По просьбе БелаПАН белорусские эксперты прокомментировали растиражированную в СМИ позицию России по вопросам поставок нефти в Беларусь.
9 января анонимный российский эксперт в нефтяной сфере заявил, что РФ готова беспошлинно поставить 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления, что принесет Минску выгоду в размере 1,8 млрд. долларов в год. По его словам, Беларусь может лишиться льгот, если будет затягивать переговоры. В то же время Минск просит увеличить беспошлинные поставки нефти до 30 млн. тонн и обещает в ином случае повысить пошлины на транзит нефти с 3,9 до 45 долларов за тонну. Эксперт также заявил о наличии "массы посредников" на белорусском нефтяном рынке, работа которых невозможна без глубоких связей с властями.
"Задача этой информационной кампании, которая только начинается, — показать, что режим в Беларуси печется больше о своих карманах, чем о социальной ориентации", — заявил экономист Ярослав Романчук. По его мнению, Минск тоже пойдет в атаку и "будет обвинять нефтяные компании, Сечина, Путина в срыве интеграционных соглашений".
"Беларусь не хочет отказываться от ренты, получаемой от переработки нефти и продажи нефтепродуктов в Европу, а также отходить от принципа, что эта сфера должна быть только в руках государства", — сказал Романчук.
По его словам, переговоры похожи на "карточную игру по понятиям". "Сейчас российские картежники решили вести свою игру. Думаю, нас ждет горячая перебранка. Со стороны Беларуси могут последовать угрозы повысить тарифы на транзит энергоносителей, выйти или объявить мораторий на участие в Таможенном союзе", — считает Романчук.
Эксперт прогнозирует подписание нефтяного соглашения в январе, однако, по его словам, не исключено, что конфликт затянется либо проявится в смежных сферах, к примеру, в вопросе приватизации "Нафтана" и "Полимира".
Экономический обозреватель Татьяна Маненок обратила внимание на то, что среди "массы посредников" российская сторона назвала два белорусских НПЗ и ПО "Белоруснефть", которые сами закупают и перерабатывают нефть. "Если белорусские НПЗ можно называть посредниками, то кто в таком случае не посредник?" — сказала Маненок.
По ее словам, в разные годы существовали различные механизмы привлечения на рынок российских нефтяных компаний. "Сейчас рынок отрегулирован. Эффективно могут работать те российские компании, которые имеют здесь сеть реализации. <…> Да, были какие-то компании, которым правительство дало возможность закупать и зарабатывать. Но в последнее время, особенно после кризиса, когда изменилась ситуация на мировом рынке, нефтяной бизнес перестал быть привлекательным. Многие свернули эту деятельность", — отметила обозреватель.
Она напомнила о существовании системы госсубсидий, которую создало правительство для привлечения российских компаний, и порой доходов от пошлин не хватало для выплаты этих субсидий.
По мнению Маненок, когда нет четких договоренностей, каждая сторона "ищет какие-то болевые точки в этих схемах, желая ускорить принятие решений в нужном для себя русле". "Найти решение будет проблематично, — считает она. — Россия, помня о том, что Беларусь не делилась прибылью от экспорта нефтепродуктов, жестко настаивает на механизме, который, в принципе, абсолютно логичен: "отсечь" беспошлинные поставки для внутреннего рынка, а остальное — с пошлиной".
Однако, по мнению эксперта, "реализовать это будет чрезвычайно сложно, тем более это потребует больше издержек для белорусского бюджета, чтобы сохранить объемы переработки".
Как считает Маненок, белорусской стороне есть смысл торговаться с Россией для увеличения объема беспошлинных поставок нефти.
Угрозу белорусской стороны в 11,5 раза увеличить пошлину на транзит нефти она назвала "нецивилизованным подходом". "Такие вещи надо аргументировать. Тем не менее Беларусь в течение многих лет не повышала тарифы, и, если будут меняться правила игры, у белорусской стороны есть основания повысить стоимость транзита. Но это палка о двух концах: тарифы будут закладываться в цену нефти", — сказала эксперт.
Переговоры похожи на "карточную игру по понятиям". "Нас ждет горячая перебранка. Со стороны Беларуси могут последовать угрозы повысить тарифы на транзит..."