Российская сторона конкретизировала свою позицию относительно поставок сырой нефти в Беларусь. 2 декабря глава Министерства энергетики России Сергей Шматко в ходе правительственного часа в Госдуме предложил Беларуси допустить российский капитал в предприятия белорусской нефтяной инфраструктуры в обмен на сохранение льготного режима поставок нефти.
Он напомнил, что в настоящее время существует особый льготный режим поставок нефти из России в Беларусь. «У нас разработано отраслевое предложение белорусским нефтяникам, которое связано с тем, что продолжение льготного режима будет связано с вхождением российской компании в нефтяную инфраструктуру на территории Беларуси», — сказал Шматко.
Это заявление можно расценивать как своеобразный ультиматум со стороны России. Российская сторона никогда не скрывала своего интереса к белорусским предприятиям нефтяной отрасли. В частности, участие «Лукойла» и «Роснефти» в приватизации ОАО «Нафтан» в числе прочих вопросов обсуждалось осенью во время переговоров премьеров Сергея Сидорского и Владимира Путина в Москве по программе расширения сотрудничества в области ТЭК между двумя странами.
Однако белорусская сторона по-прежнему не спешит допускать российский капитал к приватизации «фамильного серебра», просчитывая свою выгоду от разных вариантов сделок. Тем более в рамках Таможенного союза Беларусь рассчитывает и вовсе освободиться от уплаты таможенной пошлины на нефть, и перейти к разделу пошлин на нефтепродукты.
Пока Беларусь согласовала с Россией возможность пролонгации действующих условий поставок нефти до 1 июля 2010 года. Вместе с тем и у России есть свои интересы, которые, в том числе, заключаются и в ускорении процесса допуска российского капитала к белорусской нефтепереработке. Тем более протокол, продляющий на первое полугодие 2010 года действующие условия поставки российской нефти в Беларусь, российская сторона, по информации Минэкономики, еще не подписала.
«Этого следовало ожидать, — считает экономист Леонид Заико. — Беларусь осталась последней страной на постсоветской территории с массированной государственной собственностью, где еще не укрепился российский капитал».
Вместе с тем эксперт не расценивает заявление министра энергетики России как ультиматум: «Если Беларусь входит в Таможенный союз, то естественно при создании единого экономического пространства должен быть трансферт собственности. Смысл Таможенного союза в том, чтобы создавались мощные сильные промышленные группы, ассоциации и сети производителей разной продукции».
При допуске российского капитала к белорусской нефтепереработке основная проблема — «как распределить собственность, в какой пропорции. Но при этом нет смысла торговаться по поводу стоимости. Торговаться надо иначе. Вам — перерабатывающая инфрастурктура, а нам — пакеты собственности добывающих компаний. И это не бартер, а вертикальная интеграция. Просто так продавать объекты глупо. Ну, продали, а что дальше? Другое дело — создание таких интеграций. Думаю, Беларуси необходимо разрабатывать формулы наиболее эффективных вертикальных интеграций с Россией».
Помимо отечественных НПЗ, Россия проявляет интерес и к белорусским нефтепроводам. В частности, по нефтепроводу «Дружба» через Беларусь ежегодно поставляется порядка 80 млн. тонн нефти, включая более 20 млн. тонн для потребностей страны. В начале ноября президент «Транснефти» Николай Токарев и руководитель «Белнефтехима» Валерий Казакевич обсуждали вопросы увеличения объемов транзита российской нефти через территорию Беларуси.
А в середине ноября стало известно, что «Гомельтранснефть «Дружба» и Новополоцкое предприятие по транспорту нефти «Дружба» должны быть акционированы до конца текущего года. Не исключено, что впоследствии и сюда войдет российский капитал.
«Интерес к нефтепроводам у россиян есть, — отмечает Л.Заико, — но нет лишних денег. Российские корпорации не могут успешно играть на рынке прямых инвестиций. Сейчас им выгоднее вкладывать в добычу сырья и ресурсов в России, чем искать какие-то приложения в Беларуси».
Тем не менее, в плане мероприятий о сотрудничестве Беларуси и России в сфере энергетики транзит нефти — одна из основных тем. Пока Беларусь не озвучивала планы относительно своих нефтепроводов, зато предложила России совместное строительство нефтепродуктопровода Новополоцк — Усть-Луга (Ленинградская область).
Как ранее заявлял заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Бронислав Сивый, реализация данного проекта позволит удешевить транспортировку вырабатываемых в Беларуси нефтепродуктов из российской нефти за счет исключения затрат на железнодорожный транспорт.
Ориентировочная мощность нефтепродуктопровода — около 2-3 млн. тонн нефти в год. Участие в проекте уже предложено российским компаниям «Лукойл» и «Роснефть».
Однако белорусская сторона по-прежнему не спешит допускать российский капитал к приватизации «фамильного серебра», просчитывая свою выгоду от разных вариантов...