Хотели как лучше.... 21.by

Хотели как лучше...

08.02.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Нефть и газ всегда определяли отношения Беларуси и России.Нежелательное для Беларуси изменение положений контрактов - обычный итог жестких двусторонних конфликтов по условиям поставок в Беларусь российских энергоресурсов.Газ.

В 2004 году "Газпром" и "Белтрансгаз" не смогли прийти к соглашению по цене поставок и транзитным тарифам. В ходе переговоров Россия приостанавливала поставки газа в Беларусь 1 и 24 января. 18 февраля "Газпром" перекрыл транзит через Беларусь, в результате без газа остались Польша, страны Балтии, Восточная Германия и Калининградская область. Утром 19 февраля А. Лукашенко заявил о готовности подписать договор "на условиях Путина", в середине дня газовая блокада была снята.

Поставки газа были возобновлены. До весны 2004 года газ в Беларусь поставляли с согласия "Газпрома" независимые компании - "Итера", ТНК, "Транснафта".

Контракт с "Газпромом" был подписан позже. "Газпром" согласился продавать газ Минску по 46,68 USD/тыс. куб. м, но так и не получил долю в "Белтрансгазе".

***

30 июня 2006 года "Газпром" объявил о возможном повышении с 2007 года цены на газ для Беларуси до 200 USD/тыс. куб. м. Чтобы компенсировать скачок цен, Минску предложили продать 50% "Белтрансгаза" исходя из его оценки в 1,5-2 млрд. USD. А. Лукашенко заявил, что компания стоит 17 млрд. USD. "Газпром" пригрозил отключить поставки с 1 января 2007 года. 31 декабря 2006 года в 23.58 стороны заключили контракт на 2007-2011 годы о поставках по цене 100 USD/тыс. куб. м и покупке российской монополией половины "Белтрансгаза" за 2,5 млрд. USD.

Не исключено, что после завершения соглашения от 2006 года, рассчитанного на 4 года, в конце 2010 года на этапе подписания нового договора снова возникнут проблемы. Официально заявлено, что Беларусь хотела бы изменить и условия поставки природного газа уже в этом году.

Нефть.

12 декабря 2006 года Правительство РФ объявило об отмене с 2007 года льготного налогообложения экспорта нефти в Беларусь. Недовольство было вызвано тем, что Беларусь не выполняла соглашение от 12 мая 1995 года, согласно которому Минск должен был перечислять России часть выручки от экспорта нефтепродуктов, выработанных из российской нефти.

Переговоры по заключению нового контракта зашли в тупик. С 1 января 2007 года поставки нефти в Беларусь начали облагаться стопроцентной российской пошлиной (в то время - 180 USD/т).

В ответ на это 3 января 2007 года белорусская сторона объявила о введении с 1 января пошлины за транзит российской нефти по территории Беларуси в размере 45 USD/т. Вслед за этим 5 января Гомельская таможня составила протокол о правонарушении на президента "Транснефти" Семена Вайнштока в связи с транзитом нефти без декларирования и уплаты пошлин, вызвав его в суд.

8 января "Транснефть" остановила прокачку нефти, заявив, что с 6 января Беларусь начала незаконный отбор нефти из трубопровода "Дружба".

10 января после телефонного разговора В. Путина и А. Лукашенко Беларусь отменила пошлину на транзит нефти. 11 января "Транснефть" в полном объеме возобновила поставки по "Дружбе". Вслед за этим 12 января стороны подписали соглашение об условиях поставки нефти в Беларусь, которое действовало в течение 3 лет и предусматривало льготные условия поставки.

На поставки для внутреннего потребления была установлена нулевая пошлина.

Распределение доходов от экспорта нефтепродуктов из российской нефти осуществлялось в следующей пропорции: в 2007 году - 70 к 30% (в пользу России), в 2008 году - 80 к 20%, в 2009 году - 85 к 15%. Россия взимала причитающиеся ей доходы через механизм спецпошлины, которой облагались поставки нефти в Беларусь.

Нефтепродукты.

О необходимости принятия единой ставки экспортных пошлин на нефтепродукты в Москве заговорили в 1999 году. Однако Минск отчаянно сопротивлялся, понимая, что изменение правил игры на рынке нефтепродуктов может спровоцировать бегство российских нефтетрейдеров с белорусского рынка. До этого времени в Беларуси были нулевые ставки, что притягивало внимание российских поставщиков углеводородного сырья к белорусским НПЗ, выгодно расположенным вблизи европейских рынков.

Россияне предоставили убедительные аргументы в доказательство того, что из-за беспошлинного вывоза нефти в Беларусь российский бюджет ежегодно теряет до 70 млн. USD.

Точка в затянувшемся конфликте партнеров по Таможенному союзу была поставлена в начале 2004 года. В ходе состоявшихся 24-25 января в Москве переговоров российская сторона снова очень жестко потребовала от Минска ввести вывозные таможенные пошлины - в противном случае Россия заявила о готовности ввести таможенные пошлины на границе с Беларусью.

В результате Соглашение об унификации таможенных правил и единой таможенной системы в рамках Союза было подписано 29 января в Москве на заседании союзного правительства.

Для Минска это решение было вынужденным. Но выхода не было: либо вводить экспортные пошлины самостоятельно, либо российская сторона введет их на границе с союзной державой. Сторонам было известно о заранее подготовленном проекте указа президента РФ о введении вывозной таможенной пошлины на нефть, поставляемую в РБ, в размере 48 EUR/т.

Однако унифицированная пошлина продержалась недолго: белорусская сторона не отказалась от пошлин, но их уровень становился все ниже и ниже в сравнении с российскими. Благодаря этому Беларусь создала привлекательные условия для нефтепереработчиков, что позволяло хорошо зарабатывать и белорусскому государству.

Спор за "Запад-Транснефтепродукт".

В 2000 году обострился конфликт вокруг собственности на "Запад- Транснефтепродукт" - нефтепродуктопровода, по которому поставляются на экспорт российские нефтепродукты.

Россия настаивала на признании его своей собственностью, Беларусь считала трубу своей.

В июле 2002 года ВХС Беларуси по иску Минэкономики РБ отменил регистрацию ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт", которое было создано в 2000 году на базе Мозырского управления магистральных нефтепродуктопроводов. Его учредителем выступало ОАО "Юго-Запад Транснефтепродукт" - дочерняя структура ОАО "Транснефтепродукт".

Но хотя нефтепродуктопровод, проходящий по территории РБ, согласно белорусским правилам, перестал быть российской собственностью, он продолжал работать в прежнем режиме. Стороны договорились, что до разрешения спорных вопросов они не будут предпринимать каких-либо мер, препятствующих нормальной и бесперебойной эксплуатации этого комплекса.

Инспекция Министерства по налогам и сборам Мозыря предъявила иск частному предприятию "Запад-Транснефтепродукт" о взыскании с него более 26 млрд. BYR, "полученных от деятельности, осуществленной на основании неверных данных о регистрации предприятия".

Москва, требуя признать этот нефтепродуктопровод своей собственностью, отказывалась подписывать единый баланс топливно-энергетических ресурсов России и Беларуси на 2004 год.

Российские чиновники напрямую связывали подписание баланса с решением вопроса о собственности на трубопроводы "Транснефтепродукта", расположенные на территории Беларуси. Когда напряжение достигло пика, российская сторона заявила даже об ограничении поставок нефти в Беларусь.

Было заявлено: пока в пользу России не будет решен вопрос о собственности на магистральные нефтепродуктопроводы, проходящие по территории Беларуси, страна получит не 18 млн. т нефти, а всего лишь лишь 7 млн. т - исключительно для внутренних нужд экономики.

После того как в 2004 году Минск признал расположенную в Беларуси трубопроводную сеть "Транснефтепродукта" собственностью России, исчезла и проблема с подписанием нефтяного баланса, Москва согласилась поставить в 2004 году в Беларусь 18 млн. т нефти.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нежелательное для Беларуси изменение положений контрактов - обычный итог жестких двусторонних конфликтов по условиям поставок в Беларусь российских энергоресурсов.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика