В ближайшее время правительство должно внести на рассмотрение президенту доработанный проект указа «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступит в силу с 2010 года. В сентябре Александр Лукашенко отправил этот документ на доработку, поручив «максимально сократить» перечень лицензируемых видов. По имеющимся сведениям, поставлена задача отменить 23 вида из нынешних 53-х, что сократит количество выдаваемых лицензий почти на 70%.
Администрация vs Совмин
Подготовка ожидаемого бизнесом документа наглядно показывает, насколько трудно дается либерализация чиновникам и с какой неохотой они расстаются со своей вотчиной.
Проект, который готовился в правительстве больше полугода, вызвал резкую критику со стороны Администрации президента. «Белорусские новости» располагают текстом докладной записки, которая была направлена Лукашенко в сентябре. В ней тональность оценок и выводов о проделанной Совмином работе едва ли уступает заявлениям либеральных экономистов. Авторы докладной считают, что разработанный правительством проект указа принципиально не решал главной проблемы — «излишней, порой искусственно созданной, надуманной заорганизованности в хозяйственной деятельности» и направлен на сохранение «огромной чиновничьей армии, занятой исключительно выдачей лицензий».
В докладной говорится, что перечень лицензируемых видов деятельности за время разработки проекта значительно не сократился. Так, сегодня лицензируется 53 вида деятельности, которые включают в себя 331 составляющую работу и услугу. Проект, который представило правительство, предлагал исключить с 1 января 2010 года лишь 8 видов деятельности и 55 работ и услуг (соответственно 15,1% и 16,6% от лицензируемых сегодня).
Авторы записки президенту отмечали: в ходе работы над проектом указа, когда прошла информация о предполагаемом исключении розничной торговли из списка лицензируемых, каких только «весомых» доводов не приводилось в пользу сохранения лицензий на этот вид деятельности, особенно со стороны местных властей. И все они, по их словам, заканчивались одним: «А куда мы потом пойдем работать?». «То есть в основе спора лежали не государственные, а меркантильные интересы, связанные с сокращением чиновничьего аппарата», — делают вывод чиновники Администрации.
Кроме того, по отдельным лицензионным требованиям подготовленный Совмином проект не только не упрощал законодательство, но и усложнял и ужесточал его. В частности, оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами, по мнению Администрации, обременена лицензионными условиями настолько, что предпринимательство в этой сфере будет открыто только для избранных: «500 тыс. евро уставный фонд, 5 лет работы в торговле, АЗС должны находиться в собственности (непонятно, почему нельзя арендовать), З года стажа работы в сфере производства и реализации нефтепродуктов и так далее. То есть данный рынок будет фактически закрыт для начинающих бизнесменов. Хотя в Европе, Америке это направление считается чуть ли не семейным бизнесом».
Авторы записки ставят вопросы, которые давно поднимает перед правительством и бизнес-сообщество. Например, зачем получать лицензии, если есть другие виды регулирования и контроля со стороны государства. Так, отмену лицензирования деятельности по переработке, консервированию рыбы и морепродуктов Совмин предлагает перенести на 2012 год. В Администрации полагают, что достаточно контроля безопасности жизни и здоровья граждан в области производства продовольственного сырья и пищевых продуктов. Именно по этой причине сегодня не требуется получать лицензии на переработку и консервирование мясной, молочной, овощной продукции.
Кроме того, отмечают авторы докладной, сегодня никто толком не может обосновать необходимость получения лицензии на архитектурные решения, на кровельные и многие другие виды работ, что вызывает у иностранных специалистов недоумение. В качестве примера приводится недавно состоявшаяся в Администрации встреча с руководством латвийского строительного концерна, у которого «вызвал недопонимание» вопрос о том, есть ли в Латвии лицензии в строительстве. «Они считают, что главной лицензией должна быть профессиональная подготовка строителей, подтвержденная дипломом, свидетельством. Критерием оценки любой выполненной работы должна стать не лицензия, а качество. В противном случае лицензия становится профанацией, а качество уходит на второй план».
Масса надуманных, не подлежащих здравому смыслу требований заложено в перечень лицензируемых видов деятельности со стороны Министерства по чрезвычайным ситуациям, считают в Администрации. Также там не согласны с тем, чтобы сохранить лицензии на оказание юридических услуг, поскольку лицензионные требования дублируют то, что уже предусмотрено законодательством.
Кроме того, представленный Совмином проект содержал норму, не исключающую возможности коррупционных проявлений, говорится в докладной. Так, Государственному таможенному комитету предоставляется право индивидуально сокращать перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензии.
Что планируется отменить
Совмину поручено учесть предложения президентской Администрации в доработанном проекте. Пока можно сказать определенно, что будут отменены лицензии на следующие виды деятельности:
—аудиторская деятельность —ведение охотничьего хозяйства —ведение рыболовного хозяйства —деятельность антикризисного управляющего —деятельность по заготовке и переработке древесины —распространение правовой информации —розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) —транспортно-экспедиционная деятельность —туристическая деятельность
Пока нет однозначного решения по следующим видам:
—адвокатская деятельность —геодезическая и картографическая деятельность —деятельность в области авиации —деятельность по заготовке лома и отходов черных и цветных металлов —деятельность по организации и проведению интерактивных игр —деятельность связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества —деятельность, связанная со сбором и распространением информации (в том числе в интернете) о физических лицах с целью их знакомства —издательская деятельность —лотерейная деятельность —оказание юридических услуг —переработка, консервирование рыбы и морепродуктов (с 2012 года) —полиграфическая деятельность —проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей —частная нотариальная деятельность
В «старом» проекте Совмина госорганы не согласились или согласились частично на отмену лицензий по данным видам. Однако в доработанном варианте им, видимо, все-таки придется «сдать» свои лицензионные полномочия. Узнаем об этом уже скоро.
***
По данным исследования деловой среды Международной финансовой корпорации, лицензированием в Беларуси охвачено 75% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей и более 90% средних предприятий. Основная масса лицензий приходится на розничную торговлю (включая алкогольные напитки и табачные изделия). Ими охвачено 32% малых и средних предприятий, а также 81% ИП. Впрочем, данный вид лицензии государство не отменяет. Это планируется сделать только для тех, кто не торгует алкоголем и сигаретами.
Согласно опросу, лишь 42% малых предприятий и ИП и 53% средних верит в то, что объявленная в начале года либерализация экономики приведет к сокращению списка лицензируемых видов.
К примеру, решили не продлевать свою лицензию в ожидании ее отмены только 15% малых предприятий. Учитывая, что подготовка документа длится год, а определенной информации в это время не было, их оптимизму можно только позавидовать.
Подготовка ожидаемого бизнесом документа наглядно показывает, насколько трудно дается либерализация чиновникам и с какой неохотой они расстаются со своей вотчиной...