Хроническая господдержка. 21.by

Хроническая господдержка

23.02.2010 14:55 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Государство вложило в село за 4 последних года более 21 трлн. BYR, однако ожидаемой отдачи не получило. Об этом заявил на заседании президиума Совмина вице-премьер белорусского правительства Иван Бамбиза.

По словам И. Бамбизы, организации должны были обеспечить рентабельность сельхозпроизводства на уровне не ниже 22-25%. А по факту получилось лишь 14,2%, что ниже уровня 2008 года на 4,5 процентного пункта. Рентабельность реализации продукции составила 4,2%, тогда как в 2008 году этот показатель был на уровне 6,3%.

"Реально по итогам 2009 года сумма чистой прибыли составила 1,4 трлн. BYR, или 86% к уровню 2008 года, в том числе от реализации продукции - 416 млрд. BYR, или 75% к уровню 2008 года", - сказал вице-премьер.

Сумма недополученных средств, из-за низкой сортности молока и чрезмерного расхода кормов составила 1 трлн. BYR.

Озвученные И. Бамбизой данные в очередной раз заставили задуматься над вопросом о целесообразности поддержки отечественного сельского хозяйства и ее эффективности.

Как отметила в беседе с корр. "БР" национальный корреспондент продовольственной организации при ООН (ФАО) в Республике Беларусь Ирина Казакев3ич, отечественному сельскому хозяйству, несомненно, нужна поддержка.

Но "дотировать нужно только те сферы, которые в будущем могут принести максимальный эффект государству", - уверена И. Казакевич.

Коллегу поддерживает и директор Института системных исследований в агропромышленном комплексе НАН Беларуси Валерий Бельский. По его мнению, окупаемость поддержки агрокомплекса крайне низка и ее следует повышать. Но для начала нужно разобраться, что не так в самой системе дотирования.

Кредит не позволяет развиваться.

Как отметил В. Бельский, довольно большую сумму составляют компенсации по кредитам сельхозорганизаций. И если в 2006 г. на удешевление, погашение кредитов и пополнение ресурсной базы банков из республиканского фонда поддержки сельхозпроизводителей было выделено 145,9 млрд. BYR, что составило 7,5% от суммы запланированных расходов, то в 2009 г. эти показатели достигли 819,2 млрд. BYR, или 33%.

В 2010 году расходы государства, запланированные на компенсацию потерь банков от выдачи льготных кредитов сельхозорганизациям, достигнут 867 млрд. BYR - такой показатель определен Указом № 25 "О направлениях и размерах использования в 2010 году средств государственного целевого бюджетного республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки" .

А совокупные расходы на льготирование процентов и возврат заемных средств из фонда поддержки составят 1.080 млрд. BYR, или 40,8% совокупного объема расходов (в 2010 году он определен в размере 2.645 млрд. BYR).

Кредитование агрокомплекса ложится тяжелым бременем и на сами сельхозорганизации. При существующих ставках на кредиты (даже льготных) реализация любого проекта становится убыточной. Например, если кредит пойдет на проект строительства молочнотоварной фермы на 800 голов расчетной стоимостью 30 млрд. BYR, выплаты процентов по льготному кредиту (ставка рефинансирования 13% плюс банковская маржа 1%) составят 4,2 млрд. BYR при стоимости товарного молока лишь 3,24 млрд. BYR.

По мнению эксперта, в связи с этим нужно срочно принять меры по снижению процентных ставок по кредитам.

Сильные выплывут сами.

Второй проблемой государственной поддержки села является необдуманное финансирование слабых хозяйств. При этом среди людей, ответственных за распределение поддержки, бытует мнение, что сильные организации могут работать самостоятельно.

Такой подход в распределении средств прослеживается на региональном уровне (именно региональные власти отвечают за распределение спущенных сверху денег). По данным на 2008 год (информацию за 2009 год еще не успели обработать), 14 районов получили менее 75% от расчетного объема средств, 22 района, наоборот, получили больше, чем причитается.

Первую группу составили достаточно успешные районы (Копыльский, Столинский, Дзержинский и др.). Среднегодовой удой от одной коровы в них составил около 4.600 кг, среднесуточный привес КРС - 567 г/гол., урожайность зерновых - 35 ц/га. Районы этой группы, получив около 10,3% общей суммы бюджетных средств, выделенных АПК, реализовали 13% зерна, 19% рапса, 20% сахарной свеклы, более 17% молока и мяса от общего объема по стране.

Вторая же группа районов, получив 18,3% бюджетной поддержки, обеспечила 14% реализации зерна и рапса, 3,6% - сахарной свеклы, 13% - молока и 9% - мяса в живом весе. Урожайность культур и продуктивность животных в районах данной группы в целом ниже среднереспубликанского уровня.

Текущий формат господдержки села ученые предлагают заменить на дотации за реализованную продукцию, которые можно использовать на закупку сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и племенного скота, строительство и реконструкцию животноводческих помещений под новые технологии содержания скота и т. д. - мероприятия, обеспечивающие реструктуризацию и модернизацию АПК.

Оппоненты данной идеи высказывают опасения, что дотации на реализованную продукцию противоречат требованиям ВТО и их внедрение может осложнить вступление нашей страны в эту организацию. Однако не только дотации на реализованную продукцию, но и льготирование закупок техники, процентных ставок, трансферты на строительство животноводческих объектов относятся к мерам "желтой корзины", оказывающим искажающее влияние на торговлю. ВТО их не запрещает, но требует их сокращения в течение 5 лет на 20%. На данный момент примерно две трети мер, предпринимаемых правительством для поддержки сельского хозяйства, можно отнести к "желтой корзине".

Реформы необходимы.

В конце 2009 года Всемирный банк подготовил доклад, посвященный конкурентоспособности сельского хозяйства Беларуси (см. "БР" № 50/2009). Его авторы отмечают, что рост поддержки сельского хозяйства в Беларуси происходит непропорционально росту производительности агрокомплекса. Авторы доклада соглашаются, что господдержка белорусскому агрокомплексу нужна, однако результаты этой поддержки могут быть неутешительными. Сельское хозяйство в Беларуси будет представлять собой большое количество в высокой степени неэффективных хозяйств, которые смогут выживать только за счет господдержки.

Кроме того, эксперты Всемирного банка отмечают, что значительная часть господдержки идет на субсидирование экспорта. Иными словами, Беларусь возмещает часть затрат зарубежных покупателей (в первую очередь россиян) на закупку своего продовольствия.

Всемирный банк предлагает повысить эффективность использования ресурсов посредством сокращения государственного контроля. Необходимо поддержать устойчивое развитие в сельском хозяйстве при помощи мер, которые вызывают меньше перекосов в экономическом состоянии предприятий, иными словами, приучить их к рынку. А часть ресурсов стоит направить на поддержку, "не связанную с производством".

Таким образом, возможности для повышения эффективности поддержки сельского хозяйства есть. Однако, несмотря на заверения властей о пересмотре политики дотирования сельского хозяйства, даже дрейфа в сторону каких-либо изменений пока не просматривается.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Государство вложило в село за 4 последних года более 21 трлн. BYR, однако ожидаемой отдачи не получило. Об этом заявил на заседании президиума Совмина вице-премьер белорусского правительства Иван Бамбиза.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика