С селективным подходом. 21.by

С селективным подходом

03.05.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Всемирный банк пока не видит в Беларуси четкой стратегии приватизации, но рассчитывает, что она будет сформулирована в ближайшее время.Об этом заявил постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси Иван ВЕЛЕВ, отвечая на вопросы корр. "БР".

- Одна из главных проблем Беларуси - отсутствие структурных реформ в экономике. Ключ к структурным реформам - это приватизация. Как вы считаете, понимает ли это белорусское правительство?

- Очевидно, что нынешняя модель в Беларуси себя исчерпала. Новую модель необходимо искать, реформируя экономику. Президент в послании Национальному собранию упомянул в качестве главного стратегического направления необходимость структурных реформ, которые должны привести к повышению конкурентоспособности экономики Беларуси.

Ясно, что вперед надо двигаться путем реформ. Исходя из опыта других стран региона видно, что структурные реформы непросты. В Беларуси - тем более, так как нужно учитывать тот факт, что страна привержена социальным обязательствам, что, в свою очередь, будет отражаться на скорости проведения и глубине реформ. Не следует забывать, что у всех стран, которые прошли через реформы, был период спада и так называемой переходной рецессии.

Задача на данном этапе с точки зрения экономики - найти подходящий вариант реформ для Беларуси, так как многие варианты для нее не подходят. Можно провести реформы, но это не означает, что страна будет выглядеть так, как ожидали.

Экономика никогда не существует сама по себе. Приватизация - это еще и политический выбор, выбор последовательности, скорости и глубины реформ.

К примеру, в Украине, России 70% экономики считается частной. Собственность, принадлежащая государству, сосредоточена только в стратегических отраслях. В Беларуси, наоборот, 70% собственности принадлежит государству и лишь 30% - частному сектору. Цель структурных реформ - изменить эту пропорцию и сделать так, чтобы госсектор также работал в рыночной среде.

- Недавно белорусский парламент принял в первом чтении законопроект о приватизации. Как вы его оцениваете с точки зрения базы для проведения структурных реформ?

- Не существует одного волшебного ключа, с помощью которого можно было бы перестроить экономику. Приватизация - это инструмент реформ. Ведь что такое приватизация? Это передача контрольного пакета собственности от государства к частному собственнику, который может распоряжаться собственностью и принимать решения на базе рыночных принципов.

Если рассматривать приватизацию как магическое условие для проведения реформ, то это себя не оправдает. Приватизация должна проводиться в комплексе с другими реформами. И этот комплекс должен затрагивать не только реформы финансового сектора государственных предприятий, рынка труда и т. д., но и всех компонентов, которые создают здоровую бизнес-среду.

Формирование такой среды должно сопровождаться политическими реформами, а приватизация является лишь одним из инструментов, позволяющих реформировать государственные предприятия. То есть она помогает создать еще один сектор экономики, который, в отличие от государственного, функционирует на принципах конкуренции и прибыли.

Что касается нового законопроекта о приватизации, мы считаем, что в последней редакции он стал лучше. На наш взгляд, для данного этапа законопроект хорошо отражает основные принципы реформирования экономики страны и создает необходимую легальную базу для начала процесса приватизации. Хотел бы при этом заметить, что для проведения структурных изменений в экономике ни одна страна не обошлась только одним законом или нормативным актом.

- На ваш взгляд, сосредоточение в одних руках полномочий по распоряжению собственностью в Беларуси не является барьером для проведения системных реформ в стране?

- Это политико-экономический вопрос. Форма принятия решений приватизации является частью модели, принятой в стране. Хорошо это или плохо, не мне судить. Надо посмотреть, как пройдут первые приватизационные сделки с учетом принятия нового законопроекта. Нужно получить информацию и скорректировать шаги, как в любом комплексном процессе.

- Что сейчас принципиально меняется в подходах к приватизации в Беларуси, кроме, конечно, создаваемого Агентства по приватизации? Есть опасение, что это будет еще одна госструктура, от которой мало что зависит.

- У агентства очень специфические задачи. Оно должно создать экспертную основу для выбора критериев, по которым предприятия будут отбираться для приватизации. Ведь сама по себе приватизация - это тоже своего рода система стимулов. Поэтому мы предложили проводить приватизацию с привлечением консультантов. Она должна проводиться на основе транспарентных принципов и способствовать повышению конкурентоспособности предприятия путем привлечения инвестиций и технологий.

Что же касается Агентства по приватизации, то надо понимать: оно не будет творить какие-то чудеса. Оно должно стать экспертным и профессиональным институтом, который будет работать с правительством, предприятием и инвестором.

- Беларусь до сих пор проводила "штучную" приватизацию. Благодаря дотациям со стороны РФ можно было не торопиться с системной приватизацией, так как были ресурсы для удержания всех предприятий на плаву. Сейчас дотаций меньше.

- Как вы считаете, новые вызовы ускорят приватизацию в Беларуси?

- Приватизация может быть использована для того, чтобы покрыть некоторый финансовый дисбаланс. Но это не должно быть главной мотивацией ее проведения. Процесс приватизации необходимо рассматривать как возможность выхода на производство конкурентоспособной продукции и вывода экономики на устойчивую полосу развития. Ведь если в этом году продать какое-то предприятие и получить средства, чтобы залатать дыру, то в следующем году придется продать еще одно предприятие для этих же целей, а проблема останется.

- На ваш взгляд, в Беларуси есть стратегия приватизации?

- Пока есть разные элементы этой стратегии - закон, программы работы по созданию агентства. Но это не значит, что существует всеми понимаемая стратегия. Мы ожидаем, что она в ближайшее время будет сформулирована.

- То есть Всемирный банк готов закрыть глаза на существующую пока имитацию реформ в сфере приватизации и рассматривать вопрос о предоставлении нового кредита Беларуси?

- Я бы не сказал, что это имитация, потому что приватизация в Беларуси только началась. Мы считаем, что в целом подход к ней правильный. Правительство не заинтересовано в массовой приватизации. И, откровенно говоря, мы не ожидаем, что она будет массовой, как это было в восточноевропейских странах. Лучше всего начать приватизацию с селективным, точечным подходом. Такой тип приватизации привлечет инвесторов. Но надо понимать, что реализовать такую стратегию очень быстро не получится, - в этом недостаток такого подхода.

Так что нужно посмотреть на результаты первых сделок в рамках принятых с правительством Беларуси договоренностей и в случае необходимости скорректировать дальнейшие шаги.

Что касается вопросов приватизации и предоставления кредита ВБ, то, если вопросы приватизации увязаны с условиями выдачи кредита, тогда это является условием. В частности, в этом контексте мы можем говорить о сроках принятия нового законопроекта о приватизации. Если же речь идет о плане мероприятий правительства, тогда влиять на временные рамки принятия тех или иных законопроектов или решений мы не можем. Процесс принятия актов законодательства - это ответственность правительства, и мы не вправе контролировать сроки.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Всемирный банк пока не видит в Беларуси четкой стратегии приватизации, но рассчитывает, что она будет сформулирована в ближайшее время.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика