Жизненные приоритеты от бизнес-леди
11.03.2010 22:03
—
Новости Экономики
|
О взгляде женщины-руководителя на экономический кризис, о принципах управления бизнесом и семьей «Ежедневнику» рассказала генеральный директор компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» Елена Шиенок.
– А какими были ваши первые шаги по карьерной лестнице? – Мои 4-й и 5-й курсы в инязе пришлись на 90-е годы – самый пик бизнес-активности Беларуси. Очень много иностранных компаний тогда приходило на белорусский рынок, и любой «инязовец» был очень востребован. Все где-то работали и подрабатывали. Я тоже работала в одной юридической фирме переводчиком уставных документов. Мне было безумно интересно, и это был мой первый опыт. Думаю, все в жизни не случайно происходит – все, что приобреталось тогда, потом в жизни пригодилось. – А на второе высшее образование пошли, почувствовав, что каких-то знаний все-таки не хватает? – Второе высшее получала, уже работая в теперешней своей компании. Будучи менеджером по нашим двум ключевым направлениям и отвечая еще за Калининградский регион в России, я пришла к выводу, что, хотя первое высшее образование, лингвистическое, – это очень хорошо, но экономических знаний все-таки не хватает. В итоге закончила успешно Высшую школу экономики и бизнеса, нынешний БГЭУ, факультет международных экономических отношений. И это мне было действительно нужно. – Много должностей и мест работы сменили за свою профессиональную жизнь до того, как стали генеральным директором представительства Saint-Gobain Isover Oy? – В конце 5-го курса мне сделали предложение прийти на работу на постоянной основе в ту юридическую фирму, где я подрабатывала переводчиком. Поэтому, еще не закончив учебу, я вынуждена была пойти на полный рабочий день. Моя первая официальная должность – референт-переводчик. Я выполняла и административные функции: занималась не только переводами контрактов, но и организацией конференций, встреч с иностранными партнерами. Это был очень активный период. Мне поступало много предложений от работодателей из других фирм. Пришлось выбирать. И хотя они все были действительно заманчивые, я все-таки выбрала ту компанию, в которой до сих пор работаю. Но когда я уходила с первой работы, мне сказали: «Если будет плохо, всегда возвращайся». – Бытует мнение, что для женщины-руководителя едва ли не самое главное – мужской характер и... стервозность. Это так? – Зачастую мы привыкли давать стереотипные оценки. Я считаю, что вообще нет однозначно женщины-руководителя или мужчины-руководителя. Есть понятие «управленец». Безусловно, некоторое отличие будет. Ведь по природе своей женщина – все-таки не разрушитель, она созидатель. И руководителем ей зачастую быть сложнее – по внутреннему своему состоянию она более мягкая. Я говорю, конечно, о большинстве. Наверное, должны были быть отдельные случаи, по которым и сложился стереотип: в женщине, чтобы добиться каких-то результатов, должна быть стервозность. В силу своей работы я знаю много деловых женщин – руководителей, партнеров по бизнесу. И неоднократно встречаясь, общаясь, ведя переговоры, я не могу никому дать такую характеристику. Трудолюбие, воля, стремление, движение – вот что в них есть. – По вашему мнению, кто легче переживает кризис: руководитель-мужчина или женщина? – Это очень индивидуально. Зависит от того, насколько глубоко коснулся кризис данной компании, данной отрасли, какие решения и насколько серьезные руководителю пришлось принимать. В целом я думаю, что женщине все-таки легче, ведь она традиционно гибче, мягче. Ей все-таки свойственно идти на компромисс. Мужчина сказал – и считает, что не может от своего слова отойти, ему обязательно надо сохранить лицо. – А с какими трудностями пришлось столкнуться в кризис конкретно вам как гендиректору ИООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус»? – Наш рынок теплоизоляционных материалов упал в среднем на 30–40% в сравнении с предыдущим годом. С учетом того, что строительство ряда объектов, инвестиционные проекты были заморожены и находились в состоянии stanb-by, рынок ужался, естественно, конкуренция ужесточилась. Поэтому нашей задачей было работать активно со своими партнерами, максимально обеспечивая им те условия, которые мы гарантировали на начало 2009 года. Быть более гибкими в работе с нашими партнерами. Естественно, на этот год мы тоже не ставили себе каких-то глобальных задач по росту. Главное сегодня – удерживаться на тех позициях, которые мы имеем. И, конечно, предлагать рынку даже в кризисный период новую продукцию. Это то, о чем я говорила, – выйти за рамки традиционного предложения. Потому что поменялись не только приоритеты рынка, но и приоритеты покупателей. – В какую сторону? – Теплоизоляция – не предмет ежедневного потребления. И альтернативой ей может быть не другая изоляция, а ее отсутствие, например. Поэтому важно показать конечному покупателю, насколько важно сегодня принимать решение в пользу выбора теплоизоляции при строительстве дома. Это инвестиции в будущее, которые нужно сделать именно сейчас, не откладывая на потом. Кроме того, сейчас наши покупатели стали более избирательными. Выбирая для себя и обладая ограниченными ресурсами, они хотят купить лучшее и сэкономить деньги при этом. – Создается впечатление, что вы не допускаете даже мысли о том, что ситуация может выйти из-под контроля, и даже мировой финансово-экономический кризис – не помеха вашим планам. – На самом деле в прошлом году было очень сложно работать. И я думаю, что мы еще не вышли из этой ситуации. Но надо работать, нечего раскисать и думать о кризисе. Есть у нас новые направления, которым нужно уделять больше внимания. Сейчас есть возможность подумать над какими-то необычными проектами, немного заглянуть в будущее. – У вас большая семья? – Наверное, не большая: двое детей и муж. Старшей дочке сейчас 11 лет, а младшей – год и четыре месяца. Совсем малышка. Но тоже боевая, шустрая. – И вы не в декретном отпуске... Не можете себе этого позволить? – Не могу. Наверное, это натура, характер, внутреннее состояние движения. Я, естественно, переживаю за детей, ведь и со старшим ребенком достаточно рано вышла из декрета. С младшей – дома работала за компьютером, а после шести месяцев уже начала работать в офисе. – Вы бы хотели для ваших дочек таких же карьерных высот? – Это не принципиально. Хотя старшая дочка – активная, очень целеустремленная, понимает, что ей в жизни надо. Но мы с мужем всегда ориентировали детей на то, что в первую очередь они должны быть людьми. Чтобы они выросли с определенными жизненными позициями и ценностями, моральными устоями. Не просто хотели заработать денег или купить машину, построить дом – пусть и это будет, но главное, чтобы они были хорошими людьми, уважали других. Это должно быть обязательно. Тем более сейчас. – Как вы считаете, семья – это сила или слабость для работающей женщины? – Семья – это сила для всех. Ведь если спросить любого сотрудника любой компании, любого пола и возраста, думаю, для большинства, если не на первом, то на втором месте будет стоять семья. Потому что это тыл, безопасность, будущее. И для чего мы работаем? Чтобы наши родные, близкие, дети жили в достатке, чтобы мы могли дать своим детям то, что сами когда-то хотели, но не могли иметь... Работая только ради работы, вы никогда не достигнете баланса между тем, что у вас есть, и тем, чего вы хотите: всегда будет мало. Но в какой-то момент надо остановиться и подумать: что же для меня важнее? И тогда становится понятно, куда дальше двигаться. У меня был такой период в жизни, когда я курировала бизнес дополнительно еще и в другой стране и мне приходилось летать каждую неделю за пределы Беларуси. Я понимаю, что моей семье, конечно, было сложно, но они меня ждали, поддерживали, понимали. И когда я возвращалась после командировки, уставшая, без каких бы то ни было желаний, а старшая дочка накрывала на стол, зажигала свечи, я понимала – вот оно, чувство защищенности и та семья, ради которой стоит жить, работать. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О взгляде женщины-руководителя на экономический кризис, о принципах управления бизнесом и семьей «Ежедневнику» рассказала генеральный директор компании «Сен-Гобен Строительная Продукция Белрус» Елена
|
|