Методы меняются. 21.by

Методы меняются

01.02.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Григорий ВАСИЛЕВИЧ: прокуратура апробирует новые методы в борьбе с коррупцией.Усилить надзор за деятельностью контролирующих органов, а также испробовать новые меры борьбы с коррупцией намерена в текущем году Генеральная прокуратура Республики Беларусь.Об этом в ходе отчетной пресс-конференции 20 января сообщил генеральный прокурор Республики Беларусь Григорий Василевич.

Эта сфера деятельности, по его словам, до сих пор является проблемной: "У нас широкий спектр контролирующих органов. При осуществлении своей деятельности они не столько должны рапортовать о выявленных нарушениях, сколько стремиться к тому, чтобы эти нарушения не были допущены".

По словам Г. Василевича, важной задачей на сегодняшний день является усиление ведомственного и вневедомственного контроля. Реализации этой задачи прокуратура будет всячески содействовать. "На протяжении двух лет мы сделали все для того, чтобы органы местного управления повернулись лицом к решению вопросов предупреждения правонарушений. Тем более что обеспечение законности и правопорядка на подведомственной территории - это их прямая задача", - подчеркнул Г. Василевич.

Пока же, отметил генпрокурор, на заседаниях местных исполкомов и администраций эти вопросы рассматриваются крайне редко, а в отчетах и аналитических материалах о состоянии дел на местах проявляются "формализм и бюрократизм".

Коррупционеров - на полиграф.

Признал Г. Василевич и наличие проблем в работе по предупреждению коррупционных преступлений. В 2009 году их было выявлено 3.366 (1.746 лиц, совершивших преступления). Это на 23,1% больше, чем в 2008 году. В результате государству был нанесен ущерб на сумму 53 млрд. BYR. Однако благодаря наложенным арестам на имущество, отметил генпрокурор, ущерб будет возмещен практически полностью.

По мнению Г. Василевича, уголовно-правовые меры должны быть сегодня дополнены мерами превентивного характера, в том числе на уровне подготовки нормативно-правовых актов (НПА), которые исключали бы волюнтаризм должностных лиц, их субъективизм, возможность манипуляций и т. д. Кроме того, эти НПА не должны содержать в себе "неопределенность и пробелы". Однако хорошая и качественная антикоррупционная экспертиза НПА, по словам Г. Василевича, пока еще проводится "где-то на дальних подступах".

Помимо качественного законодательства, улучшить ситуацию, по мнению Г. Василевича, должен подбор кадров: "Можно, например, внедрять экзотические методы, например, время от времени проводить исследование должностных лиц на полиграфе".

Также необходимо, по мнению главы прокуратуры, повысить роль юридических служб в министерствах и на предприятиях, которые в обязательном порядке визировали бы контракты на крупные суммы.

Наиболее неблагоприятными с точки зрения коррупционной составляющей являются те отрасли хозяйствования, где фигурируют государственные деньги, - госзакупки оборудования и т. д. По словам Г. Василевича, здесь доминируют сфера промышленности, предприятия Минсельхозпрода, Минторга, Минстройархитектуры.

Однако уже в 2010 году прокуратура намерена приступить к реализации "разумных и эффективных" мер по предотвращению такого рода преступлений. "В декабре в ходе конференции мы провели массированную интеллектуальную атаку в этом направлении с участием практических работников, представителей МВД, КГБ, ученых. Теперь мы намерены перейти к реализации тех предложений, которые могут дать реальный эффект", - сообщил он.

Говоря о работе прокуратуры в целом, генпрокурор сообщил, что в 2009 году было проведено почти на 8% проверок меньше, чем в 2008 году, но при этом их эффективность стала значительно выше. "По моим оценкам, коэффициент полезного действия, то есть результативность проверок, выросла на 10-15%", - отметил он. Прежде всего, речь идет о последующем реагировании на акты прокурорского надзора: устранении нарушений, привлечении должностных лиц к ответственности.

На селе убивают чаще.

Особое внимание прокуратура уделяет предупреждению убийств. В 2009 году произошло сокращение их числа на 11,5%, в 2008 году - на 18,5%. "Это существенный результат, который во многом определен именно профилактической работой", - отметил генпрокурор. Однако, несмотря на высокую раскрываемость убийств (около 96%), 26 таких преступлений в 2009 году остались нераскрытыми (в 2008 году - 29).

По числу особо тяжких преступлений среди районов есть свои "лидеры". В 2009 году ими стали Борисовский (19 убийств), Минский район (19 убийств), Ленинский район г. Могилева (12 убийств). Немного улучшилась ситуация в Бобруйске - 9 убийств (19 - в 2008 году). "В этой связи мы предъявляем претензии не только к представителям местной власти, но и к работникам прокуратуры. Например, за ненадлежащее выполнение обязанностей от должности был освобожден прокурор Борисовского района", - сообщил Г. Василевич.

Также произошло существенное снижение числа преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (почти на 10%).

По данным прокуратуры, на сегодняшний день уровень преступности в городе и сельской местности существенно не отличается. Однако что касается убийств, то в сельской местности в расчете на 10 тыс. населения их совершается в 3 раза больше. Такое положение вещей, по словам генпрокурора, имеет социальные корни - пьянство, незанятость населения и т. д. По данным генпрокуратуры, только состоящих на учете лиц, страдающих алкогольной зависимостью, на сегодняшний день насчитывается 180 тыс. человек; 10 тыс. 200 человек состоят на наркологическом учете.

В целом - спад.

Ситуацию в сфере борьбы с наркоторговлей Г. Василевич охарактеризовал как стрельбу из пушек по воробьям: в поле зрения правоохранительных органов попадают в основном наркозависимые лица, занимающиеся сбытом небольших доз наркотиков. И несмотря на то, что количество наркотиков, поступающих в страну, с каждым годом снижается (в 2009 г. - 633 кг, в 2008 г. - 717 кг), существенные каналы их поступления до сих пор не выявлены.

В целом криминогенная ситуация в 2009 году, по словам генпрокурора, в стране улучшилась. Было совершено на 4,6% преступлений меньше (158.506), чем в 2008 году (151.293). В позапрошлом году удалось сократить преступность на 12,1% по сравнению с 2007 годом. Всего в 2009 году было совершено 151 тыс. преступлений.

На 5,1% сократилось число менее тяжких преступлений (со 119.392 до 113.256), не представляющих большой общественной опасности - на 4,3% (с 25.458 до 24.360). Число тяжких преступлений осталось на прежнем уровне (10.949 - в 2009 году, 10.946 - в 2008-м). Общее снижение преступности отмечалось во всех регионах, на транспорте и в войсках, за исключением г. Минска, где рост преступности составил 3,6%. Снизилась на 11,1% групповая преступность (с 11.914 до 10.586).

Количество разбойных нападений сократилось на 9,6% (на 30% в 2008 году), число грабежей уменьшилось на 15% (на 23% в 2008 году).

Несмотря на кризис, количество краж снизилось на 6% (в 2008 году - на 15%). При этом генпрокурор с сожалением отметил тот факт, что Республика Беларусь по сравнению с другими странами СНГ значительно отличается в худшую сторону по числу преступлений против собственности (61% преступлений от общего числа).

Раскрываемость преступлений составила почти 58%. "Однако мы предъявляем серьезные претензии к раскрываемости краж (подследственность ОВД), которая находится на очень низком уровне".

Во внесудебном порядке усилиями прокуратуры в 2009 году был возмещен ущерб на сумму более 158 млрд. BYR.

Статья 193 прим. сохраняется.

Традиционно генпрокурор напомнил о необходимости рациональной системы применения уголовного наказания. "Не всегда надо назначать лишение свободы. Тем более что государство несет дополнительные расходы по содержанию этих людей. Ряд преступлений я бы декриминализировал, в том числе за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, но с одновременным усилением административной ответственности", - отметил он.  Признал генпрокурор и наличие проблем с соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы. В частности, речь идет о необходимости обеспечения охраны здоровья этих лиц в рамках стандартов, предусмотренных международными документами. Есть также проблемы и с оперативно-розыскной деятельностью. "В ближайшее время мы попытаемся проанализировать законность и правовую основу проведения оперативно-следственных экспериментов, так как в связи с их проведением поступает очень много жалоб", - заметил генпрокурор.

Что касается обращения граждан в прокуратуру, то 15% из них признаны в 2009 году обоснованными. Из общего числа 44% - это жалобы на органы следствия и дознания (каждая пятая жалоба признана обоснованной). Почти на 40% в 2009 году увеличилось обращение в прокуратуру субъектов хозяйствования, из которых почти каждое второе удовлетворено.

Отвечая на вопрос о возможном инициировании прокуратурой отмены одиозной статьи 193I УК РБ "Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности", Г. Василевич сослался на отсутствие у прокуратуры права законодательной инициативы. "Прокуратура должна обеспечивать соблюдение действующего законодательства. Пока эта норма действует, ее надо исполнять... Если есть такой запрет на участие в незарегистрированных организациях, то правозащитники должны объяснять молодежи, что закон нарушать нельзя. С точки зрения Конституции я не считаю, что эта статья явно выпадает за пределы Основного Закона. Конечно, было бы лучше, если бы здесь была административная ответственность", - отметил генпрокурор.
 
Теги: Минск, Могилев
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Усилить надзор за деятельностью контролирующих органов, а также испробовать новые меры борьбы с коррупцией намерена в текущем году Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика