Шансы, что такой спад произойдет после 1 июля, как сказал «Ежедневнику» директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович, «пятьдесят на пятьдесят». Подобный прогноз, по словам Александра Сколубовича, обусловлен возможностью введения Россией очередной меры нетарифного регулирования, в результате которого ввезенные в последнее время в Беларусь иномарки попросту не смогут попасть на российский рынок.
«Я бы на месте россиян так и сделал», - отметил директор «Атлант-М Холпи». Как отмечали автодилеры в ходе проведенного в Минске Либеральным клубом «круглого стола» на тему «Автомобильный рынок Беларуси в рамках Таможенного союза», оживление на белорусском рынке новых автомобилей в лучшем случае начнется через год. Это обусловлено тем, что весь отложенный спрос на личные транспортные средства был реализован в конце прошлого года и реализуется сейчас. По оценкам экспертов, только в первом полугодье 2010 года в Беларусь будет ввезено около 18 тыс. машин возрастом от 0 до 3 лет. Порядка 80% этих автомобилей предназначены для последующей перепродажи в Россию. Кроме того, на российский рынок могут ориентироваться владельцы автомобилей другого возраста и приобретенных в другое время. РФ в таком вбросе совершенно не заинтересована, а потому, на взгляд дилеров, попытается оградить свой рынок от белорусского транспорта. Впрочем, как отметил А.Сколубович, предугадать развитие ситуации сейчас весьма сложно. Ясно одно - благодаря кризису и Таможенному союзу белорусские автодилеры отмечают резкое снижение продаж. Если, к примеру, в декабре 2008 года «Атлант-М Холпи» продала 240 автомобилей «Мазда», то в марте 2009 года - 80. Предполагается, что в марте 2010 года будет продано 20 таких машин. Всего в 2010 году «Атлант-М Холпи» планирует продать около 200 автомобилей «Мазда». Сейчас автодилеры намерены выживать за счет сервисного обслуживания автомобилей. При этом они не исключают, что после 1 июля начнется развитие серого рынка машин и на место белорусских продавцов придут российские. «Скидки от завода российским официальным дилерам за счет объемов продаж настолько превышают скидки белорусским дилерам, что мы просто не сможем с ними конкурировать. Институт белорусского импортерства автомобилей просто исчезнет», - полагает А.Сколубович. Вместе с тем, по мнению экспертов, шансы на то, что в Беларусь хлынут иномарки, собираемые на новых заводах в России, также весьма призрачны. Во-первых, доля их российской локализации зачастую не дотягивает до 50%, а значит, они будут растамаживаться в Беларуси по общим правилам Таможенного союза. Во-вторых, эти машины пока не покрывают даже потребности российского рынка. Что же тогда будет предлагаться белорусам? Наиболее реалистичный вариант: вместо европейского «автохлама» в Беларусь поедет российский «автохлам». Впрочем, вопросов относительно развития ситуации на белорусском авторынке пока значительно больше, чем ответов. Беларусь очень быстро «сдала» автомобильную нишу в угоду Таможенному союзу. При этом традиционные разговоры озащите государством интересов потребителей почему-то смолкли, как только речь зашла о потребителях автомобилей. Впрочем, будь такой шаг обоснованным и целесообразным, автолюбители могли бы противопоставить своему прагматизму патриотизм. Но пока что перевешивает прагматизм. Причем даже не свой, а российский. Как отметил Александр Сколубович, «те решения, которые приняты, критиковать не хотелось бы. Но вопрос: что на чаше весов с другой стороны? Пока мы только проигрываем».
Информация по делу: Очень похоже, что Таможенный союз поставит крест на прежних ценах на подержанные авто для белорусов навсегда. Во всяком случае, российское Минэкономразвития подготовило документ, согласно которому запретительные пошлины на б/у автотранспорт Россия готова сохранить на долгие годы. А вот на новые машины эти пошлины могут все же уменьшиться. По российским меркам. Как сообщил Slon.ru, очередное решение о том, сохранять ли преграду для импорта автомобилей дальше, в России должно быть принято до 1 июня. За 7 месяцев до этого президент Медведев велел ведомствам рассмотреть необходимость сохранения антикризисных защитных мер. Наконец, в начале недели министерство подготовило ответ: заградительные пошлины на б/у автомобили целесообразно продлить на долгие годы (если не навсегда), а на новые нужно снизить. Но ответ этот, прежде чем он будет доложен президенту и станет обязательным к исполнению решением, еще предстоит обсудить другим ведомствам и утвердить (или отвергнуть) премьеру. Заслон в виде пошлин для подержанных легковушек дал прекрасный результат, объясняет в своем докладе замминистра экономразвития Андрей Слепнев. За время действия повышенных ставок ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет в Россию рухнул в 30 раз (сейчас их доля на рынке - всего 2,4%), а ведь именно эти машины были основными конкурентами российских автомобилей. Импорт же новых легковушек, по данным Минэкономразвития, сократился в 3,2 раза. Теперь пошлины на новые легковые авто можно возвращать на докризисный уровень, предлагает Минэкономразвития. Для этого есть целый набор причин. Во-первых, новые иномарки российским машинам не конкуренты - слишком велика разница в цене. По данным, которые приводятся в докладе министерства, средняя стоимость новой российской машины в 2009 году составила 7398 долларов, иномарки, собранной в России, - 13 788 долларов, новой импортной машины - 21 113 долларов. Во-вторых, злоупотребление таможенно-тарифными мерами может привести к техническому застою внутри страны и снижению стимулов для модернизации. И в-третьих, сохранение заградительных мер противоречит декларации стран G20, подписанной Россией, - в ней говорится об отказе от антикризисногопротекционизма ради спасения свободной торговли и избежания новой Великой депрессии. Наконец, есть еще и просьбы со стороны Беларуси и Казахстана вернуть пошлины на новые иномарки для Союза на уровень 25%. Примечательно, что в документе о просьбах Беларуси и Казахстана упомянуто в самую последнюю очередь.
Шансы, что такой спад произойдет после 1 июля, как сказал «Ежедневнику» директор «Атлант-М Холпи» Александр Сколубович, «пятьдесят на пятьдесят». Подобный прогноз, по словам Александра Сколубовича, обусловлен возможностью введения Россией очередной меры нетарифного регулирования, в результате которого ввезенные в последнее время в Беларусь иномарки попросту не смогут попасть на российский рынок.