Скачки на месте. 21.by

Скачки на месте

11.05.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Маркетинговый просчет является истинной причиной пробуксовки белорусско-иранского проекта по сборке легковых авто.В прошлый четверг президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с министром промышленности и шахт Ирана Али Акбаром Мехрабьяном. Помимо общих вопросов двусторонних отношений, предметом обсуждения стали проблемы, мешающие реализации "отдельных инвестпроектов" как на территории Беларуси, так и в Иране. То, что такие проблемы действительно существуют, вынуждены были признать обе стороны.

Насколько можно понять из заявлений, сделанных накануне визита в Минск иранского министра послом Ирана в РБ Сейедом Абдоллой Хосейни, в числе наиболее больных вопросов - строительство цементного завода и расширение совместного производства иранских автомобилей.

И если проект по возведению цементного завода попал в этот перечень относительно недавно, то сборочное производство по выпуску седанов Samand вот уже который год имеет статус пускового объекта.

История вопроса восходит к октябрю 2004 г., когда между ЗАО "Юнисон" и компанией Iran Khodro был подписан меморандум о создании совместного сборочного производства легковых автомобилей на территории свободной экономической зоны "Минск" в поселке Обчак.

Реализация проекта шла очень медленно и лишь 11 августа 2006 г. на площадях ЗАО "Юнисон" началась так называемая отверточная сборка легковых автомобилей Samand из машинокомплектов иранского происхождения. Но и после этого дело быстрее не пошло, число изготовленных авто исчислялось буквально штуками. А перспективы перехода от "отвертки" к автомобильному производству полного цикла выглядели более чем туманно.

Ситуация с проектом, который, по замыслу инициаторов, должен был стать одним из символов белорусско-иранского сотрудничества, складывалась весьма двусмысленно, и было решено придать ему ускорение на высшем уровне.

21 мая 2007 г. в рамках визита в Минск президента Ирана Махмуда Ахмадинежада был подписан пакет соглашений по развитию совместного производства легковых автомобилей и контракт между ЗАО "Юнисон" и промышленной группой Iran Khodro на поставку технологического оборудования для цеха сварки и покраски легковых автомобилей Samand.

Из их текста следовало, что через 21 месяц с момента подписания данного контракта (то есть в конце 2009 г.) в Обчаке будут сданы под ключ технологические мощности, обеспечивающие выпуск 10 легковых автомобилей в час. Или 20 тыс. в год при односменном режиме работы.

Между тем еще накануне одобрения упомянутых документов, 3 мая 2007 г., первый заместителем министра промышленности РБ Иван Демидович заявил, что проблемы, стоящие перед ЗАО "Юнисон", лежат не в сфере технологии, в их основе - недостаточная проработка экономического обоснования проекта еще на стадии его подготовки.

Для достижения коммерческой эффективности, учитывая цену легкового автомобиля такого класса и потребительских свойств, как Samand, на мировом рынке, необходимо, чтобы их годовые продажи составляли не менее 100 тыс. штук в год. Можно ли реализовать такое количество иранских авто - вопрос. Поэтому сначала идет изучение спроса, потом следует маркетинг, а далее - создание производственных мощностей.

Однако никто не собирался ориентироваться на рынок, и было решено продолжать в прежнем духе. Поэтому нет ничего удивительного, что результат оставался прежним. И дата пуска первой очереди производства полного цикла постепенно исчезла из речей чиновников.

Комментируя 13 февраля 2009 г. итоги заседания белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, тогдашний министр промышленности РБ Анатолий Русецкий также обошел эту тему, заявив лишь, что сборочный конвейер в Обчаке выйдет на полную мощность (60 тыс. машин в год) в начале 2011 г. Это дало экспертам основания сделать вывод, что пусковой комплекс мощностью 20 тыс. машин в намеченный срок сдан так и не будет.

И вот теперь вопрос вновь поставлен на повестку дня. Как сообщил 6 мая журналистам министр промышленности РБ Александр Радевич, Иран планирует инвестировать не менее 55 млн. USD в создание второй линии по производству легковых автомобилей Samand на базе СП ЗАО "Юнисон".

По его словам, к концу следующего года планируется-таки реализовать вторую фазу проекта. На площадях предприятия будет создан современный цех сварки, а также линия покраски автомобилей, соответствующие международным требованиям. При этом уровень локализации производства составит не менее 30% - все компоненты для иранских авто, которые могут выпускаться на белорусских предприятиях, будут использованы в совместном проекте.

В свою очередь генеральный директор СП ЗАО "Юнисон" Дмитрий Егоров сообщил, что к сотрудничеству с предприятием проявляют интерес многие зарубежные инвесторы.

По мнению ряда экспертов, причина этого интереса кроется в том, что ЗАО "Юнисон" решением комиссии Таможенного союза от 27 января 2010 г. включено в перечень из 20 хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств в режиме промышленной сборки, на которые распространяются преференции по беспошлинной поставке продукции и льготному импорту автокомпонентов.

Сегодня мало кто из специалистов сомневается, что с технической точки зрения осуществление планов Минпрома и СП ЗАО "Юнисон" вполне реально. Вопрос заключается в том, найдет ли легковой автомобиль made in Belarus в Таможенном союзе достаточное количество покупателей, с тем чтобы инвесторы не только смогли оправдать капиталовложения, но и получить прибыль.

Пока ответ скорее отрицательный. Samand проигрывает конкурентную борьбу даже подержанным иномаркам, не говоря уже о новых моделях, которые сходят с конвейеров сборочных заводов, построенных в России ведущими мировыми автогигантами.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Маркетинговый просчет является истинной причиной пробуксовки белорусско-иранского проекта по сборке легковых авто.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика