатель МССПиР Владимир Карягин. При этом имели место быть "грубые формы обращения с предпринимателями, применение угроз, запугивания, а также использование иных методов оказания "давления" на предпринимателей". Любопытно, что уже после обнародования указа №510 председатель правления ОАО "Белагропромбанка" Сергей Румас в интервью программе "Контуры" телеканала ОНТ признался, что в 2008 году банку пришлось пережить около 300 проверок.

Согласно проведенному Международной финансовой корпорацией (МФК) исследованию деловой среды, лишь 20% белорусских малых и средних предприятий избежали в течение 2008 года проверок. В среднем на одном предприятии, которое подвергалось проверкам в 2008 году, побывало 3,3 плановых и 1,8 внеплановых проверок. На ИП "проверочная нагрузка" была несколько ниже, но они чаще подвергались внеплановым проверкам. По результатам опроса, 70% частных субъектов малого предпринимательства считают, что действующая система проверок финансово-хозяйственной деятельности носит не предупредительный, а карательный характер. Только штрафов среднее МСП выплатило за год в эквиваленте 617 долларов США, ИП каждая проверка обходилась 144 доллара. Примерно такие же суммы были затрачены на устранение выявленных нарушений.

Передовой опыт

Большинство положений нового указа президента №510 вступает в силу с 1 января 2010 года. Однако уже сейчас эксперты называют данный нормативный документ "самым прогрессивным и комплексным". Примечательно, что ряд положений исходили непосредственно от общественных бизнес-ассоциаций и международных институтов. В частности, советник по правовым вопросам МФК Валерий Фадеев отметил, что деятельность МФК в последнее время была сосредоточена на подготовке документов по совершенствованию контрольной деятельности в Беларуси. "Мы вместе с правительством, Комитетом госконтроля и рядом министерств и ведомств работали в этом направлении. Специалисты из госорганов имели возможность перенять зарубежный опыт на семинарах в Швеции и Англии. И многие из почерпнутых моментов нашли отражение в указе. Например, впервые введен контрольный список вопросов (чек-лист) – перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством", - говорит В.Фадеев. Владимир Карягин с радостью дополняет, что в новом указе использован ряд предложений из Национальной платформы бизнеса Беларуси, которую подготовили независимые экономисты и юристы.

Чем хорош указ?

Как говорится в комментарии пресс-службы президента, проанонсировавшей выход указа, документ "направлен на сокращение числа проверок, исключению дублирующих полномочий контролирующих органов, созданию гибкой, прозрачной и необременительной для бизнеса системы контроля, которая не подавляет деловую инициативу в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях". Валерий Фадеев называет принятый указ "прогрессивным документом, направленный на существенную либерализацию контрольной деятельности". "Мы впервые получили системный перечень контрольных органов и сферы их компетенции", - отмечает эксперт.

Действительно установлен единый порядок осуществления контрольной и надзорной деятельности. Впервые определен перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля. Наибольшая ответственность отведена налоговикам, Минфину, МЧС, МВД. Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.

Важное значение для оживления деловой активности должен сыграть запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных фирм в течение двух лет со дня их госрегистрации.

Предусмотрено освобождение субъектов хозяйствования от административной ответственности в случае незначительности совершенных нарушений. Так, не являются административными правонарушениями неуплата налогов в размере не более 1% от исчисленных плательщиком. За такую помарку штрафовать не будут, но при условии, что ее устранят, а вред возместят в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки.

Планирование будет публичным

В пресс-службе президента утверждают, что процесс планирования проверок перестанет быть сугубо внутренней, конфиденциальной процедурой контролирующих органов, станет открытым для субъектов хозяйствования. О графиках плановых проверок будут заранее уведомлять и соответствующую информацию размещать на специальном сайте в интернете.

Кроме того, количество дней, которое проверка может провести на предприятии, по новому указу ограничено. Так срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей - 15 рабочих дней.

Координация всех плановых проверок возложена на Комитет госконтроля. Как следствие, в течение одного года одну фирму могут проверить по плану только раз, и, если вопросы есть у нескольких органов, проверка должна быть совместной.

Указом ограничено проведение рейдовых проверок, которые в настоящее время проводятся на любой территории, в отношении любого субъекта и по любым вопросам.
Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли 'Форекс Клуб'
Партнер рубрики -
Международная Академия
Биржевой Торговли
"Форекс Клуб"
Согласно новому механизму такие проверки могут быть назначены только отдельными органами и только по уже имеющейся информации о нарушении. Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции КГК, МНС, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при президенте Беларуси, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Нацбанком, подразделениями Государственной автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций. Проведение проверок без указания конкретного субъекта возможно только на автомобильных дорогах, на торговых местах и в палатках, расположенных на рынках, а также на объектах строительства, но не чаще одного раза в месяц на одной и той же территории.

Группы риска и правоприменительная практика

Наиболее революционное и основополагающее положение указа состоит в том, что власти отказывается от тотального контроля и переходят к контролю по так называемым группам риска. Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества. Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, будут проверяться не чаще одного раза в год, к средней - не чаще одного раза в 3 года, к низкой - не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе - не ранее чем через 5 лет.

Так, к примеру, к высокой группе риска относится "наличие двух и более случаев в календарном году непредставления, несвоевременного представления налоговой отчетности", "невыполнение в календарном году госзаказа" или "основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития, нормативов государственных социальных стандартов". С другой стороны, контролер вправе моментально заинтересоваться компанией, "если стоимость экспорта по данным таможенных деклараций превышает сумму выручки от реализации по данным налоговых деклараций", или "суммы займов и кредитов, полученных из-за пределов Республики Беларусь, значительно превышают сумму выручки проверяемого субъекта". Валерий Фадеев не согласен с некоторыми из этих критериев. "Если человек 2 раза в год на 1 день опоздал с подачей декларации, то что это уже высокая степень риска? Или возьмем выполнение госзаказа. Если сам заказчик опоздал (а это часто случается) с предоставлением информации, то как будет трактоваться этот пункт? Сразу высокая степень риска?", - задается вопросами эксперт. "Розничная торговля почему-то отнесена в группу с высокой степенью риска. А это сфера, в которой активнее всего задействован малый бизнес", - негодует председатель СЮЛ "Республиканская конфедерация предпринимательства" Виктор Маргелов. Председатель Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александр Калинин в интервью БЕЛТА отметил, что отнесение предприятий к группам риска в республике вводится впервые и поэтому возможны "элементы субъективных подходов". "Поэтому и надо посмотреть, какой будет правоприменительная практика. Если всех отнести одним махом к высокой группе риска, эффекта не будет от этого", - сказал А. Калинин.

Контролеры будут держать ответ

Важно отметить, что в указе прописаны права проверяемых. Правда, проверять по-прежнему могут все: в списке контролирующих органов значатся все надзорные инстанции, которые осуществляли контроль и раньше. Валерий Фадеев согласен с тем, что "контролирующих органов все равно осталось очень много". "Они обладают перекрестными полномочиями. Ведомственный контроль остался, однако непонятно что он будет проверять, если есть налоговая, санэпидемстанция, пожарники и так далее. То есть здесь еще достаточно вопросов", - отмечает эксперт.

С другой стороны, за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение, усилена ответственность должностных лиц контролирующих органов. За необоснованную проверку чиновников будут не только штрафовать, но могут даже лишить должности. А если суд докажет корыстные или личные мотивы, по которым была отправлена проверка, то чиновника могут привлечь к уголовной ответственности. Сама же проверка в этом случае признается незаконной. Валерий Фадеев подчеркнул, что "в документе предусматривается штраф для должностных лиц, совершивших незаконную проверку, в размере от 20 до 100 базовых величин. Я думаю, этот фактор будет отбивать у контролеров желание превышать свои служебные полномочия".

…Судя по объему указа и его приложений, бизнес останется под пристальным оком контролирующих инстанций. Вероятно, уже не будет массовых перекрестных проверок. При этом, как отмечают эксперты, возможностей придраться у контролирующихся организаций меньше не стало.





 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мнению ряда независимых экспертов это документ является прогрессивным в сфере проверок
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика