Первые 80 тысяч тонн венесуэльской нефти прибыли в одесский порт и в ближайшее время будут доставляться по железной дороге на Мозырский нефтеперерабатывающий завод. Однако Лукашенко уже обеспокоен, чтобы полученная прибыль от переработки заморского черного золота не ушла российским акционерам этого завода. Эксперты, в свою очередь, полагают, что делить придется не прибыль, а убытки.
Во вторник президент распорядился, чтобы вся прибыль от переработки венесуэльской нефти осталась в Беларуси. «Если хоть одна копейка уйдет инвесторам на ту сторону, пеняй сам на себя, — сказалАлександр Лукашенко, обращаясь к генеральному директору Мозырского НПЗ Анатолию Куприянову, посещая Петриковский район. — Все до капли деньги и прибыль должна быть в Беларуси». По его словам, российским акционерам раньше не надо было перерабатывать нефть, и прибыль была не нужна.
Около половины (42,5%) акций Мозырского НПЗ принадлежит российской нефтегазовой компании «Славнефть», активами которой поровну владеют «Газпромнефть» и ТНК-ВР. В «Славнефти», куда обратились «Белорусские новости», не смогли оперативно прокомментировать заявление президента Беларуси по поводу его видения раздела прибыли между акционерами завода.
Впрочем, претендовать на доход от продажи нефтепродуктов из венесуэльской нефти, чего, по всей видимости, и опасается Лукашенко, российские акционеры МНПЗ в любом случае не смогут. Ведь давальцем венесуэльской нефти выступает государственная Белорусская нефтяная компания. За свое сырье она получит произведенные нефтепродукты и, соответственно, выручку от их реализации на экспорт.
Прибыль (если она, конечно, будет с учетом перекрестного субсидирования в отрасли) Мозырский НПЗ в данном случае получит только от услуги процессинга. «Большинство европейских нефтезаводов работают именно по такой схеме. Они не являются хозяевами как сырья, так и конечной продукции и получают деньги только за услуги переработки, хотя эффективность НПЗ очень низкая и часто они становятся убыточными», — рассказал «Белорусским новостям» генеральный директор московского аналитического агентства «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.
Насколько известно, минимальная стоимость процессинга на Мозырском НПЗ равна примерно 50 долларам за тонну. Таким образом, переработка 80 тыс. тонн венесуэльской нефти вряд ли кардинально улучшит экономическое положение завода.
Сейчас акционеры Мозырского НПЗ подсчитывают не прибыль, а убытки. В январе-феврале это предприятие, как сообщила ранее агентство ПРАЙМ-ТАСС, хотя и получило чистую прибыль в размере около 4,3 млн. долларов, однако из-за поставок продукции для белорусских предприятий нефтехимии по ценам ниже рыночных общие потери МНПЗ составили 5,5 млн. долларов.
К слову, в прошлом году половину от объема ввезенной нефти составили давальческие поставки российских компаний. Но после введения в январе Россией пошлины на нефть они практически прекратились. Правительство Беларуси рассчитывает, что улучшить ситуацию позволит нефть из Венесуэлы. До конца года ее планируется поставить 4 млн. тонн.
Пробная партия в объеме 80 тыс. тонн 25 апреля прибыла в порт Одессы. И в ближайшее время она железнодорожным транспортом будет доставлена на Мозырский НПЗ. Этот объем предприятие планирует переработать в течение 8 дней. Завод, из слов его гендиректора, намерен перерабатывать около 10 тыс. тонн венесуэльской нефти в сутки.
По мнению Рустама Танкаева, доставка нефти из Венесуэлы экономически невыгодна для Беларуси. «Это абсолютно убыточное мероприятие, и здесь решение не экономическое, а политическое», — убежден аналитик. По расчетам эксперта, стоимость одной только транспортировки нефти от Венесуэлы до Мозырского НПЗ, даже если сама нефть будет бесплатной, примерно равна рыночной стоимости перевозимого сырья — а «транспортные расходы еще никто не отменял».
По мнению эксперта, было бы более логичным решением для Беларуси поставить добываемую в Венесуэле нефть на ближайший нефтеперерабатывающий завод в США, продать ее там, и на вырученные деньги купить российскую нефть. «Прибыль будет выше намного», — убежден аналитик.
Между тем в марте первый вице-премьер Владимир Семашко заявил на совещании с участием президента, что переработка легкой венесуэльской нефти сорта «Санта-Барбара» на Мозырском НПЗ позволит получить 61 доллар дополнительной прибыли на одной тонне по отношению к закупаемой в России.
Однако Танкаев в достоверности озвученных расчетов сомневается: «Даже если исходить из здравого смысла, то когда вы берете один и тот же продукт, тащите его через половину земного шара, а цена на этот продукт в мире везде примерно одинаковая, ну как может получиться так, что эта операция будет выгоднее, чем если купить нефть рядом. Не нравится вам российская нефть, купите европейскую марки Brent. То же самое, только не будет таких транспортных затрат».
Подробности нефтяного соглашения Минска и Каракаса пока общественности неизвестны — Беларусь и Венесуэла их не раскрывают, хотя и заявляют об успешности проекта.
На минувшей неделе гостивший в редакции «Белорусских новостей» венесуэльский посол Америко Диас Нуньесзаявил, что Венесуэла пока не готова предоставить информацию о стоимости нефти для Беларуси и расходах по транспортировке, поскольку согласование условий еще продолжается. «Надо немного подождать. Однако не сомневайтесь, что Венесуэле это выгодно», — заявил посол. По его словам, «нефть, проданная Беларуси, является собственностью вашей страны с момента доставки в порт. Продажа нефтепродуктов, произведенных в Беларуси, является внутренним делом вашего суверенного государства».
К слову, в интервью аргентинской газете Diario La Nacion в ходе своего недавнего визита в Латинскую Америку Александр Лукашенко говорил, что предложил Венесуэле прийти в Беларусь и работать со своей нефтью на европейском рынке, «чтобы они сами ее перерабатывали на белорусских НПЗ и продавали». Но этот вариант, похоже, уже не рассматривается. Ведь от одной услуги процессинга Беларусь много не заработает.
По мнению Рустама Танкаева, оптимальным вариантом доставки нефти (к примеру, европейской) на свои нефтезаводы для Беларуси с точки зрения логистики является литовский порт в Бутинге. «От Бутинге идет новый нефтепровод до Мажейкяйского НПЗ, а от него нефтепровод «Дружба», который, правда, полностью изношен и сейчас закрыт. Но есть технологический коридор, при наличии которого можно построить новую трубу. По времени это займет несколько месяцев и будет не так уж и дорого. В итоге можно было бы поставлять нефть на новополоцкий «Нафтан» и Мозырский НПЗ. Такую схему легко отработать, и она будет намного более эффективна», — говорит Танкаев.
Однако наиболее реалистический вариант, по его мнению, — нормально работать с Россией.