Движение присоединения. 21.by

Движение присоединения

09.06.2010 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Беларусь сменила гнев на милость в деле присоединения к Таможенному союзу (ТС). После того как 28 мая белорусский премьер-министр Сергей Сидорский не принял участие во встрече своих коллег из России и Казахстана Владимира Путина и Карима Масимова, которые подписали ряд документов по формированию ТС, Беларусь вернулась за стол переговоров, подтвердив заинтересованность в присоединении к союзу.

1 июня Александр Лукашенко провел встречу с первым вице-премьером России Игорем Шуваловым, который, как отметила пресс-служба белорусского президента, приехал в Минск «для обсуждения чувствительных для белорусской стороны вопросов по Таможенному союзу и нахождения компромиссного решения». Тогда Лукашенко заметил, что Беларусь может пойти на компромиссные решения по ТС при условии равноправного и уважительного отношения со стороны других участников: «Единственное, мы хотели бы, чтобы все было прилично и чтобы любые наши отношения, в двустороннем, трехстороннем, многостороннем формате, были основаны на равноправии и уважении. Если мы это будем видеть, то пойдем на любые компромиссы, любые уступки, которые, может быть, на какой-то промежуток времени будут и трудноваты, и чувствительны для нас».

«Встреча Александра Лукашенко и Игоря Шувалова подтвердила, что стороны намерены урегулировать спорные вопросы и к 1 июля вступить в таможенное пространство», - заявил министр экономики Беларуси Николай Снопков на совместной коллегии экономических ведомств РФ и РБ. А председатель комиссии по международным делам и связям с СНГ Палаты представителей Сергей Маскевич сообщил, что парламент сможет рассмотреть и принять Таможенный кодекс ТС до конца июня.

При этом ключевой вопрос, решение которого Беларусь еще неделю назад увязывала с подписанием очередных документов по ТС, - отмена Россией экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, поставляемые в Беларусь, - по-прежнему не решен. Пока известно, что его решение отложено до 18 июня, когда пройдет очередное заседание комиссии ТС. Впрочем, по информации российского издания «КоммерсантЪ», Лукашенко 1 июня пообещал не увязывать вопрос отмены экспортных пошлин для Минска с процессом объединения таможенных территорий.


Почему Беларусь продемонстрировала готовность пойти на уступки по вопросам, которые раньше называла принципиальными, корреспондент «БелГазеты» выясняла у советника компании экспертного консультирования «Неокон» (Москва) Алексея КУЗЬМИНА.

- Прежде Беларусь называла отмену пошлины на нефть и нефтепродукты принципиальным вопросом…

- Пошлина останется. Белорусский рынок не так нужен России, как может казаться Беларуси. Чтобы не было политического проигрыша, Россия уже заключила ТС с Казахстаном. Есть в нем Беларусь или нет, с 1 июля ТС заработает. Присутствие там Беларуси важно только для Беларуси и ни для кого более. С этой точки зрения все возможности шантажа исчерпаны. Когда белорусское руководство это поняло, оно было вынуждено отыгрывать назад со страшной скоростью.

Я должен заметить, что единственная страна, в которой есть 90 ограничений на российские товары, - это Беларусь. С этой точки зрения рассчитывать, что Беларусь отменит эти 90 ограничений и от этого России станет хорошо - это глупость. Да и потом, белорусский рынок - крошечный: населения в республике мало, население бедное.

- Иными словами, Беларусь идет на уступки, поскольку заинтересована в российском и казахстанском рынках больше, чем Россия - в белорусском…

- Я прекрасно понимаю, что для Беларуси чрезвычайно важен российский и казахстанский рынок тяжелых грузовиков. В период экономического подъема тяжелые грузовики нам, может быть, и были бы нужны. В условиях затяжного экономического кризиса в мире тяжелые грузовики не нужны никому.

Что касается продуктов питания, то, вы меня простите, зачем нам белорусские товары без соблюдения российских стандартов? Мы бодаемся по поводу белорусских яиц и молока не без оснований. Это то, где мы вполне восстановили собственное производство, и нам избытки белорусского молока скорее вредят, чем помогают. А там, где мы действительно заинтересованы в доброкачественном импорте, например по мясу, Беларусь нам совершенно не поможет - у нее собственного приличного мясного животноводства нет, как и у России.

Зерна у России достаточно, картошка у нас вроде тоже немножко есть, а овощи выращивать белорусы так и не научились.

Есть «Милавица», но она и так на нашем рынке вполне комфортно себя чувствует. Белорусская обувь так сильно потеряла в качестве, что сегодня ее рассматривать как конкурента невозможно в принципе. Китайцам она не конкурент, потому что дороже, а европейцам - по качеству. Белорусские холодильники и электронику я вспоминать не буду. Не спорю, у нас есть общие суперкомпьютеры, но для этого ТС не нужен.

Торговый баланс Беларуси и России, млн. $




 

 

 

 

- А есть в Беларуси что-то, что могло бы вновь заинтересовать Россию, на чем можно было бы поиграть?

- Я сейчас не вижу ничего, что есть в Беларуси такого, что могло бы представлять серьезный интерес для России. Александр Григорьевич изобрел гениальную формулу: «Экономические преференции в обмен на риторику». Когда Россия пыталась продвигать свой бизнес в Беларуси, мы имели систематический недопуск России к реконструкции газопровода и нефтепровода. Сегодня, когда запущен «Северный поток», заниматься реконструкцией газопровода в Беларуси - безумие, потому что это значит устраивать конкуренцию с самими собой. Ввиду особенности поведения Беларуси на нефтетранзите давным-давно найдены разные способы решения этой проблемы, исключающие возможность Беларуси для жесткого шантажа.

- Но зашел вопрос о возможности продажи контрольных пакетов в «Белтрансгазе» и Мозырском НПЗ…

- О «Белтрансгазе» я уже упомянул, а что касается Мозырского НПЗ, то, насколько я помню, российской стороне в нем принадлежит что-то около 42% акций. То есть за получение контроля много выторговать нельзя. Порядок цифр будет около $1 млрд., снятие таможенной пошлины - это минимум $6-8 млрд., а скорее даже $10-12 млрд.

- И все же долгое время Россия готова была поддерживать экономику Беларуси, следовательно, была заинтересована в белорусском партнере…

- Совершенно верно. Беларусь забирала нефть по низкой цене и экспортировала нефтепродукты по мировым ценам. Непонятно, зачем России такой интересный посредник. На этом, по разным оценкам, Беларусь зарабатывала от $6 млрд. до $15 млрд. Что в Беларуси может стоить $15 млрд. и даже $6 млрд.?

По сути, Россия дотировала белорусскую экономику льготными ценами на газ, низкой ставкой таможенной пошлины на нефть. Я говорил, что это бессмысленно с 1997г. Если у вас есть действительно серьезный политический партнер, то за это можно платить. И многие говорили, что нам не нужно оборудовать границу с Беларусью, поэтому мы можем дотировать ее экономику. Но я убежден, что оборудовать границу было бы не дороже, чем дотировать Беларусь.

При этом нельзя было не заметить, что последнюю избирательную кампанию Лукашенко провел под жесткими националистическими лозунгами. И то, что Александр Григорьевич ищет альтернативные источники энергоресурсов, сначала находит нефть в Венесуэле, а потом думает, как ее довезти до Беларуси, тоже нельзя было не заметить. Не надо плевать в колодец, из которого ты пьешь. Если вы так себя ведете, то не надо просить никаких льгот за пределами реальных потребностей экономики. Россия ведь предоставляет Беларуси нефть, не облагая ее таможенной пошлиной, в объеме 6,3 млн. т в год для удовлетворения реальных потребностей белорусской экономики.

- Вы верите в реальную интеграцию России и Беларуси в ТС?

- Интеграция была бы очень полезна для экономик обеих стран, но реальная интеграция, а не то, что из нее выходит. И Беларуси, и России было бы выгодно иметь нормальное единое экономическое пространство, но, на моей памяти, мы его создаем в четвертый раз.

У нас формально есть союзное государство, у него даже есть какое-то руководство. Но отношения у России и Беларуси, конечно, немного лучше, чем были у нас с Украиной времен Ющенко, но значительно хуже, чем были с Украиной времен Кучмы, с которой никаких единых пространств никто не создавал. Риторики много, формальных инициатив много.

Любое объединение России и Беларуси - это, что называется, «один рябчик - один конь». Этими своими героическими объединительными инициативами мы успели создать устойчивое недоверие к интеграции. Если лет 15 назад интеграция России и Беларуси вполне отвечала общественным запросам, то сегодня в России она никого не волнует, а в Беларуси она скорее вызывает негативную реакцию.

- На встрече с Шуваловым Лукашенко сказал, что Беларусь готова пойти на уступки при равноправии и уважении. Что он имел в виду?

- Видимо, то, что никто не будет говорить те слова, которые я сейчас говорю.

СПРАВКА «БелГазеты». Алексей Кузьмин родился в 1956г. в Москве. Окончил факультет энергетического машиностроения Московского энергетического института, позже получил также образование по культурологии и политологии. В 1980-82гг. работал в Институте высоких температур АН СССР. С 1982г. по 1994г. вел научную работу в Московском университете природообустройства, учился в аспирантуре и докторантуре. В 1989-93гг. преподавал в Эдинбургском университете; 1994-2002гг. - замдиректора Международного института гуманитарно-политических исследований; профессор РГГУ,visiting professor Калифорнийского университета (Санта-Круз, США) и Университета Лидса (Великобритания); научный руководитель информационно-аналитического отдела объединения «Яблоко»; 2002-09г. - главный консультант «Апекс Консалтинг», директор АПЕКС Института развития; консультант международных организаций(IGAD, UNDP, East-African Community),правительств Уганды, Конго, Руанды, Танзании, Сомали и ряда бизнес-структур в Африке, Кувейте и СНГ. Председатель научно-экспертных советов фондов «Открытая экономика» и «Национальные перспективы»; профессор Университета Макерере и Национального института «Высшая школа управления». С апреля 2009г. - советник компании экспертного консультирования «Неокон».
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Беларусь сменила гнев на милость в деле присоединения к Таможенному союзу (ТС).
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика