Таможенный кодекс России, Беларуси и Казахстана кардинально пересмотрен не будет, стороны близки к утверждению таможенных пошлин, заявил в понедельник на заседании правительства в Астане вице-премьер правительства Казахстана Умирзак Шукеев.
"Некоторые должностные лица России и Беларуси выразили желание еще раз пересмотреть Таможенный кодекс. Мы до 1 июля следующего года обещали полностью закрыть южную границу, поэтому Таможенный кодекс остается в том виде, в каком он был в начале подписания, кардинальных изменений не будет", - сказал Шукеев, который вернулся накануне из Москвы, где принимал участие в заседании Комиссии Таможенного союза. Пакет документов о создании с 1 января 2010 года Таможенного союза подписали 27 ноября 2009 года в Минске президенты Беларуси, России и Казахстана Александр Лукашенко, Дмитрий Медведев и Нурсултан Назарбаев. Согласно договоренностям, с 1 января 2010 года вступил в силу единый таможенный тариф. Сам Таможенный союз будет запущен со вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Это произойдет 1 июля 2010 года. Шукеев напомнил, что Таможенный кодекс был подписан при условии, что в него будут внесены "определенные текущие изменения". "Пользуясь этим, некоторые чиновники, руководители министерств наших партнеров попытались ревизовать основные положения (кодекса), поскольку им показалось, что (в кодексе) больше учтены интересы Казахстана", - пояснил вице-премьер. По его словам, некоторые из представителей российской стороны "подсчитали возможный ущерб для бюджета России и попытались поменять фундаментальные понятия по единой таможенной территории". "Они предложили внести изменения - вместо единой таможенной территории дать определение, что единая таможенная территория состоит из таможенных территорий государств. Эта, казалось бы, такая простая формулировка, но за ней возникает некая "серая зона", которая означает, что даже при вступлении (в силу) Таможенного кодекса, остаются возможность установления таможенного контроля на границе (между странами участницами Таможенного союза)", - пояснил Шукеев. Он подчеркнул, что Казахстан выступил против такой формулировки. По его словам, позицию Казахстана о незыблемости подписанных соглашений по Таможенному союзу поддержали вице-премьер правительства России Игорь Шувалов и вице-премьер правительства Беларуси Андрей Кобяков. "Мы прямо сказали - что это попытка ревизии основных фундаментальных положений Таможенного кодекса, и мы будем твердо стоять на том, что с 1 июля 2011 года таможенный контроль и таможенное оформление на границах должны быть полностью сняты", - подчеркнул казахстанский вице-премьер. Шукеев отметил, что достигнута договоренность о том, что "кодекс изменять не будем, а внесем ряд технических поправок" "Мы очень близки к окончательному утверждению таможенных пошлин, что является самой сложной проблемой", - отметил он. Ранее глава Счетной палаты России Сергей Степашин заявлял, что у Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана очень серьезные проблемы по линии таможенных, налоговых и пограничных органов. А премьер Казахстана уже признавал несовершенство рамочного таможенного кодекса Таможенного союза, который разрабатывался казахстанской стороной, и предлагал его доработать. Вопрос распределения таможенных платежей между странами-участницами Таможенного союза - один из самых сложных. Россия "как самый емкий рынок" рассчитывала на большую часть поступлений - до 90% от взимаемых импортных пошлин. Что касается экспортных пошлин, то у Казахстана и Беларуси их мало, а Россия экспортирует более 300 товарных позиций, по которым взимаются вывозные пошлины. Механизм распределения таможенных платежей должен быть утвержден до 1 июля 2010 года. Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также план действий по его созданию были приняты 6 октября 2007 года в Душанбе главами государств Беларуси, России и Казахстана. Для обеспечения условий функционирования и развития союза был создан наднациональный регулирующий постоянно действующий орган - Комиссия Таможенного союза. Беларусь, Россия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 миллионов человек, обладают почти 83% экономического потенциала бывшего СССР, их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Таможенный союз - единая таможенная территория, в пределах которой во взаимной торговле действует единый таможенный тариф, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, кроме специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В отличие от зоны свободной торговли, в Таможенном союзе предусмотрена единая таможенно-тарифная и торговая политика в отношении стран, не входящих в союз. В связи с этим государствам-участникам Таможенного союза необходимо унифицировать свои торговые отношения с третьими странами. В настоящее время у России насчитывается около 120 базовых торговых договоров с другими странами, у Казахстана - 50, у Беларуси
Таможенный кодекс России, Беларуси и Казахстана кардинально пересмотрен не будет, стороны близки к утверждению таможенных пошлин, заявил в понедельник на заседании правительства в Астане вице-премьер правительства Казахстана Умирзак Шукеев.