«Борьба на международных рынках -- это борьба за снижение затрат». 21.by

«Борьба на международных рынках -- это борьба за снижение затрат»

16.03.2010 01:02 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

О делах и людях Минского тракторного завода «Белорусская нива» рассказывала в предыдущих фоторепортажах (2, 4, 10 и 12 марта с. г.). Сегодня мы итожим эту серию публикаций беседой с генеральным директором завода Александром Пуховым.

Чудо-трактором удивили мир

-- Ваша продукция, Александр Алексеевич, хорошо известна в мире, трактор «Беларус» работает на всех континентах, чем вы можете объяснить такую популярность?
-- Тем, что машины МТЗ по своему качеству соответствуют самым высоким требованиям. Хотя Беларусь и не является членом ВТО, нам удается продавать тракторы на всех европейских рынках. Это говорит о том, что техника, которую мы создаем, отвечает правилам, выработанным Евросоюзом. Хотел бы подчеркнуть, наша продукция сертифицирована по единым стандартам Соединенных Штатов Америки, Великобритании и других крупнейших стран мира. То есть мы можем сказать, что МТЗ производит очень серьезную технику, которая работает на полях не только ближнего, но и дальнего зарубежья, не говоря уже о нашей республике.
-- Насколько мировой экономический кризис повлиял на ваши продажи?
-- Конечно, коснулся он и нас. Но, как говорится, все познается в сравнении. Если взять наших конкурентов, а это крупнейшие машиностроительные компании мира, то у них по итогам прошлого года продажа тракторов снизилась где-то на 20--30 процентов, а у нас -- примерно на 20.
-- А по сравнению с Россией как обстоят дела?
-- Российские тракторные заводы фактически уменьшили свое производство на 70 и более процентов, а отдельные -- вообще прекратили выпуск тракторов.
-- Александр Алексеевич, на этом подведем черту под днем вчерашним и поговорим о дне завтрашнем.
-- Международный рынок не приемлет застоя. В выигрыше окажется тот, кто предложит продукции с большими свойствами и с минимальной стоимостью. Борьба на рынках -- это борьба за снижение затрат. Мы должны создавать такую технику, которая имела бы новые технические возможности и позволяла применять самые современные технологии, предлагаемые наукой. Даже в сложные времена мы находили средства на перевооружение производства и ежегодно вкладывали в него не менее 50 миллионов долларов. Теперь наша главная задача -- идти в ногу со временем. И даже опережать его.
-- В прошлом году на международной Ганноверской выставке вы удивили весь мир -- представили чудо-трактор, которого нет ни в одной стране нет.
-- Да, в мире такой машины нет. Это наш трактор мощностью 300 лошадиных сил. Он удостоен серебряной медали. За 60 лет завод такой награды не имел. Хотя, в принципе, можно было присуждать и золотую медаль, но это мое мнение. Высокая награда оргкомитета выставки -- признание того, что мы мировой лидер в производстве колесных тракторов.
-- А где можно видеть этот трактор в работе?
-- Опытные экземпляры уже работают в хозяйствах республики: они проходят испытания. В этом месяце соберем еще несколько таких машин. Планируем к концу года провести подготовку к серийному выпуску этих тракторов, чтобы со следующего года поставить их на конвейер. Одновременно в полном объеме будет организовано производство новых машин у нас и на сборочном заводе в России, где МТЗ владеет контрольным пакетом акций.

Наша справка
Минский тракторный завод -- один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники в мире. За свою 64-летнюю историю предприятие выпустило свыше трех миллионов машин, из которых более 500 тысяч отправлено почти в 120 стран мира всех континентов. Сейчас заказчикам предлагается около 65 моделей разного вида тракторов для любых климатических и эксплуатационных условий. На всю технику получены международные сертификаты, подтверждающие ее соответствие стандартам Евросоюза.
ПО «МТЗ» также выпускает широкий ассортимент машин специального назначения: для заготовки древесины и ухода за лесом, погрузчики, машины для коммунального хозяйства, работы в шахтах. Сейчас на предприятии работает около 30 тысяч человек. 

-- Механизаторам, да, видимо, и инженерам хозяйств хотелось бы знать, в чем преимущества новой модели трактора перед предыдущими.
-- Их много. Сегодня тракторы работают с использованием гидравлики, масел. В новой машине этого нет: их заменило электричество. Все процессы управления автоматизированы. Главное -- электричество идет на двигатель и заставляет его работать в самом экономном режиме: топлива требуется на 30 процентов меньше. При этом можно модулировать различные агрегаты, и никакие дополнительные рычаги управления трактором не нужны.


Угонится ли тракторист за новой машиной?
-- Если растет технический уровень ваших машин, расширяются их возможности, повышается производительность, то, вполне естественно, что и уровень подготовки механизаторов должен быть выше?
-- Абсолютно верно. Вопрос очень актуальный, мы уже многое делаем для его решения. При заводе создали центр по обучению механизаторов. Такая учеба налажена во всех областях республики. Мы ее рассматриваем как один из элементов сервиса. У нас есть электронные версии всех программ повышения квалификации механизаторов, в том числе и на иностранных языках, и наши люди сегодня проводят занятия во всех странах, куда поступают машины Минского тракторного завода.
-- Переподготовка механизаторов, повышение квалификации -- все это похоже на латание старой одежды. Может быть, пришло время в корне изменить программу подготовки будущих специалистов. Ведь с созданием новой модели трактора творческий поиск у вас не останавливается?
-- Полностью с вами согласен. Если мыслить глобально, то скоро техника поднимется на такой уровень, что хотим мы того или нет, придется кардинальным образом пересматривать квалификацию людей, работающих на ней. Нужно нам уходить и от названия профессии «тракторист»: звучит как-то грубовато и предполагает работу в сложных условиях. На самом же деле это не так. Тот, кто работает на наших машинах последних моделей, я бы сказал, что он не тракторист, а оператор.
Безусловно, знаний, полученных в сельском ПТУ, сегодня недостаточно. Механизаторы должны иметь как минимум среднее специальное агротехническое образование. И название полученной специальности обязано звучать гордо и уважительно. Если сейчас не заниматься этими вопросами, то пройдет еще лет десять и наши хозяйства могут отстать от технического прогресса.
-- Александр Алексеевич, каким он, технический прогресс, вам видится?
-- Лет через десять могут быть созданы такие машины, что трудно даже себе представить. Уже сегодня уровень автоматизации позволяет с помощью спутниковой связи управлять трактором -- механизатор не нужен. Поверьте, такая техника уже создается, и она будет. Электрическая трансмиссия дает возможность полностью автоматизировать все процессы управления машиной.
-- Без механизатора?
-- А зачем он нужен? У трактора даже кабины может не быть. По полю идет, предположим, какой-то квадрат или круг с прицепными агрегатами и в почву автоматически на заданную глубину заделываются семена. В будущем мне видится безлюдная технология.
-- Выходит, что и агроном не понадобится на поле?
-- За агрономом останется лишь контрольная функция.


«Они дорого стоят и должны себя окупать»
-- Хотелось бы знать мнения и замечания механизаторов о вашей новой технике.
-- Я встречался с механизаторами, изучал их мнения и предложения. Когда мы выпустили первые энергонасыщенные машины -- были серьезные замечания. Мы их учли. Сейчас все вопросы решены. Что касается пожеланий, то механизаторы просят увеличить мощность тракторов: сегодня она 300 лошадиных сил, хотят, чтобы была 330--340. Со следующего года начнем серийный выпуск машин мощностью 355 лошадиных сил. Уже есть опытные образцы. В Гродненской области они работали на севе с девятиметровым посевным агрегатом. О чем это говорит? О том, что с приходом в хозяйства новой техники количество механизаторов будет сокращаться, а работать на ней смогут лишь самые способные с соответствующим техническим и агрономическим образованием.
-- Чтобы вы хотели пожелать руководителям хозяйств, специалистам?
-- Мы создаем технику мирового уровня. К сожалению, выработка во многих случаях очень низкая, потому что она работает в одну смену. Нужно ее использовать на вспашке почвы круглосуточно, а на севе -- в две смены. В этом случае посевную можно провести в оптимальные агротехнические сроки. Обидно, когда узнаем, что наши тракторы простаивают в хозяйствах по организационным причинам и не дают должной отдачи. Зачем, спрашивается, тогда их покупать? Они ведь дорого стоят. И должны себя в кратчайшие сроки окупать.
-- Александр Алексеевич, на завод приезжают гости из многих стран мира. А из областей, районов и хозяйств нашей республики часто наведываются к вам руководители и специалисты?
-- К сожалению, не часто. Приглашаем всех, кто покупает нашу технику, кто на ней работает. С удовольствием расскажем и покажем, что делаем, что имеем. Люди должны видеть наше производство и гордиться тем, что оно у нас в республике.
Александр ГРАДЮШКО, Александр ШЕВКО, «БН»

НА СНИМКЕ: генеральный директор ПО «Минский тракторный завод» Александр ПУХОВОЙ

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О делах и людях Минского тракторного завода «Белорусская нива» рассказывала в предыдущих фоторепортажах (2, 4, 10 и 12 марта с. г.). Сегодня мы итожим эту серию публикаций беседой с генеральным директором завода Александром Пуховым.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика