"100 дорог": Крестики-нолики. 21.by

"100 дорог": Крестики-нолики

07.12.2009 21:16 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Буквально на днях истек срок действия патента за номером 1340 на изделие, ставшее настоящим белорусским бестселлером. За пять лет оно разошлось тиражом в 2,5 миллиона экземпляров и заслужило славу самого успешного и полезного внедрения в области гигиены и санитарии.

Об отечественном "Нолике" писали российские газеты, а пассажиры поездов – благодарственные письма железнодорожникам. Апофеозом стала никому не известная ода в честь белорусского картонного сидения для унитаза. Ода не была опубликована ввиду наличия в ней нецензурной лексики, однако это не отменяет факт ее существования.

Бумага, ножницы, картон

Снискать славу кореличскому изобретателю Николаю Вырко удалось за счет двухмиллиметровой картонной основы. В 2004 году одноразовые сидения для унитаза были уже не в новинку.



О том, что среднестатистическому человеку сложно справить нужду на высоких скоростях, догадывались американцы, немцы и русские. Для минимизации личных промахов пассажиров предлагались различные мудреные изделия, включая оригинальные изобретения, которые позволяли женщинам справлять легкую нужду стоя. Но в белорусских поездах импортные предметы не прижились. В погоне за удобством и охраной окружающей среды многочисленные изобретатели сделали ставку на тонкую бумагу и целлофан. Первая не выдерживала постсоветского напора и рвалась, а скроенный на импортный лад целлофан не подошел по размеру. В результате коммерческая ниша оказалась пуста, и ее поспешил заполнить белорусский изобретатель. В продаже картонный "Нолик" появился в начале 2005 года. За счет плотной основы и продуманного крепления одноразовое сидение снискало популярность среди пассажиров. Оно продавалось отдельно, включалось в стоимость билета и даже было предметом спекуляции на привокзальных площадях. При этом наибольшим спросом "Нолик" пользовался у женщин. Сильная половина человечества взирала на изобретение с пренебрежением, полагаясь исключительно на ловкость рук и боксерскую стойку.

Полезное изобретение имени Вырко породило массовую дорожную культуру. Вместе с "нулевыми" пакетами в поездах появились емкости для "Нолика", а проводницы стали реже заглядывать в сортиры с тряпкой и совком. В борьбе за права потребителей "Нолик" служил знаменем, поводом для громких скандалов и журналистских расследований. Последнее из них пыталось найти ответ на вопрос, почему пассажирам не додают картонные сидения. Все это говорит о популярности изобретения Николая Вырко и его значимости на постсоветском пространстве.

Равно как и женские прокладки, "Нолик" нашел применение в довольно неожиданных сферах жизни и творчества. Белорусский "ноль" обрамлял картины, защищал пятую точку от росы и помогал при покраске автомобилей.

Чистый воздух

Теперь же полезное изобретение за именем изобретателя может кануть в Лету. Продлевать патент Николай Вырко, скорее всего, не будет. Говорит, что монопольные права на "Нолик" можно пролонгировать максимум еще на два года. Но ввязываться ради этого в бюрократические процедуры не имеет смысла. Дескать, антимонопольное законодательство не позволяет сделать из нуля настоящий бизнес.

Сколотить капитал за счет массового изделия Николаю Вырко, по всей видимости, не удалось. О "нулевых" доходах Николай скромно умалчивает.

Сейчас изобретатель "Нолика" возглавляет предприятие "Вивако" по производству вентиляционных систем. Новаторскими изобретениями в цехах пока не пахнет. Но отбоя от клиентов нет, а фирма регулярно радует учредителей пусть и небольшими, но ощутимыми дивидендами. В списке клиентов "Вивако" крупные столичные фирмы и монтажные организации. По словам Вырко, вентиляционные трубы – золотая жила, особенно в эпоху небоскребов и ледовых дворцов. Увы, серьезная конкуренция не позволяет кореличской фирме заработать на свежем воздухе миллиарды. Скромные по современным меркам объемы производства вынуждают компанию ютиться в бывшем здании местной сельхозтехники. Николай Вырко шутит, что за счет аренды небольшого помещения кормится десяток работников организации.















Средняя заработная плата на местных государственных предприятиях составляет 300-400 тысяч рублей. На "Вивако" рабочие получают чуть ли не в два раза больше. Работают в несколько смен в зависимости от графика отгрузки и заказов. За месяц через четыре десятка рабочих рук проходит несколько тонн импортного металла. Поддерживать отечественных металлургов Вырко пока не спешит. Говорит, что качество металлического листа не отвечает требованиям технологов. Заказчики же требуют от "Вивако" исполнения всех норм и стандартов.

Производственный крест

Проходя мимо внушительной кучи металлических отходов, Николай сетует на несовершенство производственных инструкций и цен, по которым металл сдается государству. От закупочной цены стоимость лома отличается в двадцать раз.



















– Оно и понятно, что цена должна быть ниже. Это ведь отходы. Но не в двадцать раз. Я бы понял, если бы разница была меньше. А так сдавать металл совсем не выгодно. Мы думали, каким образом пустить отходы в дальнейшее производство, но пока готового решения нет. Переплавку мы не осилим, а производить что-то из отходов выходит дороже. Да и объем отходов пока небольшой. Из 30 тонн металла мы теряем на отходах около тонны, – рассказывает Вырко.

Минимизировать потери можно за счет мастерства рабочих и внедрения в стране единых стандартов на вентиляционные системы. Увы, пока Беларусь далека от экологических стандартов для воздуха Европы и Америки. Каждый новый заказ таит в себе уникальный подход и размеры. Даже крупные стройки отличаются необычными чертежами и требованиями. Именно поэтому кореличскому предприятию приходится изворачиваться и экспериментировать. Благо от работы Вырко и компании зависит обеспеченность страны кондиционерами и современными системами для обогрева и вентиляции. В пику конкурентам предприниматель готов предложить уникальные технологии по сгибу металла и его плазменной резке. Вырко уверен, что через несколько лет "Вивако" обязательно вырастет. Будучи философом по образованию, Николай считает, что кризис не может длиться вечно, а успех приходит, когда его ждешь меньше всего.

От карьеры изобретателя Николай отказываться не собирается. Может, не пришло время для новых патентов. Но ради памяти своего отца – известного изобретателя – Николай Вырко готов работать и предлагать новые идеи.

Вряд ли они повторят успех "Нолика", который появился в свое время и на своем месте, но шанс на громкое изобретение у предпринимателя есть.

– Бизнесменом не может стать каждый, кто только захочет. Должна быть способность и желание работать.

Рабочий день изобретателя начинается в 8 утра и заканчивается ближе к полуночи. Все это время Николай решает вопросы с поиском заказов, составлением смет и отгрузкой готовой продукции. Дополнительно – думает о закупке нового оборудования. Не исключено, что к прогрессивным и дорогим инструментам присоединятся другие, которые позволят выполнять сложные и уникальные для Беларуси заказы. В этом случае творчество кореличского гения сможет заслужить еще одну стихотворную оду. Быть может, ее даже опубликуют…

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

Фото "100 дорог": Сервис по-белорусски

Видео "100 дорог": Сложная работа изнутри

"100 дорог": Часовня, ткацкий станок и скрипка Страдивари

Генеральный партнер проекта

ИП "Велком" (торговые марки velcom и ПРИВЕТ) – первый оператор сотовой связи стандарта GSM в Беларуси. С ноября 2007 года компания входит в состав mobilkom austria group – одного из самых успешных телекоммуникационных холдингов Европы. Вместе с нашими клиентами мы движемся вперед, чтобы делать жизнь людей лучше, предлагая передовые услуги связи.

Технический партнер проекта


 
СП ЗАО "ЮНИСОН" - единственный производитель легковых и специальных автомобилей в Беларуси. Компания производит маршрутные такси и медицинскую технику на базе автомобилей "Газель", "Рено", "Форд" и других. Подробности на сайте www.unison.by.
 
Легковой автомобиль Samand, который выпускается СП ЗАО "ЮНИСОН", отличается экономичностью, надежностью, легким и комфортным управлением. В своем классе Samand - это сбалансированное решение с точки зрения безопасности, комфорта и стоимости. Подробности на сайте www.samand.by.

Партнер проекта

Шинный центр "Мастер" - профессионал на рынке шин для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Мы не только продаем шины ведущих мировых производителей, но и предлагаем сервисное обслуживание шин. Главные принципы работы: удобство клиента, широкий ассортимент и безупречное качество сервиса.


 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Корреспондент ET CETERA встретился с изобретателем самого популярного гигиенического предмета последней пятилетки
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика