В Венесуэле Александр Лукашенко подписал 20 соглашений.
Фото Reuters
Завтра должно закончиться латиноамериканское турне Александра Лукашенко, принесшее Белоруссии миллионные контракты и перспективы решения проблемы нефтяной зависимости от России. В ходе почти десятидневной поездки белорусский президент посетил две страны – Венесуэлу и Бразилию, однако, как подчеркивают государственные эксперты, цель вояжа – выйти со своей продукцией на рынки всех стран региона.
«Мы создадим мощный белорусский торговый дом, где будет продаваться все, в чем нуждается Латинская Америка», – сказал по этому поводу сам глава белорусского государства. Как пояснили официальные СМИ, белорусы в Каракасе заключили 20 контрактов. В соответствии с одним из них Венесуэла купит у Белоруссии 1,3 тыс. дорожно-строительной техники производства МАЗа, БелАЗа, МЗКТ и «Амкадора» на 200 млн. долл. Первые «БелАЗы» на 20 млн. долл. должны поступить уже в первом полугодии этого года. Также стороны договорились, что уже к 1 июля 2011 года Белоруссия построит под ключ заводы по производству техники МАЗ и МТЗ стоимостью 55 млн. долл. Первый рассчитан на выпуск 5 тыс., второй – 10 тыс. единиц в год.
Кроме того, белорусы в Венесуэле построят кирпичный завод, сборочное производство дорожной, строительной и коммунальной техники мощностью 3 тыс. единиц в год и технический центр по ремонту и обслуживанию всей белорусской техники. Время и место строительства пока не определены. Обсуждается возможность строительства завода по утилизации аккумуляторных батарей мощностью 15 тыс. тонн в год.
Еще одна сфера стратегического сотрудничества – строительство. Достигнуты договоренности о том, что белорусы будут строить жилье и социальные объекты в районах Каракаса, Маракая и Баринаса, агрогородки и сельскохозяйственные объекты в районе Ато Педригаля.
Белорусский государственный университет и Инженерный институт Венесуэлы заключили контракт, предусматривающий обучение тамошних специалистов в белорусских вузах, на сумму 695 тыс. долл. К венесуэльско-белорусскому предприятию по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана» присоединены газовые месторождения на компрессорной станции Сото в районе города Анако. Белорусы также продолжат газифицировать венесуэльские города. К слову, президент и правительственная делегация еще не вернулись в Минск, а в организациях страны уже идет запись желающих газовиков и строителей поехать на работу в Венесуэлу. Правда, желающих не очень много. Возвратившиеся с предыдущих вахт рассказывают, что зарплата там не очень, а работать в непривычно жарком климате довольно сложно.
Самые главные договоренности касаются сотрудничества в энергетической сфере. В ближайшие два месяца стороны создадут совместное предприятие по транспортировке нефти. Первая поставка 80 тыс. тонн должна произойти в мае. Правда, Белоруссии в этом СП будет принадлежать лишь 25%, зато появляется перспектива решения проблемы загрузки белорусских НПЗ, лишившихся с этого года дешевой российской нефти. Контракт предусматривает поставку 4 млн. тонн в год. Речь идет о венесуэльской нефти, поскольку пока Белоруссия добывает там лишь 400 тыс. тонн в год. Правда, стороны продекларировали дальнейший рост объемов совместной добычи. Для этого они планируют инвестировать в разработку месторождений до 2025 года около 8 млрд. долл.
Как заявили президенты в Каракасе, нефть пойдет через Одессу на Мозырский НПЗ. Напомним, что ранее белорусские специалисты рассматривали возможности поставок через Балтийские порты. Эксперты в Минске уже назвали нефтяные договоренности Лукашенко и Чавеса авантюрой. По их мнению, никакой экономической целесообразности таких поставок не просматривается, к тому же подозревают, что президенты-единомышленники что-то недоговаривают.
В то же время в свете нефтяных договоренностей становятся понятными участившиеся белорусско-украинские контакты. В случае поставок венесуэльской нефти через Одессу Украина становится непосредственным участником проекта. Напомним, что Украина, Польша и Литва давно приглашают Белоруссию в проект использования нефтепровода Одесса–Броды. Речь идет о том, что нефтепровод продлевается до Гданьска и соединяется перемычкой с белорусской «Дружбой». Судя по высказываниям чиновников и политиков, помощь в реализации этого проекта готова оказать Европа в рамках «Восточного партнерства». Кстати, на прошлой неделе Киев посетил глава администрации Лукашенко Владимир Макей, анонсирован визит в Минск президента Украины Виктора Януковича.